ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Кислицына Л.В., учитель информатики
МБОУ СОШ № 137 г. Уфы
Согласно государственной программе развития образования до 2020 года миссией современной школы является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет
внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов[1].
Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий(УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В современных условиях приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых стандартов. Развитие личности в системе школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В свете модернизации российского образования к учебному процессу предъявляются новые требования. Теперь перед школой стоит задача формирования личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяющегося уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования целостной системы универсальных учебных действий, так как УУД, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов, с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд особенностей и привилегий: техническая составляющая, особенность устройства кабинета.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования УУД.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
Виды УУД
Личностные
УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Умения организовывать свою деятельность Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Умения общаться, взаимодействовать с людьми
Личностные универсальные учебные действия
действие смыслообразования (интерес, мотивация);
действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
формирование желания выполнять учебные действия;
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу.
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получит возможность для формирования действий:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;
организации информации в виде списков, таблиц, деревьев;
использовать знаково-символические средства;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
аргументировать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, это могут быть уроки – конкурсы, уроки – игры, в которых учащиеся разделяются на команды, а команды выбирают капитанов. Задания связаны с материалом учебника и формируемыми универсальными учебными действиями.
Список использованной литературы
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 28.12.2013).