Статья на тему: Сюжеты народных сказок как основа развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики


Сюжеты народных сказок как основа развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
В современной педагогике одной из актуальных задач является формирование у учащихся познавательного интереса как действенного мотива учебной деятельности, активизирующего интеллектуальную деятельность. Доказано, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. Полноценное развитие, успешная адаптация в социум зависит от того на сколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в школе.
В работах таких отечественных исследователей как И.В. Щадрина, Н.Н. Столярова, Г.И. Щукина, Л.В. Занкова, Б.И. Пинского, Н.Г. Морозова и др. познавательный интерес рассматривается как сложное психическое образование, которое изучается в психологическом и в педагогическом аспектах. Г.И. Щукина [3, с. 221] определяет познавательный интерес как избирательную направленность личности на предметы и явления окружа-ющей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию. Так как устойчивое положительное отношение к объекту – основной признак интереса, педагогический подход к решению проблемы такого развития состоит в выявлении таких сторон окружающей жизни, которые вызывают к ней активное отношение. Л.С. Рубинштейн [2, с. 198] подчеркивал, что особое влияние на формирование познавательного интереса школьников оказывает воздействие окружающих людей – педагогов, родителей…
К.Д. Ушинский, Л.М. Толстой, В.О. Сухомлинский предлагали для формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста народные сказки, так как именно в этом возрасте дети легко воспринимают сказочный занимательный сюжет в сказках. Сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку. Поэтому в качестве эффективного средства формирования и развития познавательного интереса, любознательности учащихся младших классов можно использовать сюжеты русских народных сказок на разных уроках, в том числе, и на уроках математики.
Мы предлагаем использовать на уроках математики следующие приемы активизации познавательного интереса младших школьников, содержащие сюжеты русских народных сказок:
– «Помоги сказочному герою»: помоги доктору Айболиту «вылечить животных» примеры;
– «Математические пазлы»;
– «Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;
– Арифметические задачи о сказочных героях;
– «Путешествие со сказочным героем»;
Яркую эмоциональную окраску придает обучению преодоление препятствий вместе со сказочными героями. Именно такое обучение способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного. Особенно эффективно проведение нетрадиционных уроков математики с использованием сюжетов русских народных сказок в начальных классах. Такие уроки не только формируют у младших школьников устойчивый интерес к учению, но и снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Уроки с использованием сюжетов русских народных сказок проводятся после изучения математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строятся на сюжетной линии сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу всех учащихся. На заключительном этапе урока подводится итог, повторяется и обобщается использованный на нем материал, оценивается работа школьников. Проведение такого урока требует большой подготовки учителя, как к подбору, так и оформлению материала. Рекомендуется привлекать учащихся к подготовке к уроку, организовать их совместную деятельность (отбор иллюстраций, изготовление декораций, разучивание стихов и др.).
Например, приведём фрагмент урока математики с использованием сюжета русской народной сказки «Теремок».
Можно использовать при изучении темы: «Сложение и вычитание в пределах 20», следующим образом:
Сначала на доске висят карточки с числами (12, 16, 18, 15, 10, 7, 20), предлагается детям выложить карточки с числами в порядке возрастания, в результате получается слово «Теремок».
Учитель сообщает учащимся, что сегодня они побывают в гостях у сказки «Теремок». Детям предлагается задание на соединение точек, и они определяют, что первой может поселиться в теремке мышка, а для этого нужно подобрать ключ к замку, на котором написано число 12. На ключах написан разрядный состав чисел второго десятка, дети выбирают ключ с нужным кодом (1д.5е., 1д.1е., 1д.2е.) и тогда двери будут открыты и мышка окажется в Теремке.
Учитель создает проблемную ситуацию, нужно чтобы в теремке стало светло, для этого требуется сравнить числа.
Далее заселяем домик, используя знакомый детям сюжет сказки «Теремок», но задания выполняют математические и немного можно внести изменения в сюжет сказки. Опишем в виде фрагмента урока:
- Стала жить-поживать мышка в домике. Вдруг слышит стук в дверь. – Посмотрите на картинку. Кто это? Лягушка попросилась пожить в теремке. Мышка согласилась, но лягушке нужно выполнить задание и решить примеры. Примеры: 7 +3= 12+6= 17–3=
- Стали лягушка с мышкой жить в теремке. Однажды послышался стук в дверь. Узнайте животное по контуру. Заяц получил задание – решить задачу. Учитель вывешивает макет – цветок. Около теремка росли цветы. На цветке сидело 6 бабочек. Прилетели еще 4 бабочки, сколько бабочек сидит на цветке?
- Зажили звери в теремке. Пошел дождь, крыша прохудилась. Тук, тук! Кто стучится в дверь? Для того чтобы узнать кто же постучался в дверь вам надо сложить разрезную картинку. Впустили звери лису в теремок и попросили починить крышу. На доске висит изображение крыши с вырезанными фрагментами и вариантами «заплаток». Поможем лисе починить крышу, подберем нужные заплатки. Лиса стала жить в теремке.
- Тук! Тук! Кто пришел? Отгадайте загадку: «Серый, зубастый, по полю рыщет, ягнят ищет». Волк захотел жить в теремке. Звери попросили волка собрать грибы. Чтобы сорвать гриб, нужно решить пример.
- Стали звери жить-поживать! (учитель показывает слайд). Тук! Тук! Чей это голос? (Учитель включает запись голоса медведя).
- Чтобы попасть в теремок медведь должен решить задачу. На поляне росла береза. На первой ветке сидело 6 ворон, на второй ветке на 7 больше чем на первой. Сколько ворон сидело на второй ветке?
- Стало тесно в теремке. Почему? Звери решили построить новый дом. Они стали измерять бревна. Ребята, давайте поможем им. Откройте конверты и измерьте их длину (8 см). Для строительства нужны бревна на 5 см. длиннее. Какой длины должны быть бревна? Начертите отрезок нужной длины и вложите в конверт. Мы отдадим это жителям теремка.
Таким образом, мы выявили, что при использовании сюжетов русских народных сказок на уроках математики значительно повышается познавательная активность младших школьников. Дети с большим интересом участвовали в уже знакомом сюжете сказки "Теремок", показали себя с положительной стороны и проявили высокую активность на уроке.
В результате мы считаем, что использование сюжета русской народной сказки на уроках математики в начальной школе способствует лучшему пониманию и усвоению младшими школьниками программного материала по предмету, позволяет учителю включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, тем самым осуществить личностно-ориентированный подход.
На таких уроках учитель реализует принцип связи изучаемого материала с жизнью, осуществляет межпредметную связь математики и уроков литературного чтения. Сюжет русской народной сказки можно использовать на разных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и др.); в качестве основы для арифметических примеров и задач, дидактических игр и т.п. Регулируя уровень организации учебной деятельности для каждого ребенка, учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса школьников.
Литература:
1.Морозова, Н.Г. Познавательные интересы младших школьников.–М.:Просвещение,1965. 
2.Маркова Т. В., Евстифеева Д. О. Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов на уроках математики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2012.
3. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 2005.
4.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2006.
5.Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Школьная Пресса, 2005. С. 20-51