«Проектирование урока математики с позиций достижения планируемых результатов ФГОС НОО (на примере УМК «Перспектива»)»


1 слайд
Проектирование урока математики с позиций достижения планируемых результатов ФГОС НОО (на примере УМК «Перспектива»)
2 слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какие результаты: личностные, предметные и метапредметные – должны быть сформированы при изучении любой из учебных дисциплин, в том числе и математики.
Работаю по учебнику «Математика» - 4 класс. Автор Людмила Георгиевна Петерсон.
Все элементы учебника: его разделы, способ подачи материала, содержание текстов, задания, схемы, таблицы – ориентированы на формирование УУД.

3 слайд

Построение современного урока математики, содержание и методика проведения всех его этапов должны быть направлены на формирование УУД.
Выполнение любого учебного действия на уроке (освоение нового материала, выполнение упражнения, подведение итога урока и т.п.) должно преследовать формирование не одного УУД, а целого их комплекса.
4 слайд
Любой урок, традиционный или проблемный, интересный или скучный для того, чтобы он достиг поставленной цели, должен иметь свое строение, т.е. четко определенную, заранее продуманную учителем определенную структуру, в которой выделяются определенные этапы.

5 слайд
Посмотрим этапы урока и те универсальные учебные действия, которые можно сформировать у обучающихся на данных этапах.
Тема урока: Сложение дробей.
Тип урока: Урок закрепление знаний и выработка умений.
Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний учащихся по теме, обеспечить развитие у школьников умения планировать свою деятельность
для обучающихся: складывать дробные числа с одинаковыми знаменателями; решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу, сравнивать дроби; уметь контролировать свои действия в процессе выполнения задания, определять качество своего усвоения учебного материала.
6 слайд
Планируемые результаты УУД
Предметные: - отработка умения складывать числа с одинаковыми знаменателями, решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу, сравнивать дроби.
Регулятивные: - постановка учебной цели на основе соотнесения личных затруднений с тем, что уже знакомо; формировать умения самостоятельно контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Познавательные: - формировать навыки сложения и вычитания дробей, применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
7 слайд
Организационная часть урока
Основная цель данного этапа — создание необходимого для работы эмоционального настроя.
Формируются следующие УУД:
- коммуникативные: слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - личностные: проявление уважения к учителю и товарищам.
Образцом доброжелательного начала работы могут различные обращения:
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я вижу ваши добрые заинтересованные глаза, вижу в них поддержку и верю, что каждый из вас будет моим активным помощником.

8 слайд
Мотивация учебной деятельности учащихся
На слайде цель этого этапа и формируемые учебные действия
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)
Формируемые УУД:
Личностные: формирование учебной мотивации, Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Одна из основных целей, которая должна быть достигнута на этапе мотивации темы урока, - это появление у школьников интереса к предмету изучения, желание его усвоить.
Поэтому данный этап урока должен быть интересным учащимся. Например:
- Математика работает с числами. Какое число «хозяйничает» сегодня на уроке? (18) Запишите в тетрадь.
- Увеличить его в 5 раз. (90)
- Уменьшить на 45. (45)
- Увеличить в 1000 раз. (45 000)
- Уменьшить в 90 раз. (500)
- Увеличить на 200. (700)
- Увеличить в 70 раз (49 000)
- Уменьшить на 1. (48 999)
9 слайд
- С какими числами мы сейчас работали? (С натуральными)
- Какие ещё знаете числа? (Дробные)
- Запишите в общем виде дробное число. (mn )- Проверка по эталону. У кого так? Ставят + в тетрадях.
Что обозначает буква n? /Знаменатель/
- На что показывает знаменатель? /Показывает, на сколько равных частей делят целое/
- Что обозначает буква m? /Числитель/
- На что показывает числитель? /Сколько равных частей взято/
- В зачетном листе оценивают свои знания под № 1, знаками.
- Какие действия с дробями вы умеете выполнять? /Читать, записывать, сравнивать, находить часть числа, выраженной дробью, находить число по его части) 10 слайд
Зачетный лист
Проверку своих знаний проводит сам ученик под контролем учителя. Ребята в начале урока получают зачетный лист, подписывают его. В листе указаны знания и умения, которые предъявляются в течение изучения темы. Ученики на уроке отвечают, что они знают и умеют, отмечая это в специальной графе.
Данные листы помогают определить пробелы в знаниях, корректируют их.
11 слайд
Цели и учебные действия актуализации знаний представлены на слайде.
Цель:
1) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
2) зафиксировать все повторяемые понятия;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.
Формируемые УУД:
- Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие- Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
- Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
12 слайд
Способы актуализации темы урока
13 слайд
Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1) оценить собственную деятельность на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Коммуникативные: аргументация своего мнения.
По зачетному листу ребята оценивают свою работу.
- У каждого круг, разделенный на 3 части:
- закрасьте весь круг зеленым карандашом, если у вас все «+» и вы сегодня все поняли;
- закрасьте желтым карандашом 2/3 если остались небольшие неясности, и есть «+»
- закрасьте красным карандашом 1/3 если многое не поняли, и есть «-».
21939254318000

14 слайд
Закончить беседу о построении, этапах урока и их значении мне бы хотелось цитатой Платона, древнегреческого философа, оратора и педагога:
"Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому".
Только хорошо продуманный, гармонично сочетающий в себе разнообразные задания и приемы урок способен принести результаты.