Рабочая программа по биологии ФГОС 7 класс. (Сонин, Захаров)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Хомякова»
Экспертиза пройдена
Руководитель МО
_______________
Протокол № ___ от« » 2015 г.
Рассмотрено на педагогическом
советеПротокол № от« » 2015 г.
«Утверждено»
Директор МОБУ
Богучаровская СОШ

Федосов В.Н.
Приказ № __ от« » 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов70 ч Уровень базовый____
(базовый, профильный)
Автор: Чурочкина Раиса Ивановна – учитель биологии, высшая квалификационная категория
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса средней школы «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». Москва, «Дрофа», 2012 г.
Учебное содержание курса включает 70 часов, 2 час в неделю.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Программа основного общего образования по биологии в 7 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Цели и задачи курса биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. В этом направлении главными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Все лабораторные работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально.
 Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы. 
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса «Биология» 7 класс отводится 2 часа в неделю, всего 70ч. Контрольных работ - 3. Лабораторных работ – 8. Практических работ – 5.
Содержание курса.
В данной рабочей программе в отличие от авторского варианта, предусмотрены следующие изменения:
1. На 1 час уменьшено количество часов в разделе «Животные» за счёт уплотнения программного материала;
2. 4 часа резервного времени и 1 час из раздела «Животные» добавлены в раздел «Растения».
Введение - 3ч.
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы
Царство Прокариоты - 3ч.
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Царство Грибы - 4ч.
Общая характеристика грибов
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
■Лабораторные и практические работыСтроение плесневого гриба мукора*.Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Царство Растения – 21ч.
Общая характеристика растений
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей*.
Высшие растения
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
■Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Отдел Голосеменные растения.
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их рольв биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Царство Животные - 36ч.
Общая характеристика животных
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Подцарство. Одноклеточные
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тип КишечнополостныеОсобенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тип Плоские черви
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тип Круглые черви
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Тип Кольчатые черви
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип Моллюски
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■Лабораторная работаВнешнее строение моллюсков.
Тип Членистоногие
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тип ИглокожиеОбщая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тип Хордовые. Бесчерепные
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Класс Земноводные
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Класс Пресмыкающиеся
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Класс Птицы
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Класс Млекопитающие
Происхождение млекопитающих. Первозвери(утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающихна примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Царство Вирусы - 2ч.
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Итоговое занятие – 1ч.
Место курса в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС.
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
•пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
•давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Место предмета «Биология» 7 класс в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 7 классе отводится 2 ч в неделю, всего 70 ч.
Литература
Основная литература
Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. «Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы». М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература:
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
ЭОР курса:
http://files.school-collection.edu.ruhttp://fcior.edu.ruwww.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
Биология. 6 – 9 класс. Это электронное средство учебного назначения, которое содержит набор информационных объектов, отражающих объекты, процессы, явления в области биологии, и соответствует школьной программе по биологии за 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП) включает четыре основных модуля - Рабочий стол, Хранилище информационных объектов, Конструктор презентаций, Плеер презентаций. БЭНП позволяет интегрировать другие БЭНП в единую образовательную среду. Такая интеграция обеспечивает межпредметные связи М.: «Кирилл и Мефодий», 2003
left0
Тематическое планирование курса Биология 7 класс.2 ч в неделю, всего 70 ч
№ Тема урокаКол-во часовДата Тип (вид) урокаОсновные ЗУН соответствующие ГСО Задание
по учебникуI Введение3 1. Мир живых организмов. Уровни организации живого. 1 Тип: изучение нового материала
Вид: объяснительный З: о многообразии живых организмов У: различать уровни, давать характеристику уровней организации живых организмов Н: приводить примеры С.5-6.
2. Ч. Дарвин и происхождение видов. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
З: о многообразии видов У: объяснить механизм образования видов Н: приводить примеры различных видов С.6.
3. Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: о многообразии видов, о науке систематике У: объяснить по каким признакам классифицируются живые организмы Н: приводить примеры классификации живых организмов С.8.
Царство прокариоты3 4. Общая характеристика и происхождение прокариот. 1 Тип: изучение нового материала
Вид: объяснительный З: представителей царства прокариот У: определить внешние особенности прокариот Н: определять значимость прокариот в жизни людей и жизни организмов С.9-17
5. Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: особенности организации и жизнедеятельности прокариот У: определять представителей прокариот по рисункам Н: определять значение организмов в жизни человека С.12-13
6. Подцарство Оксифотобактерии. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: об особенностях Оксифотобактерий У: сравнивать с другими видами бактерий Н: определять значимость ОксифотобактерийС.17
Царство грибы4 7. Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: представителей царства грибов, особенности организации грибов У: объяснить строение грибов Н: определять значимость грибов в жизни людей и жизни человека С.20-22
8. Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Л/Р №1 «Строение плесневого гриба мукора». Инстр. по Т. Б. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: объяснительный З: о представителях отдела настоящие грибы У: объяснить особенности строения настоящих грибов Н: сравнивать, анализировать С.23-5
9. Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: о представителях класса Базидиомицеты У: сравнивать, анализировать Н: сравнивать особенности строения с настоящими грибами С.25-27
10. Отдел Лишайники. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: объяснительный З: представителей отдела лишайников У: объяснить особенности строения Н: приводить примеры значимости лишайников в жизни животных С.28-33
Царство Растения (2) 21 11. Общая характеристика Царства Растения. 1 Тип: комбинированный Вид: смешанныйЗ: представителей царства растений У: объяснить особенности строения Н: сравнивать с другими представителями (лишайниками) С.36-37
12. Жизненные формы растений. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: смешанный З: жизненные формы растений У: определить особенности их строения Н: приводить примеры жизненных форм конспектПодцарство Низшие растения4 13. Общая характеристика. 1 Тип: комбинированный Вид: смешанныйЗ: особенности различных Н.Р. У: работать с учебником Н: определять основные этапы размножения конспект14. Размножение и развитие водорослей. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: смешанный З: особенности размножении и развития водорослей У: работать с учебником Н: работать с дополнительными источниками информации С.38-41
15.
16. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Л/Р №2 «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б. 2 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: о многообразии водорослей У: охарактеризовать особенности строения водорослей Н: определять значение водорослей С.42-47
Подцарство Высшие растения15 17. Общая характеристика подцарства Высшие растения. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: смешанный З: представителей подцарства Высшие растения У: давать характеристику представителей Н: распознать В. Р. по рисункам С.48-49
18. Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности.
Л/Р №3 «Изучение внешнего строения мхов». Инстр. по Т. Б. 1 Тип: комбинированный Вид: смешанныйЗ: представителей отдела моховидные У: давать характеристику эитх представителей Н: сравнивать, анализировать С.50-55
19. Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: смешанный З: представителей отдела У: охарактеризовать этих представителей Н: сравнивать В.Р. и представителей Моховидные С.56
20. Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: особенности организации Хвощевидные У: определить представителей по рисунку Н: сравнивать, анализировать С.57-61
21. Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. 1 Тип: комбинированный Вид: смешанныйЗ: особенности организации, папоротниковидных У: сравнивать Н: делать выводы о принадлежности представителей С.62-67
22. ПОУ по теме: «Подцарство Высшие растения». 1 Тип: обобщение и систематизация
Вид: см. работа З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями с68
23. Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. 1 Тип: изучение нового материала
Вид: объяснительный З: особенности организации голосеменных У: сравнивать, делать выводы Н: работать с книгой С.68-69
24. Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение. 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанныйЗ: о многообразии голосеменных растений У: работать с текстом учебника Н: обобщать, анализировать С.70-75
25. Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанныйЗ: об особенностях строения покрытосеменных У: сравнивать с другими представителями Н: обобщать, анализировать С.76-79
26. Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: о типах размножения покрытосеменных У: работать с рисунками в учебнике Н: описывать типы размножений С.80-81
27. Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных. Л\р №4 «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б. 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанныйЗ: о многообразии растений класса двудольных У: определять растения семейства Розоцветных Н: сравнивать с другими представителями царства высшие растения С.83
28. Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых. 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанныйЗ: об особенностях строения растений Крестоцветных У: изучать, сравнивать растения и обосновать их принадлежность Н: обобщать С.83
29. Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых. Л\р №5 «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б. 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанныйЗ: об особенностях строения однодольных У: определять растения семейства Злаковых Н: обосновать их принадлежность С.82
30. Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: особенности строения кл. Однодольные У: определять растения семейства Лилейных Н: обосновать их принадлежность С.82
31. ПОУ по теме: «Прокариоты, грибы, растения». 1 Тип: обобщение и систематизация
Вид: см. работа З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями Повторить конспектыЦарство Животные36 32. Общая характеристика Царства Животных. 1 Тип: изучение нового материала
Вид: смешанный З: особенности организации внешнего вида животных У: узнавать изученные виды на таблицах, рисунках Н: применять свои знания на практике С.92
Подцарство Одноклеточные Животные. 33. Особенности организации одноклеточных, их классификация. Л/Р №6 «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности организации одноклеточных У: объяснить роль одноклеточных в жизни организмов Н: соотносить организмов к той или иной группе С.94-95.
34. Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека. 1 Тип: комбинированный
Вид: объяснительныйЗ: о многообразии одноклеточных У: конкретизировать понятия Н: обосновывать принадлежность одноклеточных определённому типу С.96-101
Подцарство Многоклеточные Животные35. Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: расширять знания о животных, изучить организацию многоклеточных У: конкретизировать основные понятия темы н: объяснять особенности организации губок С.102-103
36. Особенности организации Кишечнополостных. 2 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности среды обитания, строение, жизнедеятельность кишечнополостных У: распознавать изученные объекты по таблицам Н: сравнивать особенности одноклеточных и многоклеточных С.108-110
37. 38. Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: многообразие кишечнополостных, класс сцифоидные У: распознавать кишечнополостных на таблицах Н: обосновывать особенности организации кишечнополостных С.111-115
39. Особенности организации плоских червей. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности плоских червей У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.116-117
40. Плоские черви – паразиты. 1 Тип: комбинированныйВид: видеосалонЗ: особенности строения, жизнедеятельности паразитических червей У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.118-121
41. Тип круглые черви особенности их организации. 1
Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности круглых червей У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.122-127
42. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности кольчатых червей У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.128-129
43. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые. 2 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: о многообразии кольчатых червей У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными источниками информации 44. С.129-133
45. Особенности организации моллюсков. П/Р №1 «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ. 1 Тип: комбинированныйВид: объяснительныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности моллюсков У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.134-135
46. Значение и многообразие моллюсков. 1 Тип: комбинированныйВид: объяснительныйЗ: о многообразии моллюсков У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными источниками информации С.136-143
47. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. П/Р №2 «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ 1 Тип: комбинированныйВид: объяснительныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности членистоногих У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.144-151
48. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. 1 Тип: комбинированныйВид: объяснительныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности ракообразных У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.149-151
49. Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности паукообразных У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.152-157
50. Многообразие Паукообразных, их роль в природе. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: смешанный З: особенности строения, жизнедеятельности паукообразных У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.155-157
51. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Л/Р №7 «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности насекомых У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.158-163
52. Размножение и развитие насекомых. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности размножения У: объяснить особенности размножения Н: работать с дополнительными источниками информации С.163-167
53. Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности насекомых У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать Индив задания54. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности иглокожих У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать 55. Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные животные. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности хордовых У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.174-175
56. Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности рыб У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.176-179
57. Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности организации водных позвоночных, их классификация У: узнавать изученных хордовых Н: объяснить особенности строения связанное со средой обитания С.180-185
58. Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. П/Р №3 «Внутреннее строение земноводного». Инстр. по ТБ 1 Тип: комбинированныйВид: объяснительныйЗ: особенности строения связанные с жизнедеятельностью на суши и размножению в воде У: наблюдать, выявлять черты приспособлений к среде обитания Н: обобщать, сравнивать, анализировать С.186-195
59. Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных. 1 Тип: комбинированныйВид: объяснительныйЗ: особенности организации пресмыкающихся, как первых настоящих земноводных У: распознавать представителей на таблицах Н: применять свои знания на практике С.196-201
60. Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: о многообразии пресмыкающихся У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными источниками информации, выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания С.196, 201-203
61. Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. 1 Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: смешанный З: особенности организации птиц как высокоорганизованных организмов У: распознавать представителей на таблицах Н: применять свои знания на практике С.204-205
62. Особенности организации птиц, связанные с полётом. П/Р №4 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности усложнения организации птиц У: выделить главные черты усложнений Н: сравнивать черты приспособлений с представителями других классов С.206-211
63. Экологические группы птиц, их роль в жизни человека. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности строения, жизнедеятельности птиц У: распознавать представителей по таблицам Н: сравнивать, обобщать С.212-217
64.
Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.
1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: Систематика животных, особенности организации млекопитающих как высокоорганизованных организмов У: распознавать представителей на таблицах Н: применять свои знания на практике С.234-235
65. Млекопитающие, особенности. как высокоорганизованных позвоночных.
П/Р №5 «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б. 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанный З: Систематика животных, особенности организации млекопитающих как высокоорганизованных организмов У: распознавать представителей на таблицах Н: применять свои знания на практике С.234-235
66. Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери.
Л/Р №8 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б. 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ: особенности организации плацентарных млекопитающих как высокоорганизованных организмов У: распознавать представителей на таблицах Н: применять свои знания на практике С. 236-237
67. ПОУ по теме: «Царство Животных». 1 Тип: обобщение и систематизация
Вид: см. работа З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями 68. Царство Вирусы.
Характеристика вирусов 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ. общую характеристику вирусов, строение, история открытия. У. давать общую характеристику, распознавать представителей на таблицах. Н. Н: применять свои знания на практикеС. 238-243
69. Средства для борьбы с вирусами 1 Тип: комбинированный
Вид: смешанный З. общую характеристику вирусов, строение, история открытия. У. давать общую характеристику, распознавать представителей на таблицах. Н. Н: применять свои знания на практикеЗаписи в тетради
70. Итоговый урок 1 Тип: комбинированныйВид: смешанныйЗ. общую характеристику вирусов, строение, история открытия. У. давать общую характеристику, распознавать представителей на таблицах. Н. Н: применять свои знания на практике