Выступление на педагогическом совете «Апробация учебно – методического комплекта «Школьный старт» как инструмента диагностики УУД в начальной школе»


Выступление на педагогическом совете 31.10.16 г
Тема: «Апробация учебно – методического комплекта «Школьный старт» как инструмента диагностики УУД в начальной школе» Начало обучения в школе в сознании педагогов и родителей связано, прежде всего с проблемой готовности к школьному обучению. Редкий родитель не задается вопросом: готов ли мой ребенок к учебе в школе? Об этом же задумывается и педагог, набирающий первоклассников себе в класс. Для него это и вопрос собственной профессиональной успешности и беспокойство в дальнейшем за качество обучения.
Эти вопросы особенно актуальны именно сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача вывести процесс обучения на качественно новый, современный уровень, когда во главу ставится задача не только формирования предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД).
Уже на протяжении многих лет в нашей школе, как правило в марте – июне месяце производится педагогом – психологом совместно с учителями, осуществляющими набор в 1 класс психологическая диагностика будущих первачков. Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность и неуспешность с точки зрения параметров его психологического развития. В арсенале психолога имеется набор диагностических инструментов для оценки различных сторон такой готовности: учебной мотивации, личностной зрелости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т. д. По результатам этой диагностики индивидуальные показатели сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень психологической готовности к обучению в школе. (Приложение 1) Получив данные психологической диагностики учитель строит свою работу с учетом рекомендаций, данных психологом. Осуществляется индивидуальная психокорекционная работа, т. к. детям с низким уровнем готовности к школе трудно адаптироваться к обучению в 1 классе.
Психологическая диагностика стала в последние годы основным стартовым показателем школьной жизни первоклассника. Но иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а осваивать учебный материал и общаться с другими детьми ему трудно. В чем же причина? Оказывается, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей.
Авторы программы «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» Беглова Татьяна Владимировна, Битянова Марина Ростиславовна, Меркулова Татьяна Викторовна, Теплицкая Александра Глебовна назвали сумму таких показателей «стартовой готовностью»
Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть овладение способами действия мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Речь идет не об умении считать, писать или читать. Речь идет о различных способностях метапредметного характера.
Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее представление о перспективах обучения и развития ребенка в школе.
Параметр для сравнения Психологическая готовность Стартовая готовность
1. Содержание
понятия Совокупность показателей психологического развития. Совокупность умений, которые раскрывают способность ребенка обучаться в специально создаваемых для него ситуациях
2. Кем изучается и оценивается Психологом Педагогом на 2 -3 неделе обучения в 1 классе
3.Направления использования результатов Коррекционная работа с рекомендациями педагогу по построению индивидуальной работы с ребенком 1) Учет полученных данных при создании индивидуальной работы для каждого ребенка;
2) Внесение корректировок в рабочую программу учителя;
3) Корректирование темпа прохождения программы;
4) Разработка индивидуальных занятий при планировании уроков.
Каковы же основные параметры стартовой готовности к обучению в школе?
Основные параметры стартовой готовности к успешному обучению в школе состоят из инструментального и личностного компонента. Инструментальный компонент – это сумма умений и инструментов для обработки полученной учебной информации (умения и способности). Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и диалог детей. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.
Личностный компонент – это отношение ребенка к учению, т. е. является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка.
Развитие умений, входящих в блок «наблюдательность» и «мыслительные способности» создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД.
Контрольные умения составляют основу для формирования регулятивных УУД.
Коммуникативные умения соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы. Все показатели стартовой готовности взяты из УМК Занкова или методик преподавания по разным УМК в первые 2 четверти в 1 классе.
Итак, стартовая готовность к школьному обучению складывается из совокупности 17 показателей (умений), причем 15 из них относятся к компоненту «инструментальная готовность», 2 характеризуют личностную готовность.
Данные диагностики анализируются по каждому из 17 показателей в отдельности и по сочетанию уровня инструментальной и личностной готовности.
Оценка результатов диагностики по каждому показателю информативна в следующих случаях:
1) Если в классе лишь несколько детей получили 2 балла ( высшая оценка) за выполнение диагностического задания на данное умение, а остальные справились на 1 или 0 баллов. В обследуемом нами классе это, например, задание 14. Учебный смысл данного умения – четкое следование инструкции, что является основой любого обучения. Ученик должен понять смысл задания и удерживать заданную последовательность действий до достижения результата. Данное умение является основой более сложного умения – выполнения заданий по алгоритму.
Также в задании 11 - проверяет умение видеть закономерность в изучаемой информации. Учебный смысл данного умения – умение обеспечивает возможность делать выводы на основе имеющейся информации и осуществлять прогнозы. Если ученик увидел закономерность, он сможет ее воспроизвести, продолжить, выполнить предлагаемое учебное действие.
Как же корректировать данное умение?
В учебниках встречается много задании, построенных по принципу: «Смотри на картинку (или наблюдай)» или «Слушай меня». Сначала учитель предлагает ребенку соотносить новое знание, которое он излагает, со зрительными образами. Затем ребенку предлагается воспроизвести услышанное. При этом у него есть возможность опираться на тот же образ. Такие задания очень важны, так как они, выражаясь психологическим языком, учат ребенка опосредовать свою память. Тем самым возрастает способность к произвольному запоминанию.
Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса: «Посмотри на рисунок и вспомни...»
Итак, на выполнение такого рода учебных заданий нужно закладывать больше времени. Оптимальный вариант – в начале учебного года потратить некоторое время на то, чтобы развить данные умения, тренируя их на внеучебном материале, например, на внеурочных занятиях курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой.
2) Если сформированность того или иного умения у ребенка существенно отличается от уровня его сформированности у других детей в классе ( например, в задании 13, которое формирует умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия) только 2 ученика не справились с этим заданием. Для таких детей необходимо продумать индивидуальные задания.
Итак, по результатам проведенной диагностики мы видим следующие показатели:
Процент детей, показавших базовый и низкий уровни по инструментальной готовности в целом: базовый - 68%, низкий - 32%.
Базовый уровень говорит о том, что у конкретного ребенка или группы детей сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Однако стоит обратить внимание на два важных момента:
Результаты выполнения детьми отдельных заданий. Среди них могут оказаться такие, которые вызвали у детей затруднения (0 или 1 балл). Это будет означать, что необходимо осуществлять специальную работу по развитию этих умений у ребенка или группы.
Эффективность способа выполнения тех или иных заданий, которым пользуется ученик. Педагоги хорошо знают, что у детей к началу обучения в школе могут сложиться неэффективные стратегии чтения, счета, письма, и что переучивать часто оказывается сложнее, чем научить «с нуля». Точно так же ребенок может успешно справляться, например, с заданиями на наблюдение, но делать это нерационально долго из-за хаотического разглядывания картинок, перескакивания с одного образа и одной детали на другие. Если умения действительно сформированы, на них удобно опираться при выполнении учебных заданий.
Низкий уровень сформированности умений инструментального компонента может свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. В любом случае данный ребенок или данная группа детей не готовы обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые предлагает им педагог. Сначала нужно устранить имеющиеся препятствия. Первым шагом может быть педагогическая программа индивидуальной работы, направленная на развитие соответствующих умений. Если у ребенка нет проблем в развитии, она поможет ему постепенно перейти от дошкольного к школьному уровню развития, и через некоторое время он сможет перенести полученный опыт в образовательные ситуации. В процессе педагогической развивающей работы с ребенком важно показывать ему связь между «детскими» по форме заданиями, которые он выполняет, и «серьезными» учебными заданиями, с которыми ему пока сложно справляться. Если педагогу за 8-10 занятий не удастся добиться определенного прогресса, необходимо будет обратиться к психологу или дефектологу (логопеду).
Развивая те или иные умения, педагогу необходимо не столько организовывать ситуации тренировки для детей, сколько помогать им осваивать способ выполнения того или иного задания: как лучше наблюдать, как осуществлять умственное действие, как осуществлять контроль. В этом случае формируемые умения станут действительно прочной основой дальнейшего обучения и развития
Процент детей, показавших базовый и низкий уровни по личностной готовности в целом: базовый - 95%, низкий - 5%.
Базовый уровень личностной готовности предполагает работу с высокомотивированными детьми, что накладывает на педагога большую ответственность, требует профессионализма не в меньшей степени, чем работа с детьми, испытывающими трудности в решении образовательных задач. С другой стороны, группа детей с базовым уровнем личностной готовности качественно неоднородна.
Низкий уровень личностной готовности говорит о том, что этот внутренний источник «энергии» не сформирован, что сила воли ребенка питается не внутренними источниками интереса, а его отношением ко взрослому, внешними социальными факторами. Такие дети в своей учебной эффективности зависят не только от собственного самочувствия, но и от самочувствия взрослого, его готовности поддерживать ребенка, придавать ему сил своими реакциями, оценками, побуждениями и т.д. Таким детям очень важно понимание, индивидуальный педагогический подход.
По результатам проведённой диагностики даны следующие рекомендации.
Рекомендации даны в соответствии с выявленными недостатками готовности в целом по классу и содержат в себе название вида готовности, показателя (умение ребенка), учебного смысла умения. Приведены примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса.
Инструментальная готовность: наблюдательность.
Показатель (умение ребенка): Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
Учебный смысл умения: В учебниках встречается много задании, построенных по принципу: «Смотри на картинку (или наблюдай)» или «Слушай меня». Сначала учитель предлагает ребенку соотносить новое знание, которое он излагает, со зрительными образами. Затем ребенку предлагается воспроизвести услышанное. При этом у него есть возможность опираться на тот же образ. Такие задания очень важны, так как они, выражаясь психологическим языком, учат ребенка опосредовать свою память. Тем самым возрастает способность к произвольному запоминанию.
Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса: «Посмотри на рисунок и вспомни...»
Инструментальная готовность: мыслительные способности.
Показатель (умение ребенка): Видеть закономерность в изучаемой информации: Умение обеспечивает возможность делать выводы на основе имеющейся информации и осуществлять прогнозы. Если ученик увидел закономерность, он сможет ее воспроизвести, продолжить, выполнить предлагаемое учебное действие.
Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса: «Продолжи узор», «Продолжи ряд», «Найди закономерность»
Инструментальная готовность: мыслительные способности.
Показатель (умение ребенка): Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.
Учебный смысл умения: Обучение в школе построено на слове, понятии. В самом начале 1 класса еще есть опора на образ предмета или явления, но с каждым днем роль понятийного мышления и слова будет возрастать. Для того чтобы облегчить переход от образа к слову, в учебнике ребенку предлагаются задания, построенные на узнавании и обозначении словом (понятием) различных явлений и предметов. Чтобы выполнить такие задания, ребенку необходимо вычленить в воспринимаемом объекте существенные признаки и на их основе соотнести объект со словом, его обозначающим. Если ребенку трудно анализировать воспринимаемый объект с точки зрения существенных признаков, он будет ошибаться в обозначении его словом.
Данное умение является предпосылкой для развития более сложных умственных способностей: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков и их обобщения, а также давать определения понятиям.
Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса: «Соедини слово (понятие) и рисунки, к которым эти слова относятся», «Определи, о чем идет речь», «Отгадай загадку».
Инструментальная готовность: контрольные (коррекционные) умения.
Показатель (умение ребенка): Следовать инструкции при выполнении учебных действий.
Учебный смысл умения: Четкое следование инструкции - основа любого обучения. Ученик должен понять смысл задания и удерживать заданную последовательность действии до достижения результата. Является основой более сложного умения - выполнения задания по алгоритму.
Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса: «Выполни в заданном порядке», «Следуй инструкции», «Соедини буквы так же, как на образце»
Личностная готовность: контрольные (коррекционные) умения.
Показатель (умение ребенка): Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности.
Учебный смысл умения: Высокий уровень сложности заданий поддерживает интерес ребенка к учебному процессу. Есть категории детей (тревожные, неуверенные), которые чувствуют дискомфорт в ситуации предъявления таких заданий. Эти дети нуждаются в особой поддержке педагога, помогающей им преодолеть страх, неуверенность. (Этот показатель готовности крайне важен, так как одним из дидактических принципов системы развивающего обучения Л. В. Занкова является обучение на высоком уровне сложности с соблюдением меры трудности.)
Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса: «Если хочешь, можешь выполнить и такое задание»
Рекомендации в соответствии с оценкой общего уровня стартовой готовности каждого ребенка и класса в целом.
1. Инструментальная и личностная готовность сформированы на базовом уровне: Агапова Мария, Агафонова Диана, Блохин Иван, Болдырев Максим, Верещагин Данила, Гапонов Михаил, Дмитриева Виктория, Изгаршева Алина, Колесник Александр, Курыгин Владислав, Османов Кирилл, Подкопаева Диана, Стефутина Софья, Тарасова Варвара, Черкесов Роман - 15 человек (68%)
Это личностно зрелые дети, ценностно ориентированные на познание, к тому же - инструментально готовые к обучению на высоком уровне сложности. Они бывают весьма требовательны к учебному материалу и учителю. Им нужно разнообразие познавательных ситуаций, они скучают и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать» информацию или способ действия. Не получая удовлетворения от работы с «сопротивляющимся» учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко развивается некритичное отношение к себе и своим возможностям, а как таковая учебная мотивация - падает. В лучшем случае они найдут для себя источники удовлетворения познавательного интереса вне класса, в худшем - потеряют этот интерес. Такие дети способны не только замечать ошибки учителя и недочеты в его подготовке к уроку, они считают возможным на них указывать. Тактично или бестактно - это уже зависит от общего уровня их воспитанности, запаса социальных знаний о мире. По этой и другим причинам они не всегда удобны, и не всегда входят в число любимых учеников педагога. В целом, риски личностного развития - при наличии отличного потенциала! - у этих детей велики. И степень риска во многом зависит от грамотной работы педагога. Поддержка познавательной активности в тех формах, которые удовлетворяли бы потребность такого ребенка в признании и не мешали другим ученикам демонстрировать свои достижения, обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта (в случае, если ребенок владеет и коммуникативными навыками тоже), проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах - все это поможет развить образовательный потенциал сильного ученика.
3.Низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности: Аксёнов Егор, Александрова Варвара, Аристова Мария, Журавлёва Таисия, Хильченко Иван, Шутова Ангелина- 6 человек (27%)
Этот не слишком часто встречающийся вариант может быть частным случаем педагогической запущенности. В этом случае педагог может опираться на желание и стремление самого ребенка, его интерес. Вероятность быстрого исправления ситуации повышается. С таким сочетанием результатов педагог может столкнуться, работая с ребенком с особыми образовательными нуждами (иначе говоря, с ограниченными возможностями развития).
Будучи высокомотивированным на учение, инструментально такой ученик может оказаться крайне уязвимым в силу проблем здоровья или физического развития. В развитии инструментальных навыков такого ребенка педагогу необходимо опираться на знания специальной педагогики и советы специалистов.
Инструментальная и личностная готовность находятся на низком уровне: Козлов Никита - 1 человек (5%)
Среди основных причин такого сложного «школьного старта» ребенка можно назвать следующие:
1. Психологический возраст ребенка соответствует дошкольному уровню развития. Можно сказать, что ребенок просто «маленький». Он не готов к обучению и не заинтересован в нем, поскольку проживает пока другой этап своего развития, решает другие важные для себя задачи: освоение социальных ролей, развитие воображения и наглядно-образного мышления и др. Можно начинать учить их, используя при этом «экологичный» для дошкольников вид деятельности - игру. Кроме того, нужно учитывать их быструю эмоциональную и психофизиологическую утомляемость (в сочетании с низкой произвольностью контроля за своим поведением). Педагогическим «девизом» в работе с такими детьми может стать «развитие осознанности и произвольности», а конкретными задачами: 1) принятие новой социальной роли - позиции школьника и освоение нового образа жизни; 2) развитие децентрации, то есть способности видеть предложенную ситуацию с разных точек зрения и в физическом плане (пространство), и в психологическом плане (точки зрения, ролевые позиции); 3) развитие произвольности; 4) развитие критичности в отношении своих действий, то есть умения сравнивать их с образцами и эталонами и делать объективный вывод. За помощью в решении этих задач педагог может обратиться к школьному психологу, а также использовать различные развивающие программы.
Диагностическая работа должна быть системной, поэтому в конце каждого учебного года мы планируем провести предложенную авторами данного методического комплекса диагностики оценки УУД и в зависимости от результата сделать выводы о эффективности полученного опыта.
И в заключении хочу сказать, что в первом классе ответ на вопрос об успешности ребенка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на ее основе – коррекция и индивидуализация процесса обучения. Ведь ребенок, которому были созданы оптимальные условия в начале обучения, быстрее адаптируется к школьной жизни.
Учитель начальных классов __________________О.А. Токарь.