Использование технологии проблемно-диалогического обучения как условие достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО


Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Пимкиной Татьяны Михайловны
Использование технологии проблемно-диалогического обучения как условие достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО
Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Изменения в обществе повлияли и на ситуацию в образовании. Сегодня важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. В современных условиях задача учителя – не дать сумму готовых знаний, а показать путь к познанию. «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили», - считал А. Эйнштейн. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и «обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования».
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, способствующий формированию УУД. В связи с этим на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии, использование которых позволяет организовать урок, ориентированный на формирование у школьников общеучебных умений.
Одной из таких современных образовательных технологий является, на мой взгляд, технология проблемного диалога, или технология проблемно-диалогического обучения, которая имеет характер деятельностного типа и позволяет наиболее полно реализовать требования ФГОС. Автором данной технологии является Е.Л. Мельникова, доцент, кандидат психологических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Её опыт полно и последовательно реализован в Образовательной системе «Школа 2100», по которой я работаю с 2000 г. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Она позволяет обучающимся не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а самостоятельно «открывать» знания, дает возможность их личностному росту, развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, формированию умения рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, развивает творческие способности обучающихся, т.е. соответствует современным целям образования. В этом и состоит актуальность, современность и перспективность данной технологии.
Концептуальность.
Проблемно-диалогическая технология базируется на концепции А.А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш.А., Леонтьевым А.А., Бондыревой С.К., Ладыженской Т.А., Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В., Горячевым А.В., Вахрушевым А.А., Даниловым Д.Д., Мельниковой Е.Л.
Педагогическим условием успешной реализации данной технологии выступает, с одной стороны, организация интенсивного мышления (проблематизация мышления, наращивание противоречий в учебной познавательной деятельности, ограничение времени на разрешение проблемной ситуации и др.). С другой стороны, важно создать такое педагогическое условие, как объективизация процесса мышления (фиксация всех этапов мыследеятельности, уточнение и корректировка предлагаемой версии, показ педагогом своего отношения к высказанной версии и др.). И наконец, важно обеспечить самостоятельность в действиях обучаемого. С учетом отмеченных и др. педагогических условий целесообразно обеспечить в рамках упомянутой концепции прохождение следующих этапов: восприятие и осмысление предложенной проблемы, создание и обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации, индивидуальные практические действия в соответствии с принятой моделью, анализ эффективности выполненного действия, рефлексия мышления в ходе реализованного действия. Таким образом, эта концепция позволяет реализовать два основных принципа обучения — принцип проблемности и принцип деятельности.
Теоретическая база опыта.
В XX веке развитие концепции проблемного обучения связано, в первую очередь, с американским психологом и педагогом Дж. Дьюи. Его педагогическая теория получила название инструментальной педагогики и заключалось в том, что ребенок должен получать знания и опыт в процессе самостоятельного исследования, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и т.д.
М.И. Махмутов предложил оригинальную системную концепцию проблемного обучения, разработал его методологическую базу и структурно-функциональную модель учебного процесса, обеспечивающую формирование навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) Е.Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, позволяющая реализовать деятельностный компонент образования.
Ведущая педагогическая идея.
Технология проблемно-диалогического обучения построена на диалоге с ребенком. Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика начальных классов основана на формировании умений и навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. И научить этому можно только начиная с начальной школы.
Цель педагогического опыта:
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательной реализации следующих педагогических действий:
создание проблемной ситуации с «удивлением» и с «затруднением»;
побуждение к осознанию противоречий проблемной ситуации;
побуждение к формулированию учебной проблемы (темы урока);
принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В структуру подводящего диалога могут входить как репродуктивные вопросы и задания (вспомнить, выполнить по образцу), так и продуктивные (анализ, сравнение, обобщение). Все вопросы опираются на пройденный материал, а последний обобщающий вопрос поможет сформулировать тему урока.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Этот метод постановки учебной задачи предполагает использование таких мотивирующих приёмов, как «яркое пятно» и «актуальность». Первый приём заключается в использовании сказок, загадок, фрагментов из художественной литературы, случаев из истории, из повседневной жизни, интригующего материала, шуток, игровых ситуаций, демонстрации необычных опытов, наглядности, иллюстрирующих учебную проблему. Второй приём состоит в раскрытии значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.
При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.
Оптимальность и эффективность.
Технология проблемно-диалогического обучения направлена на создание условий для формирования универсальных учебных действий. Средствами проблемного диалога формируется интеллектуально-развитая личность, способная к самовыражению, саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, технология проблемного диалога – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Поэтому перед собой, как педагогом, я определила следующую цель - адаптировать методы и приемы технологии проблемного диалога в преподавании русского языка и математики в начальной школе и на основе данной технологии формировать у обучающихся универсальные учебные действия.Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;
вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;
использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Технология проблемного обучения отличается эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством учащихся класса.
Поэтому большое значение при использовании проблемно-диалогического обучения уделяю разным видам мотивационного стимулирования младших школьников: поощрению, созданию ситуации успеха, удовлетворению желания быть значимым в коллективе, опоре на жизненный опыт, поиску альтернативных решений, самооценке деятельности и др.
Условиями, позволяющими формировать и развивать учебную мотивацию обучающихся, являются:
создание комфортной среды на уроке;
создание ситуаций для проявления успешности обучающихся;
поощрение всех видов деятельности, поощрение за любой видимый успех;
создание здоровьесберегающей среды на уроке;
развитие интереса к предмету.
Для того чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке носила продуктивный характер, использую следующие методы:
метод совместной образовательной деятельности;
разноуровневое обучение;
метод познавательной игры;
метод творческой импровизации;
проектный метод;
поисково-исследовательский метод;
интерактивный метод.
В результате использования проблемно-диалогической технологии обучения младшие школьники учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, что способствует достижению планируемых результатов начального общего образования. Данная технология делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д. Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». 
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Таким образом, учебный процесс с использованием проблемно-диалогического обучения ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку.
Результативность.
Технология проблемно-диалогического обучения результативна. Она обеспечивает высокое качество усвоения материала, развивает интеллект и творческие способности школьников, универсальные учебные действия; повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств, воспитывает активную личность при сохранении здоровья обучающихся.
Предметные результаты – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решений, подлинное понимание материала, продуктивные решения, быстрое закрепление, высокий уровень обученности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД – умение осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу; умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие речи.
Коммуникативные УУД – умение слушать и слышать друг друга, договариваться, распределять роли.
Регулятивные УУД – развитие целеполагания, планирования и контроля.
Личностные УУД – становление характера, мотивов, ценностей; воспитание инициативности, смелости, трудолюбия, сотрудничества.Результаты успеваемости по русскому языку и математике за 3 года
Класс/
учебный год Русский язык Математика
ОбученностьКачество ОбученностьКачество
2 класс
2013-2014 уч.г. 100% 83% 100% 83%
3 класс
2014-2015 уч.г. 100% 80% 100% 83%
4 класс
2015-2016 уч.г. 100% 74% 100% 78%
Результаты метапредметных достижений за 3 года

Результаты Всероссийских проверочных работ (2016г.)
Класс/
учебный год Русский язык Математика
ОбученностьКачество ОбученностьКачество
4 класс
2015-2016 уч.г. 100% 85,7% 100% 89,3%
2013-2014 уч. год
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»:
Гришин Егор – 2 место
Дадонова Ульяна – 1, 3 места
Козлова Марина – 3 место
Никифорова Маргарита – 1 место.
Всероссийский заочный конкурс «Креатив. Интеллект. Творчество»:
Колмогоров Александр – 3 место
Куликовский Дмитрий – 1 место
Спиридонова Анастасия – 2 место
Трифонова Полина – 5 место.
2014-2015 уч.годШкольная научно-практическая конференция «Я и мир»:
Лазуткин Егор – призер
Школьная предметная олимпиада:
Богомолова Любовь – победитель (русский язык)
Колмогоров Александр – победитель (математика)
Лазуткин Егор – призер (русский язык).
2015-2016 уч. год
Школьная научно-практическая конференция «Я и мир»:
Лазуткин Егор – победитель
Колмогоров Александр – призер
Школьная предметная олимпиада:
Богомолова Любовь – победитель (русский язык)
Никифорова Маргарита – 2 место (русский язык)
Лазуткин Егор – 3 место (русский язык)
Куликовский Дмитрий – победитель (математика)
Городской конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей»:
Лазуткин Егор - победитель
XXI Бахтинская открытая научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культур»:
Лазуткин Егор – призер.
Таким образом, технология проблемного диалога, действительно, обеспечивает достижение планируемых результатов обучения младших школьников и является эффективным средством реализации ФГОС НОО.
Представление педагогического опыта.
Опыт работы над темой представлен наличной странице сайта http://nsportal.ru/pimkina-tatyana-mihaylovna,
на школьном сайте http://sc24sar.schoolrm.ru.
Выступления:
на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Приёмы «открытия» новых знаний на уроках русского языка и математики» (2012г.);
на педагогическом совете школы «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе» (2013г.);
участие в выездном семинаре-встрече с Е.Л. Мельниковой (2013г.);
на педагогическом совете школы «Развитие ключевых компетенций учащихся на основе использования современных образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ОО» (2015г.);
на педагогическом совете школы «Управление процессом формирования УУД в учебной деятельности» (2016г.);
на педагогическом совете школы «Современный урок: сотрудничество, сотворчество, содружество» (2016г.).
Публикации:
2014 г. – Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы./ Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сборник статей: материалы межрегионального научно-практического семинара. – Саранск, 2014, с.102.
2016 г. – Семейные традиции и их влияние на формирование экологической культуры младших школьников./ Учитесь изучать природу.: ДЭО «Зелёный мир», МУ «Информационно-методический центр», - Саранск, 2016, с. 38.
Открытые уроки, мастер-классы:
2012-2013 уч.г., математика, 1 класс, «Число и цифра 5» (в рамках Декады 1-х классов);
2012-2013 уч.г., русский язык, 1 класс, «Корень слова. Понятие о родственных словах» (в рамках Недели молодого учителя»);
2013-2014 уч.г., математика, 2 класс, «Площадь фигуры. Единицы измерения площади» (в рамках школьного педагогического марафона);
2014-2015 уч.г., русский язык, 3 класс, «Простые и сложные предложения» (в рамках республиканского семинара «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»);
2014-2015 уч.г., мастер-класс «Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (в рамках республиканского семинара «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»);
2015-2016 уч.г., математика, 4 класс, «Встречное движение» (в рамках Дней наук, спорта и творчества);
2016-2017 уч.г., мастер-класс «Технология проблемно-диалогического обучения младших школьников на уроках русского языка» (в рамках республиканского семинара «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»).