Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы средствами ИКТ


Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы средствами ИКТ
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. 
Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.  Начиная с 2007 года, я работаю над проблемой: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы средствами ИКТ». Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость. Актуальность проблемы очевидна и диктуется потребностями практики. Переход к новым стандартам требует поиска средств, способствующих повышению мотивации и развитию личности обучающихся. Модернизацию образования невозможно представить без применения компьютерных технологий. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать знания и применять их в деятельности.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь нам пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. 
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов: 1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование). 2. Прохождение курсовой подготовки в ИРО РБ по теме «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовательной деятельности» 3. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка).
4. Изучение специальной литературы. (Работы по теории и методике информатизации образования В.С.Леднева, И.В.Роберт; Программа развития и формирования УУД для основного общего образования. М.2008 г. Чередникова О.А.; Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 г. №5, стр.2-3).И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учимся вместе – учим друг друга! 
В моей работе главной целью является душа ребенка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Своими основными целями при обучении русскому языку и литературе я сделала: 1. Повышение мотивации обучения. 2. Развитие познавательной активности обучающихся. 3. Стимулирование самостоятельности обучающихся при подготовке к урокам. Задачи: • Воспитывать у обучающихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.• Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Эту цель можно достичь благодаря системе формирования УУД.
УУД в широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД в узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Для формирования УУД компьютер использую на всех этапах урока: при актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении, повторении изученного. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками и способствуют формированию познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий.
На уроках активно использую разные приемы применения ИКТ, например, применяю презентации как готовые, так и свои. В презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов.
Ещё один из приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронного приложения к учебнику.
На уроке контроля знаний обучающихся часто применяю тренажеры «Фраза», «Русский язык. Репетитор» «ЕГЭ по русскому языку». Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.
  Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии. На уроке я наблюдаю за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей. Использование ИКТ мне позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».
Таким образом, ученик учится, а я создаю условия для учения, образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.
В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию, нарисовать рисунок. Очень часто в свои уроки русского языка и литературы я вставляю видеосюжеты о родном крае, о странах и народах, которые способствуют патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся. Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи, т. е. формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся речевому этикету. На уроках литературы при изучении стихотворений использую музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. 
Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить обучающихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. 
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Чтобы заинтересовать обучающихся использую диски с записями фильмов по их мотивам. В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в этом учебном году в полном объеме просмотрели дома фильмы по произведениям М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках. Таким образом на уроках развиваю коммуникативные универсальные учебные действия. Дети учатся высказывать свои мысли.
Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «На дне» А.М. Горького.( Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! ) С опытом работы по данной теме я неоднократно выступала на педагогических советах, заседаниях школьных методических объединений, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы и формирования универсальных ученых действий.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Компьютер используется на различных этапах проведения урока:
1. Использование компьютера при изучении (объяснении) нового материала.
Учитель «не отменяется», он координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную доску с кусочком мела заменяет интерактивная доска. На экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит объяснение учебного материала.
2. Использование компьютера при выполнении тренировочных упражнений, целью которых является первичное закрепление знаний и умений. Они позволяют сокращать время на переписывание текстов, когда необходимо только объяснение написания слова.
Использование на уроке тренировочной компьютерной программы даёт возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект.
Возможно эффективное использование компьютера на этапе объяснения новой темы. Например, при изучении темы «Морфологический разбор частей речи», где можно использовать гипертекстовый документ. Берется чистый лист, на нем набирается текст предложения, с которого делаются ссылки на другие документы. Если ученик не помнит, к примеру, что такое прилагательное, то в ссылке даются сведения о прилагательных. Если ученик не знает каких-то категорий прилагательных, то точно так же может выяснить это из закладок и выбрать правильный вариант. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал о любой части речи: постоянные, непостоянные признаки; разряды, род, число, склонение прилагательных, синтаксическую роль. Создаётся благоприятный психологический климат, так ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи гипертекста.
3. Использование компьютера при повторении изученного.
Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук – изображение): тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями. При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера.
4. Использование компьютера для осуществления контроля знаний учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.