Доклад на тему Методика работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения английскому языку


КГУ «Гимназия «БЭСТ»
Методика работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения английскому языку
Учитель: Шуман У.П.
Петропавловск, 2015 год
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
Современное общество нуждается в самостоятельных, интеллектуально подкованных, творчески одарённых, конкурентоспособных профессионалах во всех сферах деятельности. В связи с этим в настоящее время образовательная система Республики Казахстан вступила на новый этап развития [1] — стабилизации и стратегического ориентирования. Для развития образования, науки и культуры предоставлено широкое пространство в области саморазвития и свободы. В послании г. Н.А. Назарбаева народу Казахстана чётко очерчено: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане» [2].
Успешная работа с одарёнными детьми поможет нашему государству сформировать интеллектуально-культурный слой нации, обеспечить стабильность, процветание, безопасность, её духовное возрождение, войти в число конкурентоспособных стран мира. В суверенном Казахстане, начиная с 90-х годов ХХ века, начала развиваться социально-педагогическая практика в отношении одарённых детей. Толчком к активизации этой деятельности послужило распоряжение Президента Республики Казахстан от 24 мая 1996 года № 3002 «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых детей». В Казахстане с 1998 г. при Комитете образования успешно функционирует РНПЦ «Дарын» по работе с одарёнными детьми.
Благодаря эффективной и согласованной работе сотрудниками центра разработаны «Концепция выявления, поддержки и развития одарённых детей Республики Казахстан» [3], перспективная программа «Дарын», нормативно- правовые документы. Выпускаются журнал «Дарын» и различные методические пособия, монограммы, посвященные проблемам выявления и обучения одарённых детей. Центр курирует общеобразовательные и специализированные школы нашей страны и осуществляет региональную поддержку, организуя и проводя работу по выявлению, поддержке и обучению одарённых детей. Международное сотрудничество центра «Дарын» с различными ведущими организациями и учреждениями позволяет ежегодно планировать, организовывать и проводить конкурсы, олимпиады, конференции, семинары для одарённых учащихся, учителей и психологов нашего государства.
Какие они – одарённые дети?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели.
Форма организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала одарённых учащихся - предметные недели.
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Система работы
При выборе форм и методов работы с одарёнными детьми необходимо руководствоваться несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
- профессиональной подготовкой педагога;
В работе с одарёнными учащимися важно обращать внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.
Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Библиография
1) Научно-педагогическое сообщество преобразования и реформы: Обновленной стране – качественное образование // Наука и высшая школа Казахстана. — 2004. — № 20. — С. 2.
2) Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.akorda.kz/ru. Астана, 17 января 2014 г.
3) Концепция выявления, поддежки и развития одаренных детей в Республике Казахстан // Информ.-метод.сб.РНПЦ "Дарын". Астана, — 1999. — № 3. — С. 3—24.