Прект на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в условиях реализации ФГОС основного общего образования»


Администрация Воскресенского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Воскресенский научно-методический центр»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических работников
«Системно - деятельностный подход – основа реализации
федеральных государственных стандартов
основного общего образования»»
Итоговый проект
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
(кафедральный вариативный модуль)
72 часа
Выполнил: Слушатель Фролова Елена Александровна
Учитель географии 1 квалификационной категории
МБОУ-лицей «Воскресенская кадетская школа»
Воскресенск
2014


Содержание.
Введение……………………………………………………………………………. 2
Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии ..2
Характеристика познавательных УУД…………………………………………6
Формирование познавательных УУД на уроках географии…………………..12Формирование познавательных УУД на разных этапах урока……………….20Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег Введение
 Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться         Современная система образования призвана  вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а  формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
Умение пользоваться современными информационными технологиями;
Владение научными географическими понятиями;
Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Система универсальных учебных действий (по ФГОС).
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (информационные):
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические (интеллектуальные) универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Исследовательские действия.
Характеристика познавательных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы.
УУД Результаты развития УУД Значение для географического образования школьника
Познавательные (знаково-символические и логические) Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умения делать выводы и умозаключения;
Составлять описания и характеристики, сравнивать.
Познавательные (постановка и решение проблем) Формирование поискового стиля мышления Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения.
С позиции деятельностного подхода задача достижения нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы. В основе которой находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий. Новая система предполагает отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств и форм организации обучения. Таким образом, функционирование новой методической системы обеспечивают следующие методические условия.
Необходимость определения цели формирования УУД.
С позиций требований ФГОС задача обучения заключается в обучении способов действий. Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, т.е. в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.
Отражение формирование познавательных УУД в целеполагании учебного процесса.
Примерные формулировки задач урока:
Выявить особенности процессов, объектов и явлений;
Установить причинно-следственные связи;
Сравнить объекты, территории;
Выделить черты сходства и различия;
Объяснить;
Проанализировать;
Сформулировать суждение;
Выделить существенные признаки;
Найти необходимую информацию;
Определить источники необходимой информации;
Построить модель (смоделировать);
Преобразовать информацию в схему, таблицу;
Провести наблюдение;
Составить план по тексту;
Представить подготовленную информацию в виде презентации;
Сформулировать гипотезу;
Найти ответ на вопрос;
Высказать предположение;
Привести доказательства; классифицировать объекты по признаку;
Найти необходимую информацию для решения задачи.
2.Планирование каждого этапа учебной деятельности. Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения.
3.Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД использую следующие географические методы.
Географический метод Осуществляемые действия Примеры заданий
Метод наблюдения Определить цель наблюдения;
Произвести отбор источников информации;
Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;
Провести наблюдение за погодой;
Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.
Метод географического описания Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Составлять географическую характеристику территорий. По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.
Историко-географический метод Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге,западе) республики.
Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.
Сравнительно – географический Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.
Картографический Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса?
Статистический Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.
По климатограммам определите тип климата данной местности.

Таким образом, при соблюдении всех условий, УУД выступают существенным фактором в освоении учащимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров.
Формирование познавательных УУД на уроках географии. На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например.
Найти на карте крупнейшие горы мира.
Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.
Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.
Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.
Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.
Составить план параграфа и изложить текст по плану.
Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)
Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).
Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.) Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.
Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.
Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.
Умение давать определения понятиям.
Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.
Примеры.
Прочитайте определения понятия «гранит»:
Это широко распространенная в земле горная порода;
Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;
Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;
Магматическая горная порода.
Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.
Прочитайте определение понятия:
Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.
Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.
Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:
Магматическая горная порода – это застывшая магма.
Прочитайте определение:
Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.
Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.
Умение классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.
Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)
Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)
Разделите слова на группы несколькими способами:
Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)
Умение сравнивать.
«….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.
Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.
Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
Сравните ресурсообеспеченность стран мира.
Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.
На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.
Умение моделировать.
Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии применяется при изучении:
закономерностей размещения географических явлений и процессов;
территориальных связей и взаимодействий;
оптимального развития геосистем разного ранга.
Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.
Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.
Составление памятки туристу для посещения Австралии.
Составление экскурсионного тура по городам Центральной России.
Умение наблюдать.
Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.
Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.
Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?
Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических подробностей и объектов.
Умение делать выводы и умозаключения.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.
Определите, что общего между этими фактами:
Реки текут в море;
Круговорот воды в природе;
Крупнейшие животные нашей планеты обитают в море;
На дне океана откладываются осадочные горные породы;
Планеты вращаются вокруг Солнца.
(Все явления основаны на законе всемирного тяготения)
Приведите географический аналог реки Миссисипи в России.
Это может быть река Волга, т.к. течет с севера на юг, является символом государства, имеет похожую речную систему и т.д.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).
Объясните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную структуру.
Почему западные склоны Уральских гор получают больше осадков, чем восточные?
Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:
Образование ветра
Разница атмосферного давления
Географическая широта местности
Различие в нагревании земной поверхности
Угол падения солнечных лучей
Интерактивные формы обучения географии в формировании познавательных УУД.
Интерактивные методы обучения реализуются во взаимодействии педагога и учащихся. К наиболее популярным методам относятся: ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, проекты, мозговой штурм, кейс-метод, решение и составление различных занимательных задач, проблемные ситуации и другие.
Кейс-метод.
Это проблемно-поисковый анализ, позволяющий учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему.
Загрязнение океана.
Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.
Вопросы к кейсу.
Сформулируйте проблему.
Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.
Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.
Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.
Что можешь сделать ты?
Вывод.
Проблемные ситуации.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
Растения и животные выполняют двойную роль в жизни человека. Но если биологические ресурсы приносят кроме пользы еще и вред, то стоит ли их охранять.
Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?
Занимательные задачи.
Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует мыслительную деятельность.
Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине сентября 1942 г. мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в роще у деревни скопления ремонтируемых фашистских танков. «Как объяснить потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию?» В это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви – вставало, поднимаясь над рощей, солнце. Как раз по другую сторону церкви находились танки. «Название деревни я знаю,- обрадовался Миша, - осталось узнать немногое». Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по вражеским танкам. Что сделал юный разведчик, чтобы определить местонахождение танков?
Герой Советского Союза А.В.Беляков, готовясь к полету через Северный полюс в Америку, сказал, что «во время полета мы будем придерживаться более удобного для нас счета времени по Гринвичскому меридиану. Но когда мы сядем в Америке и переставим свои часы на местное поясное время, то окажется, что при полете с Северного полюса были одни сутки продолжительностью в …35 часов»
Из Ленинграда и из пункта на северном берегу озера Эдуард, расположенного в Африке, немного западнее озера Виктория, одновременно вылетели два самолета. Оба пункта отправления находятся на 30⁰в.д. Самолеты летели с одинаковой скоростью вдоль параллелей на восток. Первый приземлился в Магадане, второй, отклонившись перед посадкой несколько к югу,- на берегу Маклая в Новой Гвинее (оба пункта расположены приблизительно на 150⁰ в.д.) Какой самолет прилетел месту назначения быстрее? Во сколько раз? Почему?
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока. В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.
Уроки, построенные в соответствии с технологией cистемно-деятельностного подхода, где на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. учатся школьников лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
Заключение.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.
Современному обществу нужны люди, умеющие творчески подходить в труду, активно и самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизнью или конкретными ситуациями.
В этих условиях проблема повышения эффективности обучения школьников, подготовки их в жизни, к практической деятельности, к продолжению образования приобретает особо важное значение.
Успех учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от умственной активности учащихся. Роль интереса, как стимулятора педагогического процесса чрезвычайно велика, это одно из ведущих условий, при котором активизируется деятельность и работа на уроке учащихся.
Работа над этой проблемой помогла мне систематизировать и углубить знания по этому вопросу, побудила к поиску новых форм и приемов активизации учебно-воспитательной деятельности школьников и позволила сделать следующие выводу:
В календарно-тематическом планировании необходимо предусмотреть активизацию учебно-познавательного процесса, выбрать технологию, формы и средства работы, прогнозируя результат, а методы и приемы предусмотреть в поурочном планировании.
Активно применять способы интенсификации учебно-воспитательного процесса:
Создавать свободную, творческую, максимально продуктивную психологическую атмосферу, основанную на доверии к детям;
Совершенствовать практическую направленность урока, умение сосредотачиваться на главном;
Внедрять новые и совершенствовать старые формы урока;
Индивидуализировать и дифференцировать работу;
Использовать возможности внеурочной работы для активизации познавательных интересов учащихся.
Продолжить работу по созданию разноуровневых заданий с целью их более широкого использования в разных классах.
Таким образом, проблема вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность всех без исключения детей является ведущей и решить её может только учитель, его желание и умение творить, работать, увлекать за собой.
В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Список литературы.
Основная.
1.Конституция Российской Федерации (в редакции Указов Президента РФ от 09.01.1996 г. № 20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.201 №679, от 25.07.2003 №841 и Федеральных конституционных законов от 25.03 2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФЗК, от 12.07. 2006 № 2ФЗК, от 30.12.2006 № 6- ФЗК, от 21.07.2007 № 5- ФЗК).
2.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
3.Приоритетный национальный проект «Образование».
4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2012 г. № 413.
7. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
8. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие. М.:УЦ Перспектива, 2008.
9. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2009
10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2010 г.
11. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
Дополнительная.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации./Сост. Лазарева Л.А.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.
4. Технология «Портфолио» в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2012.
5. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Е.И. Булин – Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова).- М.: Просвещение, 2012
7. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
8. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Интернет ресурсы.
http://festival.1september.ru/articles/527236/.
(Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе).
http://school1884.ru/ (Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС).