Сценарий фольклорного праздника Не красен мир без солнышка, не мила жизнь без малых детушек


Сценарий фольклорного праздника в начальной школе
«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек».
Цели:
Пробуждение у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаям и традициям.
Расширение и углубление знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора.
Воспитание гражданственности и национального самосознания младших школьников, чувства уважения и любви к прошлому своей родины.
Оборудование: оформление крестьянской избы, плакаты с наименованием жанров детского фольклора, кукла, люлька, атрибуты народного костюма.
Ход занятия:
Учитель:
В народе бытует мнение, что человек прожил жизнь не зря, если посадил дерево, построил дом и вырастил сына. О чём сегодня пойдёт разговор, вы узнаете, если внимательно прочитаете пословицу:
НЕ КРАСЕН ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЫШКА, НЕ МИЛА ЖИЗНЬ БЕЗ МАЛЫХ ДЕТУШЕК.
Раньше крестьянские семьи были многочисленными. Вероятно, поэтому родственную единокровную группу людей и стали называть словом-семья-7я (по количеству человек).
Сегодня мы совершим историческое путешествие вглубь веков. Для этого проходите все в горницу и садитесь за общий стол.
(Все участники праздника и гости садятся на лавки вокруг стола.)
Ведущий 1:
Собрались мы, не на почётен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною.
Ведущий 2:
А ещё хотим пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Всё, что услышите, дошло до нас от ваших прабабушек и прадедушек.
Учитель:
Представьте себе, что мы все - одна семья. В нашей семье радость - скоро в ней появится малыш. Все с нетерпением будем ждать этого дня, будем к нему готовиться.
- Как вы считаете, что предпринимали до рождения ребёнка? Как к этому событию готовились раньше?
(Ответы присутствующих.)
-Нужно приготовить люльку (колыбель) для новорождённого.
-Как могла выглядеть колыбелька? Нарисуйте её на приготовленных заранее альбомных листах.
(Работа выполняется в группах с последующим обсуждением рисунков).
-А вот и настоящая люлька, в которой выросло ни одно поколение людей (показ).
Рассказ о люльке.
(Рассказ сопровождается демонстрацией: один ученик рассказывает, а другой показывает).
Люльку вешали на верёвке на гвоздик возле прялки, чтобы прясть и качать дитя одновременно. Сверху накрывали занавесочкой, завязанной наверху, чтобы мухи не летели, солнце не светило. Иногда вешали шаль. Вниз на досочки соломки постелят, поверх какие-нибудь стилки, кто телогреечку положит или тряпочки, у кого что было. Маленькую подушечку кто ватой набил, кто пёрышками.
Выбор имени.
Учитель:
-Вот и настал день, когда в семье родился ребёнок. Сначала его клали на печку на подушечку, а только потом в люльку. (Показ куклы, которую запеленали в одеяльце).
-Что необходимо дать при рождении новому человеку?
Рассказ «Имена в Древней Руси».
Учащийся 1:
В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали имена наиболее характерные признаки или внешние особенности. Например, Балагур, Светлана, Чернава.
Учащийся 2:
Были имена, которые часто отражали порядок появления детей. Например, Первый, Старшой, Вторуня, Третьяк.
Учащийся 3:
Отдельные имена характеризовали время рождения ребёнка. Например, Зима, Вешняк.
Учащийся 1:
Были имена, Связанные с явлениями природы (Метелица, Вьюжица).
Учащийся 2:
Другие имена отражали какие-либо особенности новорождённых: Пискун, Прыгун, Лобик.
Учащийся 3:
Часто при рождении ребёнка, выбирали имя, которое имелось в церковном календаре.
Учитель:
По этой причине иногда случались всякие нелепые случаи. Один из них описан в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
«Родился Акакий Акакиевич против ночи, на 23 марта… Родильнице предоставили на выбор любое из трёх (имён), какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата. Нет,- подумала мать,- имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула, Варахасий. «Вот это наказание,- проговорила мать,- какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала такие. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифилий или Варахасий». Ещё переворотили страницу-вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу,- сказала родительница,-что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом, и произошёл Акакий Акакиевич».
- А у нас девочка. Нравиться она вам, люба? Вот и назовём её Любава.
- А, что обозначают ваши имена?
(Выступления учащихся).
Любит Ксения гостей,
Добротой от Ксюши веет.
Вкусных лакомств и сластей
Для подружек не жалеет.
Алина - добрая душа.
Всем спешит помочь
И собою хороша,
Ласковая дочь.
Виталий - «жизненный».
Алексей – «защитник».
Геннадий – «благородный».
Дмитрий – «земледелец».
Дали нашей девочке имя, это событие надо отметить.
- Как? Конечно же, гулянием да пляской.
(Музыкальные номера, приготовленные заранее на русский народный мотив).
Колыбельная песня.
Ведущий 1:
-Первое, что слышит младенец из уст матери - это колыбельная песня.
Ведущий 2:
- Колыбельная песня, прежде всего, отражает мысли и чувства матери, поглощённой уходом за ребёнком.
Учитель:
- Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают хворостиной, колотушкой, волком и таинственной букой, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновок.
Сейчас мы это и услышим в вашем исполнении.
(Учащиеся, качая колыбель, поют песенку для куклы - Любавы).
Баю, баюшки, баю,
Колотушек надаю,
Кылатушечка мала,
Тебе по носу дала.
2. Котик – коток,
Что ты ходишь без порток?
А на што мине портки,
Мои ножки коротки.

3. Ходит коток по лавочке,
Водит Любочку за лапочки,
А я этому коту
За работу заплачу:
Дам кувшинчик молока,
Да кусочек пирога.
Учитель:
(Сопровождает свой рассказ показом).
-Нередко матери обращались по ночам за помощью к своим детям постарше.
-Ксюша и Алина, вы детушки-погодушки. Качайте малую по очереди. Сегодня твоя очередь, Ксюша, лежи на печи, глазки спят, а ушки слушают.
Мать сидит ночью, прядёт. Одну верёвку привяжет к люльке, а вторым концом дочери за руку. Вторую верёвку привяжет к ноге, а конец верёвки положит рядом с собой. Ребёнок заплачет, мать наклонится, верёвку возьмёт и начинает дёргать дочь за ногу, чтобы проснулась. А дочь сама ещё мала (5 лет). Так с пяти лет и нянчили старшие своих младших братьев и сестёр. Начиная рукой дёргать верёвку туда-сюда, люльку качать.
Если маленький ребёнок плакал всю ночь напролёт, его носили под насест курятника и говорили «Куры, куры, возьмите криксы дневные, ночные и полуночные». После этого ребёнок переставал плакать.
Пестушки.
Учитель:
Малыш подрастает и слышит пестушки, потешки, прибаутки.
Пестушка исполнялась в процессе действий, которые выполнял маленький ребёнок со взрослыми. Пестушка учит малыша понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово. Слово взрослого даёт команду, а ребёнок должен под эту команду сделать какие-то движения. Постепенно ребёнок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребёнка:
Ладушки, ладушки,
Где были?- У бабушки.
Что ели?- Кашку.
Что пили?- Бражку.
Попили, поели,
У-у-у, полетели,
На головушку сели.
В середине ладошки кружат указательным пальцем, приговаривая:
Сорока, сорока,
Где была?- Далёко.
Кашку варила,
Деток кормила.
Потом, указывая на каждый палец ручки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
И этому дала,
и, останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому не дала.
Водичку не носил,
Дрова не рубил,
Печку не топил.
Потешки.
Ведущий 1:
Пестушка перерастает в потешку. Малыш вырос, научился ходить. Пора приучать его к труду.
Тра-та-та, тра-та-то Положите решето,
Мучки просейте,
Пирожки затейте
С гречневой кашей
Пироги для Любаши.
Ведущий 2:
А какой малыш любит умываться или расчёсывать волосы? И тут на помощь приходит потешка.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Учитель:
В глубокой древности слова потешки не столько «потешали» сколько «заклинали»; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённое слово-заклинание может повлиять на природу, например, заставить расти волосы:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса…
Или
Как с гуся вода с Любавушки худоба,
Под ясень воду под дубовую колоду.
Прибаутки.
Прибаутка-маленькая сказочка в стихах в вопросно-ответной форме. Что ни прибаутка, то своя история.
Козлик на базар ходил,
Козлик косу купил.
-На что ему коса?
-Мураву-траву косить.
-На что траву косить?
-Доброго коня кормить.
-На что коня кормить?
-Дубовый лес возить.
-На что лес возить?
- Через речку мост мостить.
-На что мост мостить?
-В гости к козыньке ходить.
Небылицы.
Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение, рисует необычные, небывалые картины жизни.
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс
Да на полочку унёс.
А полочка обломилась
И яичко разбилось,
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась,
Ох, куда-куда-кудак,
Не бывало у нас так!
Итог занятия:
-Сейчас прозвучали различные жанры устного народного творчества. Назовём их ещё раз. Все они являются детским фольклором. Всё это сопровождало детей в раннем возрасте. По мере того, как дети подрастали в их жизнь входили другие жанры народного творчества (скороговорки, считалки, дразнилки и т. д.)
Как видим много хлопот доставляли дети своим родителям. С воспитанием детей связаны и некоторые пословицы. Прочитайте их и объясните.
Детишек воспитать - не курочек пересчитать.
Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.
-Наш праздник подходит к концу.
-Считаете ли вы сегодняшний наш разговор полезным? Что для себя взяли на заметку? (Высказывания детей).
Ведущий 1:
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
А преданья старины
Забывать мы не должны.