Статья ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «метапредметные действия».
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные [1].
Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?
Специалисты в области физической культуры (М.Я. Виленский, Ю.А. Копылов, В.П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из‐за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе [2].
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.  В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения .В качестве примера приведем краткий сценарий урока в 5 классе «Теоретические и практические основы баскетбола» и распишем УУД, формируемые на данном уроке.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока – создать условия для освоения теоретических знаний об истории баскетбола и практических навыков игры в баскетбол.
Задачи: 1) сформировать способ ловли и передачи мяча двумя руками от груди, ведение мяча на месте одной рукой; 2) тренировать двигательные умения, развивать внимание, сформировать коммуникативные умения, воспитывать культуры движений, веру свои силы; 3) развить умения коллективной игры.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимание об истории возникновения баскетбола, умение применять теоретические знания на практике, способность подбирать физические упражнения по их функциональной направленности.
Метапредметные: умение применять теоретические знания на практике, способность к быстрому реагированию.
Личностные: выносливость, сила скорости, координация, воспитание командного духа.
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (3–5 мин).
Построение, приветствие, сообщение темы урока, мотивация к освоению новых знаний.
Цели этапа: 1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»); 3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Деятельность учителя: Аналитическая беседа. Организаторская, стимулирующая. Мотивация учащихся. Создание условий для подготовки к уроку.
Деятельность обучающихся: Устные ответы на вопросы учителя. Коллективная мыслительная деятельность.
2 этап. Теоретическая часть. Работа с проектором. Теория баскетбола (7–10 минут).
Цели этапа: 1) зафиксировать актуализированные способы действий в речи; 2) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках.
Деятельность учителя: организаторская, стимулирующая.
Деятельность обучающихся: Устные ответы на вопросы учителя. Коллективная мыслительная деятельность.
3 этап. Практическая часть. Построения. Выполнения команды (15 мин).
1) Ходьба с различными положениями рук: в сторону, вверх, за голову, на пояс.
2) бег;
3) бег змейкой;
4) ОРУ:
- И. п. ноги на ширине плеч, круговые движения головы (4 вправо, 4 влево);
- И. п. ноги на ширине плеч, руки на плечо, круговые движения руки (4 вперед,4 назад);
- И. п. ноги на ширине плеч, руки на пояс, круговые движения тазобедренного сустава;- И. п. ноги на ширине плеч, руки на колено, круговые движения колен.
- И. п. ноги вместе, прыжки вверх на месте.
Работа парами:
- ловля и передача двумя руками от груди;
- ведение мяча на месте;
- игра 5 х 5 или 4 х 4, 3 х 3, 2 х 2.
Цель этапа – организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Деятельность учителя: Организаторская, стимулирующая, дифференцированный подход к учащимся.
Деятельность обучающихся: индивидуальные и коллективные выполнения заданий.
4 этаж. Рефлексия. Построение. Подведение итогов (5 минут).
Цели этапа: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований; 3) организовать оценивания учащимся собственной деятельности на уроке.
Деятельность учителя: жесты судьи, организация самоконтроля обучающегося с последующей самооценкой.
Деятельность обучающихся: ученики оценивают свою деятельность на уроке.
Приведем универсальные учебные действия (УУД), формируемые на различных этапах данного урока:
1 этап. Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
2 этап: Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.
3 этап: Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителем ловли и передачи мяча.
4 этап: Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению; регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; личностные: анализ собственной деятельности на уроке.
В заключение отметим, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, поэтому необходимо разработать такую методику, т.е. выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры .Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям .