Как повысить культуру чтения учащихся. Примерная программа по формированию культуры учащихся ( рассчитана для детей 1-4 классов).

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа














«Как повысить культуру чтения учащихся»







Сообщение подготовила:
учитель начальных классов
Драгунова Мария Сергеевна











Новолокти, 2014
«Чтение – ничто;
осмысленное чтение – кое-что;
чтение осмысленное
и прочувствованное – совершенство».
А.С.Пушкин

Быстрая смена ценностных ориентаций в современном мире заставляет учителей помнить об актуальности высказывания М.М.Пришвина, что устойчивое нравственное правило для воспитания детей нужно больше, чем хлеб. Программа развития воспитания в системе образования среди ряда приоритетных направлений отдает должное «приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина».
Не только не потерял, но и получил еще большую важность этот вид деятельности в настоящее время, и уроки внеклассного чтения приобрели дополнительную ценность. Сегодня просто необходимо возвратить книге то почетное место, которое она занимала еще 10-15 лет назад, повысить читательскую культуру нации, интерес к литературе как к виду искусства. Вернуть книгу в руки ребенка непросто. Более легкие, увлекательные занятия, связанные с использованием аудио-визуальной и компьютерной техники, составляют серьезную конкуренцию чтению, а в будущем, возможно, вообще отлучат ребенка от литературы. Не пытаясь отрицать всей значимости современных информационных технологий, нам хотелось бы привлечь внимание к чтению не столько как к способу получения информации, сколько как к возможности соприкоснуться с сокровищницей общечеловеческой культуры. Чтение никогда не потеряет своей актуальности как вид интеллектуальной деятельности, как средство духовно-нравственного воспитания и как источник эстетического наслаждения.
Серьезная работа учителя начальных классов по привитию интереса и любви к чтению, тесное сотрудничество с библиотекой заслуживают огромной благодарности и являются залогом открытости ребенка новым знаниям и переживаниям, способствующим дальнейшему развитию личности учащегося.
Заинтересованность учителя в развитии социо-культурной компетенции учащихся, расширении их кругозора, их нравственном развитии, в формировании положительного отношения к литературе как одной из ценностей общечеловеческой культуры, и к образованию, в целом, как условию жизни, достойной Человека, понимание учителем приоритетности решения воспитательных задач в работе с детьми. «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом», – писал В.А.Сухомлинский.

Как повысить интерес учащихся к изучению литературы?

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению художественной литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Ещё А. А. Волков справедливо полагал, что невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему.
Так как же возбудить интерес учащихся к чтению?
Главная задача учителя, на мой взгляд, – сделать так, чтобы каждый урок удовлетворял стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность.

I этап Одной из форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, воспитывающих интерес к учебному материалу, является урок с элементами занимательности.
Первая попытка осмыслить проблему занимательности была предпринята В. Ф. Одоевским. В человеке, утверждал он, заложено стремление к познанию, любопытство. Самый серьёзный труд должен быть для ребёнка занимательным.
Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношении к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл. Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно откликаются на занимательность, на новое и необычное, дающее выход эмоции. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка и литературы (игры, упражнения, состязания, конкурсы, игры-путешествия, шарады, загадки и др.) создаёт положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.
Вводить элементы занимательности необходимо с самого первого урока литературы. Почти на каждом уроке, тем более на уроке внеклассного чтения, можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе или рекомендованным для самостоятельного чтения.
1. Показывать рисунок, а дети должны называть сказку, отмечать, народная она или литературная, говорить, кто её написал. Можно немножко усложнить эту игру, предложив назвать не только автора и сказку, но и объяснить, какой момент изображён на рисунке, пересказать этот эпизод.
2. Можно подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках, и организовать игру под названием «Вернись в сказку». Увидев на рисунке предмет, дети должны назвать сказку, где о нём говорится. Например, яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и т. д. (одни и те же предметы или волшебные вещи встречаются не в одной сказке, поэтому можно устроить конкурс: кто назовёт большее количество сказок). Аналогичную игру можно подготовить по басням И. А. Крылова. Это побуждает учащихся прочитать большее количество басен.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны. Вот почему уроки лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.
1. Например, на уроке литературы можно показывать учащимся мешок и спрашивать: «Ребята, чей это мешок?» Класс молчит, тогда предлагать учащимся проверить, что в нём, а заглянув, начинать вытаскивать из него «потерянные вещи» и предлагать детям вспомнить героев, которым они принадлежат, название сказки, где с этими героями можно встретиться. Задание можно усложнить предложением не только назвать сказку, но и определять её вид (сказка о животных, бытовая, волшебная).
2. Когда учащиеся познакомятся с видами сказок, можно провести игру «Кто в какой сказке живёт». Пособия для этой игры составляются из картинок или рисунков ребят. Это изображения птиц, зверей, домашних животных, предметов быта, «волшебных вещей». Увидев рисунок, дети называют сказку, её вид. Эта игра помогает ребятам постичь красоту и выразительность русской речи. Они вспоминают, что такое постоянные эпитеты и в каких сказках их можно встретить.
3. После изучения литературной сказки можно использовать индивидуальные задания с привлечением портретов писателей и иллюстраций к их произведениям. Учащиеся должны совместить иллюстрации с портретами писателей, к произведениям которых созданы эти иллюстрации.
4. Это же задание можно сделать моделью занимательного творческого процесса: «Мы с вами составляем задание для будущих учеников. Составьте для них викторину. Подготовьте карточки с отрывками из произведений, которые вы прочитали, пронумеруйте их». Получив 5-6 карточек, ученики других (возможно, параллельных) классов на листке должны будут записать их номера и рядом – названия произведений, фамилию автора, а возможно, и сцену, о которой идёт речь.

Возникает творческий интерес учащихся. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», а это заставляет их ответственнее относиться к выполняемому заданию, побуждает к чтению произведений не только школьной программы.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё отношение к миру. Необходимо как можно чаще давать ученику возможность стать автором не только сочинений, но художественных произведений, высказываний. Сочинить сказку, стихотворение, загадки, былину (соблюдая стилевые и языковые возможности), сделать книжки-малышки, украсив их иллюстрациями, инсценировать отдельное произведение или отрывок из него.
Рисовать иллюстрации к произведениям учащиеся очень любят. Здесь тоже есть очень много возможностей для творчества. Можно дать задание не просто нарисовать иллюстрацию к произведению, но предложить учащимся, например, изобразить то, что главный герой мог видеть, оказавшись в той или иной ситуации.
На уроке обязательна защита таких иллюстраций.

При оценивании творческих работ учащихся учитель должен помнить, что его оценка может сформировать у учащихся неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Поэтому на начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детскими руками. Возможно, на первых порах следует отказаться от критики. В дальнейшем же, когда между учителем и учениками закрепятся доверительные отношения, можно сравнивать выполненное творческое задание с поставленной задачей.

II этап Следующим этапом повышения интереса к изучению литературы может быть участие в различных конкурсах по предмету, как городского, так регионального и всероссийского уровня. Дети, как и взрослые, нуждаются в признании своих способностей, очень радуются, получая призы и подарки, и впоследствии очень стараются читать как можно больше, чтобы добиться успеха.

Если уроки литературы станут для каждого учащегося источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, то проблема интереса к предмету отпадёт сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.
Ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
Книга как средство для совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и в сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для того, чтобы он сумел получить такую возможность, важно поддерживать и развивать интерес начинающего обучение школьника к книге, расширять круг его интересов. И, что очень важно, показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы с первого года обучения книга стала настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно.

III этап Чтобы оказать помощь школе и семье в воспитании маленьких Читателей, в Зале делового чтения для детей и подростков ЦБ можно разработать программу по формированию культуры чтения учащихся.
Программа должна определять мероприятия, которые познакомят детей с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе одновременно с расширением знаний о жанрах художественной литературы. Это поможет поднять интеллектуальный и общекультурный уровень ребят, вместе с ними шагая в природу вещей и явлений. Нужно стараться развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей; это сотворчество с ребенком в открытии книги.
Примерная программа по формированию культуры учащихся «Здравствуй книга!» ( рассчитана для детей 1-4 классов).
Целью программы может быть активизация чтения детей как в школе, так и в домашних условиях, и привлечение детей к пользованию библиотекой.

Задачи программы:
1. раскрыть творческие возможности ребенка как читателя;
2. способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
3. дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;
4. повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;
5. формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
6. способствовать совместному творчеству детей и родителей.

В работе с детьми должны объединяться интеллектуальное и эмоциональное начала, привлекаться художественная литература и материалы по природоведению, аудиоматериалы.
И поскольку невозможно воспитать у ребенка потребность в постоянном чтении и общении с хорошей книгой без участия родителей, программа должна предусматривать семейные праздники с родителями, которые дают возможность детям поделиться впечатлениями от прочитанных книг и почувствовать сопричастность взрослых детскому чтению.

Предполагаемые темы программы:

1. История твоей книги
Беседа-путешествие
Сентябрь

2. Е. И. Чарушин: От визуализации к тексту
Литературный час
Октябрь

3. С. Михалков: Мелодика и ритм стихотворения
Литературный час
Ноябрь

4. А. Л. Барто: Настроение литературного произведения
Литературный час
Декабрь

5. В. В. Бианки: Истоки сюжета
Литературный час
Январь

6. Н. Н. Носов: Характер героя литературного произведения
Литературный час
Февраль

7. В. Ю. Драгунский: Умная душа
Литературный час
Март

8. С. Я. Маршак: Автор и переводчик
Литературный час
Апрель

9. Книжка из детства в наследство
Семейный праздник
Май

15