Доклад РМО ТЕМА: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии и химии».



Доклад
Районного методического объединения
ТЕМА: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии и химии».
Учитель биологии и химии
МКОУ Поселковой СОШ
Краснощёкова Елена Ивановна
Январь 2017 г.
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии и химии
Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся. Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов у учащихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная работа по предмету. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это астрономический кружок, клуб любителей астрономии, стенная печать, издание рукописных журналов. С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, экскурсии, встречи с интересными людьми.
Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является следующее:                 
пробуждение и развитее устойчивого интереса учащихся к предмету и ее приложениям;                 
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;                 
развитие творческих способностей и мышления у учащихся;                 
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;                 
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении предмета;
осуществление индивидуализации и дифференциации;                  разностороннее развитие личности;                 
выявить одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности.                 
воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
Существуют разнообразные виды внеурочной работы.
Игра. Разновидности игр. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий.
Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:
• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• Учебный материал используется в качестве ее средства;
• В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач.
• Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
• Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
• Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения. Внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают пытливость ума, находчивость и помогают овладевать приемами самообразования. Познавательные игры помогают учащимся по- новому взглянуть на учебный предмет, повторить, обобщить и закрепить изученный на уроках материал, глубже осмыслить и понять его.
Загадки на уроках химии и биологии. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы – это загадки. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.
Дидактические сказки. Сказки позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Дидактические сказки можно использовать не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся. Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации, демонстрацией опытов. Примеры сказок: Сказки игры и сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания. Сказки – задачи. На уроках биологии можно решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их? Сказки-повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть материалом по изучаемой теме.
Применение кроссвордов, ребусов, шарад. Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды. Кроссворд вносит в учебный процесс элемент игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без каких-либо принуждений окунуться в занимательный мир познания. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки. Кроме того, в урок можно включать шарады, анаграммы, метаграммы, что приводит к достижению оптимальных результатов обучения. При этом в непринужденной игровой обстановке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более прочно усваивают и закрепляют учебный материал.
Применение межпредметных связей на уроках химии позволяет повысить познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы у учащихся. Межпредметные связи «как цель» в курсе химии реализуются с математикой, физикой, биологией, историей и географией. Такие понятия как «материя», «движение», «вещество», «поле», «взаимодействие», «масса», «энергия» являются общим и для цикла естественно - научных дисциплин и развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. На уроках химии при решении задач учащимся требуются математические умения сокращать и грамотно ввести подсчёты результатов, округлять числа, вычислять массовые и объёмные доли компонентов в смесях процентного содержания, вывод формул. Так, использование межпредметных связей химии и математики повышают мотивацию обучения, интерес учащихся к химии.
Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них учащихся, проявляющих интерес к предмету и всячески направлять развитие этого интереса. Внеклассные занятия обычно носят принцип занимательности, который необходим для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность. Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по практическим заданиям как наиболее интересной для них форме работы. При этом должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения. Существуют различные виды внеклассной работы, в нашей школе ежегодно проводятся недели предметов различных циклов, в том числе, предметов естественнонаучного цикла. 
Процесс обучения и воспитания в целом настолько сложен и многогранен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время. Проведения системы внеклассных мероприятий по биологии и химии, направленных на обучение учащихся умению применять знания, основанную на познавательном интересе и возможностях школьников, а также повышающую и развивающую методологическую компетентность учащихся.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить следующим образом:
1. Индивидуальная работа – работа с отдельными учащимися с целью руководства их внеклассным чтением по астрономии, подготовка на этой основе рефератов, докладов;
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений. К данной группе можно отнести подготовку и участие в исследовательской работе. В привлечении учащихся к исследовательской деятельности ребятам предлагаются домашние самостоятельные практич4еские задания – это и есть развитие способностей, обучение навыкам исследовательской деятельности. Если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость – прежде всего в развитии способностей учащихся.
3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, – лекции, предметные недели, конференции; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии. Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий - развить у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможность каждому ученику заявить о себе.
Проведение предметных недель сопровождается:
А) выставкой научных докладов по предметам биологии и химии;
Б) проведение викторин;
В)конференций;
Г) демонстрация наглядных пособий.
На практике все три вида внеклассной работы взаимосвязаны и редко практикуются как совершенно независимые. Наиболее распространенными формами организации внеклассной работы по-прежнему являются ее традиционные формы факультативы, олимпиады, конференции. При использовании индивидуальной и групповой внеклассной работы по интересам возможно также изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для кабинета, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач. Огромное неоценимое значение при изучении биологии имеют уроки-экскурсии, во время которых ребята знакомятся с природой, окружающим миром, особенностями местной флоры и фауны, с экологией поселка.
Таким образом, внеклассная работа – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.