Методы преподавания народно-сценического танца на начальном этапе обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОРОХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Методы преподавания
народно-сценического танца на начальном этапе обучения»
Составитель: Суравьёва Ольга Юрьевна
Преподаватель хореографического отделения


Московская область, Рузский район
2013-2014 уч. Год
История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени,
это история эволюции народно-танцевального искусства.
Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков.
Древнейший вид искусства – народный танец, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, может выступать как одно из средств возрождения и обогащения традиций.
Изучение народной танцевальной культуры необходимо. Анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец теряет свою популярность и востребованность. Репертуар танцевальных коллективов изобилует постановками в современных ритмах с достаточно стереотипным композиционным построением и набором танцевальных движений. Учитывая актуальность и многожанровость танцевального искусства и естественную потребность творческих коллективов отражать его современные тенденции, важно не забывать и о своих истоках.
Задачей педагога-хореографа является не просто научить детей танцевать, но и привить любовь и уважение к своим корням, ознакомить с истоками той или иной танцевальной культуры. Исходя из этого, мы сформулировали тему нашего проекта.
Актуальность данного проекта объясняется тем, что в настоящее время граница между многими народными танцами стирается, особенно это касается славянской группы народов, а молодое поколение теряет связь со старыми традициями. Перед современными преподавателями народно-сценического танца стоит задача в разработке таких методов преподавания, с помощью которых материал более точно запоминался, а техника исполнения народного танца совершенствовалась.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явилось основанием для определения темы исследования: «Методы преподавания народно-сценического танца на начальном этапе обучения».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке наиболее эффективных методов ведения уроков народно-сценического танца.
Объект: учебно-педагогический процесс в детской школе искусств, отделения хореографии, III класс.
Предмет исследования: построение уроков и методы обучения народно-сценическому танцу в III классе ДШИ.
На основе выявленных противоречий, анализа литературы, определения цели, мы можем выдвинуть следующую гипотезу исследования:
Деятельность педагога по народно-сценическому танцу будет успешной, если при выборе методов ведения урока:
учитывать специфику народно-сценического танца
учитывать специфику ведения уроков в ДШИ;
учитывать возрастные особенности учащихся;
методы преподавания будут более эффективными,
если ориентировать процесс обучения на следующий комплекс
педагогических условий:
выполнение заданий, способствующих полному погружению учащегося в атмосферу творчества;
создание педагогической среды для его формирования;
присутствие активного взаимодействия ученика и преподавателя.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
определить степень теоретической разработанности темы исследования;
выявить особенности преподавания народно-сценического танца;
разработать методы преподавания народно-сценического танца;
экспериментально проверить эффективность разработанных методов.
Базой исследования является ученики третьего класса семилетнего обучения ДШИ отделения хореографии (10-11 лет).
Исследование проводилось в нескольких этапах:
1 этап (сентябрь – октябрь 2012 г.)
Было изучено состояние проблемы, цели, задачи, базы исследования. Осуществлено теоретическое осмысление темы, определены методологические темы. Применялись общенаучные методы исследования:
анализ педагогической литературы;
изучение учебных пособий по методике народно-сценического танца и педагогической хореографии.
2 этап (октябрь – ноябрь 2012 г.)
Сформулирована модель эксперимента, отработаны теоретическая и практическая части исследования. Использовались педагогические методы исследования:
изучение литературы по вузовской педагогике;
изучение учебных документов;
беседы с педагогами;
включено наблюдение.
3 этап (ноябрь 2012 – май 2013 г.)
Внедрение в учебный процесс педагогической модели. Использовались социологические методы, адаптированные к теме:
Подведение итогов педагогического исследования:
научная новизна
создан понятийный аппарат исследования
разработана модель обучения народно-сценическому танцу (2-й год обучения)
Опытно – экспериментальное исследование методов ведения уроков народно-сценического танца в ДШИ у детей третьего класса:
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы:
Теоретическое осмысление проблемы привело к следующим предположениям, которые требуют экспериментальной проверки:
формирование методов преподавания народно-сценического танца во многом зависит от преподавательских навыков педагога;
работа по формированию методов преподавания народно-сценического танца будет плодотворной, если учащиеся владеют основными навыками исполнения народно-сценического танца.
Таким образом, была определена основная цель экспериментального этапа исследования – проверить действенность этих предположений для формирования методов преподавания народно-сценического танца.
На основание данной цели были сформированы следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
экспериментально проверить уровень сформированности навыков исполнения народно-сценического танца у учащихся;
разработать методы преподавания народно-сценического танца
экспериментально проверить эффективность разработанных методов преподавания народно-сценического танца.
Диагностика исходного уровня сформированности основных навыков исполнения народно-сценического танца:
Перед разработкой метода преподавания народно-сценического танца необходимо было диагностировать начальный уровень сформированности основных навыков исполнения.
Исследование проводилось на базе ДШИ п. Фёдоровский Сургутского района. В эксперименте участвовало 20 человек. Возраст детей – 10 - 11 лет.10 человек составляли контрольную группу и 10 человек – экспериментальную.
Для диагностики исходного уровня сформированности основных навыков исполнения народно-сценического танца были выбраны основные упражнения из рабочей программы «Народно – сценический танец» хореографического отделения ДШИ п.Дорохово Рузского района..
Главная задача первого года обучения –изучения элементов у станка; изучение танцевальных композиций. Развитие координации за счёт усложнения танцевальных композиций. Первый год обучения включает в себя изучение элементов, которые затем можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся.
Были выбраны следующие упражнения: веревочка, маленькие броски, дробные выстукивания, приседания, перегибы и наклоны.
По окончанию диагностики исходного уровня навыков исполнения народно-сценического танца мы получили следующие результаты по контрольной и экспериментальной группе, которые представлены в виде диаграмм:

Рис. 1. Ошибки при исполнении маленьких бросков
Согласно рис. 1 в экспериментальной группе уровень ошибок при выполнении маленьких бросков выше, чем в контрольной, по четырем пунктам из семи.
Рис. 2. Ошибки при исполнении приседаний
Исходя из данных диаграммы на рис. 2, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень совершения ошибок выше по трем пунктам, а в контрольной – по двум, по трем пунктам показатели одинаковые. Следовательно, и в выполнении приседаний экспериментальная группа хуже справилась с заданием.

Рис. 3. Ошибки при исполнении дробных выстукиваний
При выполнении дробных выстукиваний уровень ошибок выше у контрольной группы по двум пунктам, у экспериментальной – по одному, по двум пунктам показатели одинаковые.
Рис. 4. Ошибки при исполнении перегибов и наклонов
При выполнении перегибов и наклонов показатели у обеих групп практически одинаковые.

Рис. 5. Ошибки при исполнении веревочки
Согласно рис. 5, при выполнении «веревочки» больше ошибок совершили учащиеся экспериментальной группы – по трем пунктам.
Делая общий вывод по результатам выполнения упражнений, можно сказать, что показатели уровня безошибочности выполнения упражнений лучше у контрольной группы.
Следовательно, задачей при разработке и проведении эксперимента по разработке метода преподавания народно-сценического танца является повышение уровня безошибочности выполнения упражнений в экспериментальной группе.
Разработка поэтапной модульно-блочной системы развития навыков исполнения лексики народно-сценического танца:
Сущность опыта - цель обучения хореографии стало эстетическое развитие каждого ребенка и привитие всем учащимся эстетического вкуса средствами народного танца. Эта ситуация потребовала создания новой методики обучения лексике народного танца. В результате работы над данной проблемой была создана модульно-блочная система формирования навыка танцевальной лексики, предлагающая поэтапную выработку навыков танцевального мастерства учащихся с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные модули и их дальнейшую сборку в блоки.
Новизна - Создание модульно-блочной системы выработки умений и навыков исполнения танцевальных комбинаций у учащихся ДШИ.
Доступность - Система может быть использована при организации учебного процесса школ искусств и общеобразовательных школ с эстетическим уклоном. На более поздних этапах она дает хорошие результаты по коррекции технических ошибок, допускаемых учащимися при исполнении лексических комбинаций.
Результативность - Применение модульно-блочной системы в обучении танцу даст возможность сделать учебный процесс интересным для детей, позволив детям быстро изучить материал и самим творчески создавать на достигнутом уровне танцевальной лексики учебные и концертные номера.
Всю лексику народно - сценического танца можно условно разделить на три большие группы. Первая часть - простые ходы, припадания, бега и т.д., т.е. несложные танцевальные движения. Вторая группа - сердцевина, сложнейшая качественная лексика, суть языка пляски, танца, через нее передается замысел, материализуется основная мысль. Третья группа - выразительные средства танца, сложные трюки и коленца.
При обучении учащихся можно пойти двумя путями. Первый путь, традиционный, - начать обучение с первой группы лексики и на протяжении 7 лет добраться до третьей группы. Путь правомерный, но очень длинный и грозит потерей интереса к изучаемому предмету. Путь второй - начать обучение со второй, самой сложной, но, тем не менее, самой интересной группы лексики.
Модули, составляющие лексику танца, во многом очень схожи друг с другом по ритму, по приемам исполнения. Научить учащихся исполнять их, вычленив наиболее распространенные, - задача не очень трудоемкая. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему (танец). Блок, с течением времени, учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти очень долго.
Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства - широкое поле деятельности для учителя - позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.
К концу первого года обучения учащиеся показывают очень хороший результат, дети воспроизводят лексический материал довольно высокой степени сложности. Разобравшись с правилами этой игры пытаются самостоятельно конструировать из модулей блоки лексики.
Знания, умения, навыки поднимаются в данном случае до определенного уровня творчества. Модульное проучивание дает хорошие результаты при коррекции танцевальной речи, помогает увидеть ошибку или неправильно сформированный навык, развивает музыкальность, ритмичность, психомоторную реакцию ученика.
На начальном этапе, при проучивании мелких танцевальных модулей, модульно-блочная система создает большой запас отдельных простых навыков, которые в последующем дают возможность запоминать и воспроизводить значительное количество больших танцевальных комбинаций и применение их в учебных, концертных танцевальных номерах. Эта модель обучения ведет к закреплению навыков за счет их многократного повторения в различных вариантах и комбинациях.
Содержание учебного процесса сводится к показу танцевальных элементов, движений учителем и желательному запоминанию их учеником на уроке.
Важное значение в процессе обучения танцу имеет установка на научение, т.е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи. Учебный материал, которым пользуются учитель и учащиеся, так же должен отвечать определенным требованиям. Важнейшие из них доступность и достаточный уровень сложности.
Поэтапная модульно-блочная форма выработки танцевальных навыков при обучении народному танцу - это первоначальный этап, где в доступном виде ученику даются элементы танцевальных движений, направленных на поэтапное развитие сложных двигательных навыков.
Главная задача этого этапа - создать большой “банк” относительно простых двигательных навыков.
Задача ученика на следующем этапе найти хорошо проученный, знакомый материал, имеющийся у него в “банке” и в логической (требуемой) последовательности объединить один за другим уже проученные элементы, навык исполнения, которых ученик уже имеет. Эти “банки” создаются отдельно для девочек и для мальчиков. Должен быть еще третий - общий для тех и других.
Нельзя давать или только сложные, или только простые модули. Их необходимо давать в пропорциях, чтобы на одном модуле ребенок легко мог достичь успеха, а над другим ему предстояло бы потрудиться.
Важно не только научить детей исполнять модули, не нужно забывать главного: мы учим ребенка танцевальной речи и речь эта должна быть грамотной и четкой, со своей дикцией, со своими интонациями.
Наиболее успешным приемом обучения танцу является ИГРА. Игра преследует цель научить ребенка слушать и слышать музыку, располагать исполняемый модуль строго в соответствии с музыкой.
Второй прием в обучении танцу - УСЛОЖНЕНИЕ материала из урока в урок.
Третьим приемом является ускорение темпа произведения.
Приемов проучивания, как и самих модулей очень много.
Поэтапная, модульно-блочная система хорошо развивает возможности учащихся запоминать и воспроизводить любые комбинации из лексики мужского и женского танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость - качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам.
Разбивка комбинаций на модули дает возможность не только выучить их в большом количестве, но и тщательно отшлифовать их исполнение, особенно когда через определенный промежуток времени занятия мальчиков и девочек объединяют с целью проучивания своих модулей в совместном исполнении. Разобравшись в технологии конструирования комбинаций из модулей, учащиеся пытаются самостоятельно составлять танцевальные движения.
Анализ результатов экспериментальной работы
Для выявления результативности проделанной работы по разработке метода преподавания народно-сценического танца, был проведен третий этап исследования – контрольный эксперимент.
Цель: проверить эффективность реализованных мероприятий, направленных на совершенствование техники исполнения народно-сценического танца.
На данном этапе учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены те же упражнения, что и на диагностическом этапе.

Рис. 6. Ошибки при исполнении маленьких бросков
Сравнивая результаты выполнения маленьких бросков на контрольном этапе с результатами диагностического этапа, следует сказать, что уровень безошибочности выполнения в экспериментальной группе значительно повысился, что говорит о положительном влиянии проведения эксперимента на выполнение данного упражнения.
Следующим упражнением было исполнение приседаний:

Рис. 7. Ошибки при исполнении приседаний
Анализируя показатели безошибочности исполнения приседаний, нужно сказать, что по сравнению с результатами диагностического эксперимента, уровень безошибочности исполнения у экспериментальной группы повысился: практически по всем пункта у экспериментальной группы уровень ошибок ниже, чем у контрольной.Исходя из показателей диаграммы на рис. 8, можно сделать вывод, что применение разработанного метода по преподаванию народно-сценического танца положительно сказалось на уровне безошибочности исполнения дробных выстукиваний, так как показатели исполнения у экспериментальной группы не превышают уровень показателей контрольной группы

Рис. 8. Ошибки при исполнении дробных выстукиваний
При выполнении «веревочки» уровень показателей значительно не изменился, однако наблюдается положительная тенденция в исполнении у экспериментальной группы.

Рис. 9. Ошибки при исполнении веревочки
В целом по результатам проведения контрольного эксперимента следует сказать, что разработанный метод преподавания народно-сценического танца положительно повлиял на технику и безошибочность исполнения упражнений.
Поставленная цель достигнута и решены задачи исследования.
Ресурсы
Для осуществления проекта используются следующие ресурсы:
- информационно-теоретические ресурсы;
- учебно-методический комплект, включающий в себя программу «Народно-сценический танец» в ДШИ 4-летний курс обучения, аудио- и видеозаписи, музыкальный репертуар;
- технические средства обучения: компьютер, аудио- и видеоаппаратура
Партнёры
Партнёрами в реализации проекта являются: педагоги дополнительного образования, родители.
Целевая аудитория
Проект рассчитан на учащихся третьего класса семилетнего обучения ДШИ отделения хореографии (10-11 лет).
Срок реализации проекта – 1 год
Выводы и рекомендации:
Глубокое профессиональное овладение основными элементами — главное в процессе познания основ народного танца.
Будущие исполнители, педагоги-балетмейстеры и руководители профессиональных и самодеятельных коллективов должны умело пользоваться богатым, разнообразным арсеналом движений народной хореографии.
Правильно выбирая и смело совершенствуя те или иные движения на основе изученных элементов, можно поднимать большие темы и создавать новые современные танцы.
Описание движений в основном дается в чистом виде, вне комбинаций. Все элементы разбираются по степени трудности, от простых к сложным, что дает возможность их последовательно осваивать. Часть элементов для удобства изучения объединена в разделы или группы.
Разучивать и исполнять элементы народного танца, а также танцевальные комбинации, сочиненные из различных элементов, нужно только на середине зала. Исполнение, как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения.
В ходе анализа специальной литературы, были выделены педагогические методы, наиболее приемлемые для хореографии, и конкретно методы, наиболее эффективные при ведении уроков народно-сценического танца в ДШИ у детей школьного возраста.
Исходя из специфики хореографии, основополагающим методом познания является практический метод.
Учитывая специфику народного танца, основными методами ведения урока являются:
методы информирования (лекции, рассказы, беседы и т.д.);
методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ наглядных пособий, картин, видеоматериал);
методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей)
методы стимулирования творческой деятельности(поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков);
методы контроля над эффективностью воспитания детей (наблюдение, проведение контрольных бесед)
Учитывая возраст детей, основным методом ведения урока является игра. Она развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма урока через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.
Опытно-экспериментальная работа имеет практическую значимость. И с её помощью экспериментально была подтверждена эффективность выявленных методов ведения урока народно-сценического танца у детей школьного возраста в ДШИ.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
На основе полученных данных и по результатам учебного года мы планируем создание авторской образовательной программы по народно-сценическому танцу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексютович Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры.- Минск: Высшая школа, 1978.
Бабанский Ю.К. выбор методов обучения в средней школе, М., 1981.
Балет. Энциклопедия.-М.: Сов. Энциклопедия, 1981.
Баскаков А.М. общая педагогика: учебное пособие для студентов институтов культуры.- Челябинск, 1992-147 с.
Белич В.В. педагогические принципы в практической работе учителя.- Челябинск, 1990.
Борзов А.А. Народно-сценический танец (методические рекомендации и применение программ для детей хореографических коллективов).- М., 1985-48с.
Борзов А.А. Народный танец.-М.,1986.
Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1963. 390 с.
Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте.- С-Пб.: Союз, 1997.
Громов Ю.И. Самодеятельное хореографическое искусство.- Санкт-Петербург: гуманитарный университет профсоюзов.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Искусство, 1967- 90 с.
Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка:Учеб.пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 208с.:ил.:ноты.
Дуранов М.Е. Педагогика и психология: учебное пособие.- Челябинск, 2000-248с.
Жорницкая М.Я. Состояние и задачи изучения народного хореографического искусства в СССР / IX Международный конгресс антропол. и этногр. наук. (Чикаго, 1973). М., 1973. 23
Захаров Р. Беседы о танце.- М.: ПРОФИЗДАТ, 1963-71с.
Зацепина К., Климов А., Рихтер К. Народно-сценический танец. Ч. 1-я. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976.
ИноземцеваГ.В. Народный танец.- М.: Знание, 1971.
Климов А.А. Основы русского народного танца. - М., 2004. - 270 с.
Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. - М., 1994. - С. 108
Климов А.А Русский народный танец. Выпуск 1.Учебное пособие.- М., 1996-37с.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.-М., 1997
Конорова Е.В. Хореографическая работа со школьниками.- Л., 1958
Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (По работам зарубеж. ученых XX в.) // Советская этнография. 1975. N 5. С. 147-155
Кудашева Т.Н. Народный танец. Упражнения и этюды.- М.: ГИТТИС;,1980
Лесрнер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981
Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения,- М.,1988 .
Луначарский А.В. О воспитании и образовании/Под ред. А. М.
Арсеньева и др.- М.: Педагогика, 1976.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта.- М., 1995 - 300с.
Надеждина Н. Русские танцы,- М.: Госкультпросветиздат, 1951.
Народный танец : Проблемы изучения. - СПб., 1991. - С. 212.
Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене.- М.,1976.
Осипова Т.В. Программа. Методика педагогического руководства художественным коллективом.- Челябинск: ЧГАКИ, 2003-21с.
Панферов В.И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник для студентов вузов, колледжей и училищ культуры иискусства/ ЧГАКИ. Челябинск, 2001-120с.
Педагогика/под ред. Ю.К. Бабанского.- 2-ое изд.- М.: Просвещение 1988-479с.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/под ред. П.И. Пидкасистого.-М.:Педагогическое общество России, 2004-608с.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/под ред. В. А.. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова,- 3-е изд.-М.: Школа-Пресс, 2000-512с.
Петрова Л.Е. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности.- М.: Просвещение, 1973.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. Учеб. Заведений: В 2 кн.- М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения-576с.
Ротерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах// Физическая культура в школе, №10. 1990
Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. Л., 1983. Вып. 7. С. 126-138
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб., 2002
Смирнов И.В. Искусство балетмейстера.- М.: Просвещение, 1986-192с.
Степанова Л.Г. Народные танцы.- М.: Изд-во Советская Россия, 1965.
Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство, 1967.
Ткаченко Т. Народный танец,- М.: Искусство, 1975.
Ткаченко Т. Работа с танцевальным коллективом.- М.,1969.
Тюников Ю.С. Типичные ошибки в применении педагогических методов// 47.Школьные технологии, №3,2004.
Уральская В. Природа танца,- М., 1981.
Уральская В. Рождение танца.- М., 1982
Уральская В.И., Соколовский Ю.В. Народная хореография.- М.: Искусство, 1987.
Устинова Т. Русский народный танец.- М.: Искусство, 1976.
Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца.- М., 2002.- 270 с.
Фокина Е.Н. Хореографическое искусство как составляющая мировой культуры //Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов. Материалы научно-практической видеоконференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. Стр. 74-80.
Фомин А.С. Понятие "танец" и его структура // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991.
Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии. - Мн.: Полымя, 1999.-244 с.
Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде.- М.: Искусство, 1985 - 416 с.
Философия: учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П. Кохановского.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998-576с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Музыкальные игры на пространство
«Воротца»
Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары рассчитываются на первые и вторые.
На начало музыки пары идут по кругу, сохраняя интервалы. На «раз» 8-го такта педагог подаёт команду: «первые» или «вторые». Пары, номера которых были названы, останавливаются и образуют «Воротца», повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх. Неназванные пробегают в образовавшиеся «воротца», причём первый в паре бежит впереди своего товарища. К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Музыкальное произведение начинается сначала, пары снова идут по кругу и игра начинается вновь.

«Круг и кружочки»
Группа или класс делятся на четыре команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. По команде педагога или музыкальному сигналу все выстраиваются в середине зала в общий круг и под музыку выполняют простые танцевальные шаги, продвигаясь по кругу. Когда мелодия звучит громче, все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Игра начинается снова.
«Змейка»
Группа или класс делятся на три команды и выстраиваются в колонны, в указанных местах зала. Педагог выбирает две мелодии. Под первую – все дети передвигаются в зале «змейкой» определённым движением, под вторую – выполняют другое движение на месте.
«Нитка с иголкой»
Дети выстраиваются друг за другом. Первый – «иголочка», ведёт остальных («ниточка») за собой, используя заранее изученное движение. Задача ведомого – точно повторить траекторию человека, идущего впереди.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Примерная модель урока – игры (на основе материала белорусских народных танцев)
Экзерсис у станка:
1.Demi plie(в характере белорусского народного танца «Камыш») –
Камыш качается на ветру (упражнение для работы руки – Port de bras)
2.Battement tendu(в характере белорусского народного танца «Воробей») - воробей «клюёт» зерно (упражнение «Носок-каблук»)3.Подготовка к «верёвочке» (в характере белорусского народного танца «Козочка») – козочка «брыкается» ногой.
4.Adajio (в характере белорусского народного танца «Журавель») –
журавль поднимает высоко ноги и крылья(руки)
Экзерсис на середине зала:
1.Комбинация «Ковырялочка» (в характере белорусского народного танца «Воробей») – добавляется работа рук – крылья.
2.Комбинация «Присядка» (для мальчиков) - (в характере белорусского народного танца «Жабка») - жаба прыгает по кочкам.
3.Комбинация Port de bras (в характере белорусского народного танца «Камыш») – работа рук, корпуса и головы.