Доклад на тему: Развитие у учащихся познавательного интереса на уроках географии


Развитие у учащихся познавательного интереса на уроках географии
Калигожина А. А
СКШИ, учитель истории
и географии
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников.
Естественная жажда новых впечатлений, постоянное желание наблюдать и экспериментировать – основные черты поведения детей независимо от их психо - физиологического статуса.
Любая деятельность будет более эффективной и даст качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. А стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. И задача педагога, в развитии познавательного интереса у учащихся, состоит не в том, чтобы быть экскурсоводом в путешествии знаний, а в том, чтобы быть консультантом, помощником.
Контингент учащихся, с которыми я работаю – дети с легкой умственной отсталостью и характеризуются несформированностью учебных интересов, слабой учебной мотивацией и проблемами в развитии познавательных функций (восприятие, мышление, память)
На уроках я активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, использование различных элементов игровых технологий, учебная дискуссия, поощрение. Действительно, переживая чувство удовлетворения, ученик испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд.
В настоящее время в практике обучения географии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Самыми популярными в моей работе, с учетом особенностей детей, остаются игровые методики. Игра может рассматриваться с разных позиций:
как форма активного обучения (нестандартный урок);
как форма организации учебной деятельности;
как новая технология обучения.
На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств. В этом активно помогает технология РКМЧП. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Они начинают больше стараться, отличиться, показать, что они тоже могут, так же как и другие.
Познавательный интерес ведёт к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.
На уроках географии использую различные источники информации: учебники, атласы, глобус, справочники, на первом месте- компьютер. Возможности: интерактив, создание презентаций, слайд – шоу, игр, тестового контроля. К сожалению, нашими учеными еще не созданы компьютерные обучающие программы, приложения к учебникам коррекционной школы. Не разработаны учебники.
Активно использую POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации фотографий, рисунков, схем, карт, графиков, диаграмм, текста. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, на всех этапах учебной деятельности: при повторении, при изучении нового материала, при закреплении и т.д.
Считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, таблицы, справочные материалы.
В своей работе я стараюсь использовать как материалы дидактов, так и коллег-географов и нашей страны и стран СНГ, доступных нам на различных педагогических сайтах сети Интернет. Интерес вызывает также международный опыт в работе с проблемными детьми, поэтому я постаралась получить международную стипендию «Болашак». У меня появилась возможность пройти стажировку в Нидерландах и познакомится с работой зарубежных коллег. Посчастливилось присутствовать на уроках географии. Убедилась в том, что общеприемлемыми являются классические методы, формы и способы обучения. Безусловным достоинством, помогающим экономить личное время учителя является имеющийся в европейских странах, для каждого класса хорошо разработанный УМК: программа, учебник, рабочая тетрадь, пособие для учителя, тестовый материал. Причем в нескольких вариантах, позволяющий делать выбор для конкретных детей. Материалы выполнены ярко, красочно, присутствует в некоторых случаях и музыкальное сопровождение, учитывая особенности восприятия детей с особыми потребностями в развитии.
Презентации выполняются и в Power Point, в Prezi, и активно используются на уроках географии. У каждого учителя есть свой сайт, куда учащиеся заходят, имея логин и пароль, там они могут заново просмотреть материал, данный на уроке, могут просмотреть презентацию и скачать задание на дом. На уроках учителя Голландии могут свободно отойти от темы и для стимуляции ребенка, поддержания интереса на уроке и к уроку могут пойти на компромисс, например включить музыку, показать пару танцевальных «па», затем снова приступить к занятиям. Также в Европе, считается престижным учится в лицее Монтессори, дети закончившие его в будущем более креативно мыслящие. Хотя, как мы заметили, во всех трех уровнях-ступенях школы стараются развивать творческие способности детей.
Я отметила, в чем то схожесть с нашей системой образования, взяла что то новое для себя, но в целом, подводя итоги, думаю, опыт имеющийся и опыт приобретенный мною вкупе должен продолжать работать на повышение у учащихся познавательного интереса к изучению географии.