Обучение чтению на начальном этапе изучения английского языка в школе.

Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования
Факультет профессиональной переподготовки
Специальность "Английский в сфере профессионального образования"



Аттестационная работа
"Обучение чтению на начальном этапе изучения английского языка в школе "




Работу выполнила
Учитель английского языка МОУ Лесногородская СОШ
Одинцовского р-на
Калантаевская Т.А.

Научный руководитель
Кандидат педагогических наук
Овчинникова А.В.


г. Москва
2011

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения чтению на начальном этапе
изучения английского языка в школе...7
Понятие о чтении и характеристика его видов ........7
Подходы к обучению чтению...11
Критерии отбора материала... 14
Этапы работы с текстом... 16
Учет психологических особенностей развития младших школьников при обучении чтению.....19
ГЛАВА II. Описание опыта использования читательского уголка на уроках английского
языка в начальной школе21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .....32
ПРИЛОЖЕНИЯ...34























ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была и остается одной из актуальных проблем российского образования. Младший школьный возраст, совпадающий с начальным этапом обучения, по праву привлекает пристальное внимание исследователей и педагогов-практиков. Требованием времени стало изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях со 2 класса. Одна из главных целей обучения английскому языку на ступени начального общего образования – «формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме»[18,c.14].
Чтение – один из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учащихся.
Государственный стандарт для начальной школы требует от учащихся умения «чтения вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал» и «чтение про себя с пониманием небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации»[18,с.15].
Современные методики преподавания иностранного языка уделяют недостаточное внимание тому факту, что дети читают неохотно на иностранном языке при возникновении трудностей и имеют ряд проблем, связанных с чтением. В связи с этим возникает необходимость приобщения учащихся к чтению на иностранном языке. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе требует поиска эффективных путей совершенствования методических приемов и создания дополнительных материалов для формирования умений чтения.
Следовательно, в ходе работы над темой целью данной работы является – разработка дополнительных материалов для создания читательского уголка, способствующего формированию умений чтения на начальном этапе изучения английского языка.
Объект исследования – обучение чтению на английском языке в начальной школе.
Предмет исследования – формирование умений чтения на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дополнительных материалов и создание читательского уголка.
В процессе исследования мы исходим из положения, что чем больше учащийся читает, тем охотнее и лучше он читает. Чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, необходимо, во-первых, стимулировать мотивацию чтения, во-вторых, обеспечить успешность его протекания при помощи соответствующих дополнительных материалов и заданий. Эти моменты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, гипотеза исследования заключается в том, что создание и использование на уроках читательского уголка поможет учащимся преодолеть трудности в чтении и понимании коротких текстов и научит получать удовольствие от чтения с начального этапа обучения.
Для реализации поставленной цели в рамках выдвинутой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
Дать определение чтению как виду речевой деятельности и дать характеристику его видов.
Проанализировать современные подходы к обучению чтению на начальном этапе.
Сформулировать критерии отбора материала для чтения.
Рассмотреть этапы работы с текстом и систему упражнений на каждом этапе.
Выявить влияние психологических особенностей младших школьников при обучении чтению.
Разработать материалы (книги, упражнения, детские работы) для читательского уголка, используемого во 2-3 классах.
Представить анализ результатов обучения с использованием читательского уголка.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: психологическая основа овладения иностранным языком детьми младшего школьного возраста (Н.В. Клюева, И.В. Шаповаленко. М.В. Матюхина, Л.С. Выготский), методологические теоретические основы и педагогические технологии обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста (М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Е.Н. Соловова. Е.А. Маслыко, Э.Ш. Перегудова, Н. Пономарева, Е.В. Носонович, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Н.Н. Деревянко. С.И. Азарова, Т.В. Ощепкова, М.М. Пролыгина, Д.А. Старкова, Opal Dunn, Jean Greenwood, Christine Nuttall, Catherine Wallace, Sarah Phillips, Sandie Janes Mourau и др.), материалы, содержащие тексты и упражнения для чтения (М.З. Биболетова, Т.Б. Клементьева, М.Е. Вербовская, C.J. Moore, John Prater, Bill Gillham, Keith Gaines, Derek Strange, Jane Revell и др.) и 2 интернет сайта.
Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществляется с использованием следующих методов исследования: анализ научной и методической литературы, наблюдение за практикой обучения чтению на английском языке младших школьников, анкетирование, сравнительно-сопоставительный анализ, интервьюирование.
Практическая ценность работы заключается в том, что идея читательского уголка и предлагаемые материалы могут быть использованы для решения проблем, связанных с овладением коммуникативными умениями в области чтения детьми младшего школьного возраста на уроках английского языка.
База исследования. Исследование проводилось на базе Лесногородской средней школы Одинцовского районаю. Испытуемыми явились учащиеся 2, 3 класса.






























ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Понятие о чтении и характеристика его видов
Чтение – это процесс коммуникации посредством языка на материале письменной речи. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, поскольку оно заключается в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора. Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение, прогнозирование, выполняет значительную воспитательную, развивающую и образовательную роль.
В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.
Чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение) Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу. Чтение вслух очень полезно на ранних ступенях обучения иностранному языку с целью обучения правильному произношению[16,17]. Чтение вслух выполняет еще одну важную учебную функцию: оно является средством обучения чтению про себя. Но мы не должны путать чтение с чтением вслух.
Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных фабульных текстов. Помимо формирования техники чтения, на начальном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, компенсаторные умения, навыки самостоятельной работы. Одновременно совершенствуются все языковые и речевые навыки[19].
В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условие и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получения информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины[16, 17].
Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности: устной речью, письмом, аудированием. Чтение и письмо пользуются одной графической системой языка. В основе и аудирования и чтения лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом, большое значение имеет вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне[16,17].Это необходимо учитывать при обучении иностранным языкам и развивать все виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.
В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве цели и средства. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными[19,20].
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяют три вида чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое.
Ознакомительное чтение. Его цель – получение общего представления о читаемом материале. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говориться в нем по данным вопросам. Оно требует умения различить главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое/поисковое чтение – его цель быстрое нахождение в тексте определенных данных. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме[10,17,18].
В зарубежной англоязычной методике используются следующие термины для определения видов или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:
skimming (определение основной темы/идеи текста);
scanning (поиск конкретной информации в тексте);
reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла)[19].
Таким образом, в отечественной и зарубежной методике нет серьезных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер. Однако если в теории обучения чтению позиции методистов разных школ близки, то на практике наблюдается значительное разнообразие[19]. Существуют различные подходы к определению того, когда и как надо начинать обучение чтению на начальном этапе.










Подходы к обучению чтению
Известно, что обучение чтению может идти разными путями. В работах методистов прослеживается несколько подходов к обучению чтению на начальном этапе. Так Опал Данн выделяет 4 подхода[21]:
Подход
Основание
Пример

Alphabetic
Название букв, составляющих слова
Cat – c-[si] a-[ei] t-[ti]

Phonic
Соответствие букв и звуков
Cat – c-[k] a-[ae] t-[t]

Word/phrase recognition
Распознание слов, фраз, предложений по форме слова
Cat, Book, Read, Play

Whole story
Слушание и слежение по тексту
Once upon a time there lived.


Таблица 1. Подходы к обучению чтению на начальном этапе.
В зависимости от того, какой путь обучения чтению выбирают авторы УМК и учитель, зависит и «набор» навыков и умений, которые могут комплексно отрабатываться на этапе формирования чтения[19]. Нами были проанализированы подходы к обучению чтению в наиболее часто используемых УМК по английскому языку в начальной школе.
Так УМК И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной «Английский язык 2» содержит следующие рекомендации по обучению чтению.
В начале обучения дети знакомятся с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети. На данном этапе обучение чтению и обучение письму практически невозможно отделить друг от друга.
Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас и речевой репертуар по нескольким учебным ситуациям общения, ученики приступают к чтению гласных букв в различных словах. Учащиеся сразу знакомятся с понятием «открытый/закрытый тип слога», с транскрипцией. Важно то, что чтение в данном случае опирается на определенные навыки устной речи. Дети читают и пишут то, о чем они говорят.
Чтение словосочетаний, предложений, мини-текстов.
Чтение более продолжительных фабульных текстов[7].
Таким образом мы можем сделать вывод, что работа по УМК И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной построена на «графемно-фонемном» подходе[7,28]. Нам представляется такой подход трудным для маленьких детей, которые еще недостаточно хорошо знают свой родной алфавит. Обучение чтению на основе графемно-фонемного типа не выполняет коммуникативных целей при изучении иностранного языка, так как слово становится абстрактным знаком или набором абстрактных знаков вместо средств коммуникации. Начальный прогресс очень медленный для маленьких детей и даже запутанный из-за частых исключений в правилах чтения, необходимости использовать слова, которые обычно не употребляются детьми, или отсутствия хорошей практики аудирования[8,28].
В УМК В.П. Кузовлева сначала дети читают транскрипцию, а затем переходят к чтению слов.
1 этап – чтение по транскрипции (транскрипция – цель)
2 этап – чтение по правилам (транскрипция – средство)
Особенностью при обучении чтению по транскрипции является использование транслитерации в качестве опоры. Русскими буквами передается звучание всех английских звуков. По мнению Э.Ш. Перегудовой транслитерация
компенсирует недостающие способности у учащихся;
способствует более быстрому запоминанию связей между графемой и транскрипционным знаком;
облегчает работу над чтением дома с помощью родителей, которые могут не знать английского языка;
развивает способности к сопоставлению, анализу, аналогии, так как позволяет опираться на знание родного языка[15].
Учащиеся воспринимают на слух высказывание и работают в режиме «слушание и слежение по тексту». При этом они держат в поле зрения 3 строчки, например: why – [wai] – [wай].
Формирование навыков чтения по правилам проходит несколько стадий:
правила чтения с гласными буквами;
автоматизация перцептивных навыков чтения, упражнения имеют имитативный характер, учащиеся самостоятельно делают выводы о том, как читаются буквосочетания;
чтение отдельных слов с опорой на правило чтения буквы;
чтение расширяющихся синтагм;
чтение микротекстов, в которых знакомые или новые слова, читающиеся по изученным правилам, встречаются в разнообразных комбинациях[15].
Основное упражнение для формирования навыков чтения по транскрипции и по правилам чтения – чтение под фонограмму, однако в реальной жизни мы никогда не читаем тексты, написанные транскрипцией и под фонограмму.
Подход к обучению чтению в УМК «Милли 2» О.З. Азаровой и др. основан на узнавании знакомых слов и предложений. На начальной ступени используются две карточки: картинка и слово. Сначала дети учатся произносить и употреблять новые слова (все слова снабжены иллюстрациями), многократно проигрывая их в различных игровых заданиях, а затем знакомятся с графической формой словах[1,2,12]. Согласно G. Doman, 12-15 таких презентаций надежно отложится в памяти. Человек может читать и понимать слова, которые он не может писать, а иногда даже правильно произносить[28]. Авторы учебника не отрицают необходимости поэтапного обучения правилам чтения, однако английские правила сложны. И нередко гораздо легче просто запомнить, как читается слово.
Обучение алфавиту происходит в начале курса. На каждом уроке первых трех разделов детально рассматривается несколько букв. Авторы предлагают набор упражнений для практики в написании по буквам, через кроссворды, игры со словами, которые включены в рабочую тетрадь. С четвертого раздела вводятся фонемы через раздел «Мы умеем читать». Внимание детей привлекается звукобуквенному соответствию через содержание песен, стихов, рифмовок. Учащиеся могут самостоятельно обнаружить некоторые закономерности в чтении, что только приветствуется. Более подробно эти закономерности начинают изучаться в 3 классе. А в 5 классе средней школы дети познакомятся с транскрипцией. Авторы УМК уверены, что одной техники в обучении чтению недостаточно и поэтому предлагаемая комбинация подходов – чтение по правилам в сочетании с чтением целых слов - кажется оптимальной[12].
Таким образом, можно сделать вывод, что как в теории, так и в практике существуют различные подходы к обучению чтению. На наш взгляд подход, предлагаемый в УМК «Милли 2» кажется наиболее приемлемым, так как он является коммуникативно-направленным и позволяет осуществлять чтение на сознательной основе. Но мы считаем, что там нет достаточного количества материала для чтения.
Критерии отбора материала
В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. «Текст – записанная речь»[34,с.9]. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого необходимо сформулировать требования, предъявляемые к учебным текстам, а, значит, и принципы их отбора.
1. В жизни встречаются разные тексты и их надо уметь правильно читать, извлекать из них необходимую информацию. Поэтому учебные тексты могут быть разного объема, но при этом следует соблюдать разумный баланс[19].
2. Учебные тексты должны создавать возможность для развития всех видов чтения[34].
3. Мы читаем, потому что хотим извлечь что-то из текстов: факты, идеи, чувства. Поэтому тексты должны быть разнообразные[27,29].
4. Тексты должны содержать специфические языковые структуры и лексику. Они должны учить языку[34].
5. Содержание учебных текстов должно быть знакомо учащимся. Тематика определяется учебной программой с учетом реальных потребностей учащихся и реальных возрастных интересов[19,34].
6. Учебные тексты должны быть соответствующего уровня сложности. Количество новых слов зависит от цели чтения. Для детей важно ощущение успеха[19,27,34].
7. Для младших школьников необходимо выбирать или создавать материал интересный и увлекательный, чтобы они хотели его читать. Интересный текст – главная предпосылка обращения учащихся к чтению на иностранном языке[29].
8. Хорошо, если текст будет аутентичный (созданный не для учебного, а для реального общения, например: письма, объявления и др.), так как он более интересный, a учащимся необходимо читать иностранный язык с аутентичной целью (реальной, которая предполагает реагирование на материалы, как это происходит в естественных ситуациях общения, например: выбрать маршрут, написать письмо)[19,34].
Таким образом, мы сформулировали критерии, которые важно соблюдать при отборе дополнительного материала для чтения. Но помимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с ними.

Этапы работы с текстом
Уже на начальном этапе, на тех текстах, которые это позволяют, учащихся следует обучать работе с текстом[16]. Естественно, что на начальном этапе эти умения будут только закладываться, но мы не рекомендуем учителям отказываться от такой работы там, где текст позволяет ее проводить.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Маленьким детям необходим предтекстовый этап. Это один из способов стимулировать интерес к чтению. Этот этап позволяет также определить речевую задачу и по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
На данном этапе можно использовать следующие упражнения, соответствующие возрастным особенностям младших школьников:
Попросить учащихся определить по заголовку тематику текста, ключевые слова и выражения.
Сформулировать предположение о тематике текста на основе иллюстраций в тексте и на обложке.
Ознакомить учащихся с новой лексикой или сфокусировать на необходимой лексике (пазлы, головоломки) и определить тематику текста на основе языковой догадки.
Ответить на вопросы для определения тематики текста.
Попробовать ответить на вопросы до чтения текста (согласен,/не согласен).
Найти сходства, различия (например: картинки).
Сопоставить слова и картинки [13,19,24,35,36].
Чтение – это не пассивный вид речевой деятельности. Когда мы читаем мы ищем значение, привлекая сложную систему ассоциаций, которую носители языка уже имеют в своем распоряжении. Учащиеся должны быть вовлечены в виды деятельности, которые дают им возможность реагировать эмоционально, гибко, обдуманно, активно. Поэтому цели текстового этапа – продолжить формирование соответствующих умений и навыков, а также проконтролировать степень сформированности различных речевых умений и языковых навыков[13,19].
Предлагаемые упражнения:
Выбрать основную идею текста.
Заполнить таблицу информацией из текста.
Найти (выделить) в тексте доказательство, описания.
Исправить ошибки.
Разместить (картинки, фразы) в нужном порядке.
Ответить на вопросы.
Задать свои вопросы.
Подобрать подходящий заголовок.
Догадаться о значении слов по контексту (например: дать наиболее точный перевод).
Закончить предложение, фразу.
Найти различия / сходства.
Вставить в пропуски недостающую информации.
Подписать картинку фразой из текста.
Сопоставить информацию в тексте с картинкой.
Сделать записи.
Выразить согласие / несогласие.
Перевести.
Выполнить действие по инструкции[10,13,19,24,35,36].
Послетекстовый этап ставит свой целью использовать ситуацию текста в качестве языковой / речевой / содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи, для проверки понимания прочитанного.
Предлагаемые упражнения:
Сопоставить (герои, фразы, события).
Отгадать героя (по описанию, подсказкам).
Создать постер, рисунок, галерею.
Ролевая игра и др. коммуникативные игры.
Разыграть диалог с использованием масок, красок, кукол.
Проект (устная презентация).
Составить свою историю
Изобразить прочитанное движением (пантомимой).
Придумать новое название.
Подобрать пословицы.
Написать собственный текст (сочинение, письмо).
Составить план.
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Кратко изложить содержание текста (описать героев).
Найти сходства / различия.
Заполнить таблицу.
Мини-исследование[13,19,24,35,36].
Таким образом, на каждом этапе работы с текстом количество упражнений в распоряжении учителя большое: от ролевой игры до игр с карточками, от создания документов до игры в Бинго. Возраст учащихся, их способности и энтузиазм учителя при создании упражнений приведет к успеху.

1.5. Учет психологических особенностей развития младших школьников при обучении чтению
В данном параграфе мы попытались проанализировать особенности тех познавательных процессов, учет которых необходим при обучении чтению.
Младший школьный возраст характеризуется развитием интеллекта, от которого, в свою очередь, зависит развитие остальных психических функций.
Внимание младших школьников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта: (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотиваций деятельности, направленной на объект[11,14]. Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений[11].
Младшим школьникам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т. д.)[14].
В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. Наглядно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например: на соответствующие иллюстрации. Младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. В дальнейшем картинки при запоминании используются в меньшей степени. Опосредование теперь осуществляется не внешними средствами, а внутренними речевыми. В младших классах целесообразно опираться на непроизвольное запоминание. Непроизвольное запоминание улучшается, если подлежащий запоминанию материал эмоционально окрашен, подается в образной, эмоциональной форме, поскольку эти виды памяти являются генетически первичными. Материал должен быть разнообразным. Главное условие развития памяти – упражнения, тренировка (память – наиболее тренируемый познавательный процесс). Успешность запоминания также зависит от мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания – один из приемов развития памяти[14].
Восприятие – сложный психологический процесс, который сводится не только к чувственному познанию, но и связан с памятью, мышлением, речью. Развитие восприятия младших школьников заключается в переходе от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. Для обеспечения полноты и яркости восприятия применяются наглядные средства усвоения материала. В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимое действие[14].
К 11 годам объем памяти увеличивается вдвое, но она остается образно-наглядной. У младших школьников развивается осмысленное запоминание, увеличивается объем внимания, совершенствуется концентрация. Рост интеллекта проявляется в росте логических суждений, в способности отличать существенное от маловажного. У детей развивается воля, целеустремленность, плановость, сосредоточенность, совершенствуется речь[11,14].
Таким образом, умелое использование знаний психологии поможет учителю добиться хороших результатов в практической деятельности.

ГЛАВА II
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО УГОЛКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитывая собственный опыт работы с учащимися 2-х классов по УМК «Милли 2» и проанализировав опыт других учителей, мы пришли к выводу о значимости проблемы обучения чтению.
В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться на незнакомых аутентичных текстах, с соответствующей скоростью, про себя и с адекватным пониманием[27], не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учащихся. Однако практика показывает, что когда учащиеся начинают читать на иностранном языке и сталкиваются с первыми трудностями, их мотивация к чтению снижается. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации или просто источником удовольствия.
Проанализировав методическую литературу, мы обнаружили, что один из способов решения этой проблемы – создание читательского уголка[1,21,24,26,28,29,33]. Идея состоит в том, чтобы в определенном месте в классе были размещены, дополнительные материалы для чтения, позволяющие развить умения чтения шаг за шагом. Методисты и учителя-практики предлагают подобрать тексты и задания из различных русских или иностранных источников или создать свои. Эти материалы основаны на подходе к обучению чтению, предполагающем распознание значения слов, фраз.
Обучение младших школьников больше похоже на игру, где дети поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на иностранном языке. Простая и привлекательная книга с интересными картинками может заставить детей захотеть читать[28]. Предлагая интересные тексты, которые не слишком сложны такому читателю – он сможет двигаться дальше один. Использование детских стихов, песен по которым маленькие дети, говорящие на этом языке как на родном осваивают чтение, устный счет, цвета трудно переоценить. Включение в процесс обучения детской англоязычной литературы издательств «Cambridge», «Heinemann», «Macmillan» позволяет ввести детей в атмосферу и ситуацию англоговорящих героев книги, дает возможность получить удовольствие от чтения, что повышает интерес к изучению языка, стимулирует детей к самостоятельным устным и письменным высказываниям, развивает творческие способности[5]. При создании уголка также рекомендуется использование детских творческих работ.
Таким образом, мы поставили перед собой задачу: разработать материалы (книги, упражнения, детские работы) для читательского уголка, используемого во 2 классе, способствующего формированию умений чтения. Эти материалы сочетаются с подходом и тематикой УМК «Милли 2». На первом этапе нашего исследования нам было необходимо выявить трудности, возникающие у детей в процессе чтения и причины этих трудностей. С этой целью мы использовали методы наблюдения и анкетирования среди учащихся 2 класса.
Учащиеся

Оценка
Диаграмма 1. Результаты наблюдения до применения читательского уголка.
Результаты наблюдения показали, что 2 учащихся не имеют трудностей в чтении и понимании коротких текстов, 6 учащихся справляются с чтением хорошо, 6 учащихся имеют удовлетворительные результаты и 1 учащийся не справляется с заданиями по чтению.
Проведенное анкетирование среди детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) имело целью не только выявить наличие трудностей, но и их причины.
60% - иногда легко /иногда трудно

13% - легко

27% - трудно


Диаграмма 2. Результаты анкетирования до применения читательского уголка.
Анкетирование показало, что у 27% учащихся существуют трудности в чтении и понимании коротких текстов. У 60% - это зависит от тематики текста и соответствующих лексических единиц, и только 13% не имеют трудностей. 80 % учащихся дома оказывается помощь при выполнении домашних работ, а основную трудность составляет незнание слов с карточек и наличие в текстах незнакомых слов.
На втором этапе мы попытались применить материалы читательского уголка для оказания поддержки в чтении, как одном из средств коммуникации. Нами были созданы книжки с упражнениями для каждого этапа чтения. При подборе материалов мы учли психологические особенности младших школьников и руководствовались следующими критериями: новизна, интерес, доступность, разнообразие, знакомая тематика, наличие аутентичных заданий, возможность развития всех видов чтения.
Для создания самого уголка одна парта была поставлена в угол класса между окном и доской. Книжки-малютки и творческие работы детей были размещены на парте, а аутентичные материалы – немного выше, на специальном стенде. Кроме того были сделаны ксерокопии этих материалов, чтобы была возможность использовать их одновременно всеми учащимися на уроке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Мы применили материалы читательского уголка во время работы с 9 разделом учебника «Милли 2» по теме «My lunchbox» без нарушения обычного хода учебного процесса. На протяжении 6 уроков мы использовали книжки-малютки вместо проверки домашней работы (проверяли ее сами), в качестве повторения пройденного материала или вместо дополнительных упражнений. Поэтому на каждом уроке мы имели около 3-7 минут.


№ урока
Название книги читательского уголка
Развиваемое умение
Языковой материал

1
Menu.
(Приложение 4)
Просмотровое/поисковое чтение
Food, a jacket potato, a pizza, an orange juice, an ice cream, coffee, Would you like fish and chips?

2
I like. I don’t like.
(Приложение 5)
Изучающее чтение
Jam, a cake, a banana, I don’t like soup

3
It’s time to have breakfast
(Приложение 6):
Просмотровое/поисковое чтение
Buy, wash, peel, eat, an apple, half

4
At a cafй.
(Приложение 7)
Просмотровое/поисковое чтение
A sandwich, cheese, meat, a lunchbox

5
Breakfast at home.
(Приложение 8)
Изучающее чтение
Favourite food

6
Packed lunches.
(Приложение 9)
Изучающее чтение
Food items in a lunchbox

Таблица 2. Использование читательского уголка при работе с 9 разделом учебника «Милли 2» по теме «My lunchbox».

После применения материалов читательского уголка мы использовали наблюдение и анкетирование для определения эффективности их использования. Наблюдение показало, что теперь учащиеся читают и понимают короткие тексты с такими результатами:

Учащиеся

Оценка
Диаграмма 3. Результаты наблюдения после использования читательского уголка.
Из диаграммы видно, что уже 3 учащихся не имеют трудностей в чтении и понимании коротких текстов, из остальных учащихся 6 справились с заданиями по чтению хорошо и 6 имеют удовлетворительные результаты.
Нами также было проведено повторное анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Из его данных следует, что для 13% учащихся читать все еще трудно, а для 20% уже легко, хотя у учащихся еще возникают трудности с распознанием отдельных слов и фраз (диаграмма 4).
67% - иногда легко /иногда трудно

20% - легко

13% - трудно


Диаграмма 4. Результаты анкетирования после использования читательского уголка.

Если мы сравним собранную информацию, то увидим, что результаты стали лучше.
Учащиеся

Оценка Оценка
Диаграмма 5. Сравнение результатов наблюдения до и после применения читательского уголка.
Все учащиеся справились с заданиями по чтению, а 9 учащихся вместо 8 имеют хорошие и отличные результаты.
60% - иногда легко /иногда трудно

13% - легко

27% - трудно


67% - иногда легко /иногда трудно

20% - легко

13% - трудно




Диаграмма 6. Сравнение результатов анкетирования до и после применения читательского уголка.

У меньшего количества учащихся есть трудности в чтении и понимании коротких текстов (диаграмма 6).
Кроме того мы заметили, что учащиеся самостоятельно используют материалы читательского уголка во время перемены. Было интересно наблюдать, как они просматривают книжки с картинками еще раз, помогая друг другу вспомнить ключевые слова или фразы, произнести слова правильно. Читательский уголок удачно вовлек учащихся в работу на иностранном языке.
Таким образом, наше исследование подтвердило предположение об эффективности использования дополнительных материалов читательского уголка для формирования умений чтения в начальной школе.
Получив положительные результаты после применения читательского уголка во время работы по теме «My lunchbox» было принято решение продолжить работу в этом направлении, создав несколько книжек-малюток для следующего 10 раздела учебника по теме «Granny's farm».
№ урока
Название книги читательского уголка
Развиваемое умение
Языковой материал

2
Animal riddles.
(Приложение 10)
Ознакомительное чтение
Grass, hay, drinks water, runs away, does nothing, dreams of, What does this little cow do? This little cow eats hay.

3
My pet.
(Приложение 11)
Изучающее чтение
A river, a warm, a hook, I take my fishing rod, go, put, run.

4
Farm animals.
(Приложение 12)
Изучающее чтение
The names of farm animals, where they live, what they like and can do.

5
Why is Nick sad?
(Приложение 13)
Просмотровое/поисковое чтение
Asking and answering questions about farm animals.

Таблица 3. Использование читательского уголка при работе с 10 разделом учебника «Милли 2» по теме «Granny’s farm».
В начале этого учебного года мы решили еще раз узнать мнение детей по данному вопросу, и с этой целью было проведено небольшое интервью (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).
Результаты интервью показали желание ребят использовать материалы читательского уголка на уроках и самостоятельно (во время перемен, дома).
Поэтому на каждую тему первого полугодия учебника «Милли 3» были подобраны и составлены материалы для дополнительного чтения следующим образом:

Раздел учебника. Тема
№ урока
Название книги читательского уголка
Развиваемое умение
Языковой материал

Раздел 1.
Cool school.
3
Timetable.
(Приложение 15)
Изучающее чтение
School subjects, days of the week.


4
Cool school.
(Приложение 16)
Изучающее чтение
Talk to, jump, read, do sums, listen to, watch, make.


5
Your favourite day.
(Приложение 17)
Просмотровое/поисковое чтение
Daily and weekly routines, school and after school activities

Раздел 2.
Let’s have fun.
4
Carnival of numbers.
(Приложение 18)
Изучающее чтение
Cardinal numbers 11 – 20.


5
A postcard.
(Приложение 19)
Просмотровое/поисковое чтение
Present Continuous.

Раздел 3.
Happy Birthday.
1
Letters from home.
(Приложение 20)
Просмотровое/поисковое чтение
Months of the year.


2
Happy Birthday.
(Приложение 21)
Изучающее чтение
Months of the year, When’s Wendy’s birthday? It’s in November.


3
A present for Ann.
(Приложение 22)
Просмотровое/поисковое чтение
Presents: video cassette, CD, CD player, flower, What would you like for your birthday?

Раздел учебника.
Тема

урока
Название книги
Читательского
уголка
Развиваемое умение
Языковой
материал

Раздел 4.
My handy robot.
1
What can we make?
(Приложение 23)
Просмотровое/поисковое чтение
Robot, head, arm, hand, leg, feet, She |he| it’s got (no) legs.


3
Make the animal.
(Приложение 24)
Изучающее чтение
Ears, hair, mouth, nose, eyes, tail, Has it got long hair?


4
Lost robot.
(Приложение 25)
Просмотровое/поисковое чтение
Help, find, lost, describe, ask; know, Yes, he has. No he hasn't.


5
All about me.
(Приложение 26)
Изучающее чтение
Appearance, abilities, likes.


6
Faces.
(Приложение 27)
Изучающее чтение
Identification of a character, description of appearance.

Таблица 4. Использование читательского уголка при работе с 1 - 4 разделами учебника «Милли 3» по темам «Сool school», «Let’s have fun”, «Happy Birthday”, «My handy robot”
.
Мы предполагаем, что использование этих материалов поможет нам развить умения необходимые для извлечения содержания из языкового материала текста, умения, которые помогут учащимся стать эффективными независимыми читателями.
Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает, что формирование умений чтения на иностранном языке в начальной школе с использованием материалов читательского уголка имеет большие потенциальные возможности.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствование их филологической подготовки. Поэтому особенно остро встает вопрос о поиске новых, эффективных методов и приемов обучения иностранному языку на начальном этапе. Это привело нас к исследованию использования читательского уголка для формирования умений чтения в начальной школе.
В данной работе мы сделали попытку проанализировать теоретические основы обучения чтению на начальном этапе изучения английского языка в школе.
Нами было дано определение чтению как виду речевой деятельности и дана характеристика его 3-х видов: ознакомительного, изучающего, просмотрового/поискового.
Мы проанализировали современные подходы к обучению чтению на начальном этапе и пришли к выводу, что как в теории, так и в практике существуют различные подходы (alphabetic, phonic, word/phrase recognition, whole story).
Мы выявили влияние психологических особенностей младших школьников при обучении чтению, таких как внимание, мышление, память, восприятие, речь.
Нами были подобраны и созданы дополнительные материалы для чтения во 2 – 3 классах с учетом критериев отбора материалов и этапов работы с текстом: предтекстового, текстового, послетекстового.
Мы также рассмотрели систему упражнений, которые могут быть использованы при создании дополнительных материалов, позволяющих формировать умения чтения.
Проанализировав результаты обучения с использованием материалов читательского уголка, мы получили ожидаемые результаты. Использование материалов читательского уголка помогло учащимся лучше читать и понимать короткие тексты, повысить интерес учащихся к чтению на иностранном языке.
Читательский уголок с дополнительными материалами и заданиями эффективен и помогает учащимся при чтении. Мы планируем продолжить работу по его использованию в своей дальнейшей работе.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что подобранные нами материалы могут быть использованы учителями английского языка в начальной школе.































ЛИТЕРАТУРА
Азарова С.И. и др. Millie–2:Книга для учителя к учебнику англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. Первый год обучения. – Обнинск: Титул,2005.
Азарова С.И. и др. Millie–2: Учебник англ. яз для 2 кл. общеобраз. учрежд. Первый год обучения. – Обнинск: Титул,2005.
Азарова С.И. и др. Millie-3: Учебник англ. яз. для 3 кл. общеобраз. учрежд. Второй год обучения.– Обнинск: Титул,2006.
Биболетова М.З. и др. Enjoy English –1:Учебник англ. яз. для нач. шк. / М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская. – Обнинск: Титул,2003.
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Денисенко О.А. Cambridge Reading. Level 1 (Beginning to read). Teacher’s Book: Метод. пособие. – М. Дрофа, 2001.
Вербовская М.Е.,Шишкова И.А. Английский для малышей./ Под ред. Н.А. Бонк. Книга для родителей и преподавателей. – М.: Общество «Знание» России,1996.
Верещагина И.Н. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для 2 класса школ с углубленным изучением англ. яз. ,лицеев и гимназий / И.Н.Верещагина, Т.А. Притыкина. – 5-е изд. – М.:Просвещение,2001.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Изд-во «Союз»,2006.
Клементьева Т.Б. Солнечный английский: Учеб. для трехлет. и четырехлет. нач. шк.:В 2 ч. – М.:Дрофа,1997.
Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного яз. – Минск: «Вышэйшая школа», 1997.
Матюхина М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред.М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.
Носонович Е.В. Вопросы и ответы // Английский язык в школе. – 2006. – №2(14)
Ощепкова Т.В. Tech-Pack collection of up-to-date classroom techniques: учеб. – метод. пособие / Т.В.Ощепкова, М.М. Пролыгина, Д.А. Старкова. – М.:Дрофа,2005.
Педагогическая психология. / Под ред.Н.В. Клюевой. М.: Владос пресс, 2004.
Перегудова Э.Ш. Чтение – вот лучшее умение // Коммуникативная методика. – 2003. – №2(8)
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения англ. яз. на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов педвузов. – 2-е изд. дораб.– М.: Просвещение, 1998.
Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991.
Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей.– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.
Dunn, O. 1984. Developing English with Young Learners. London. Macmillan.
Gaines, Keith.1998. Letters from home. Macmillan.
Gillham, Bill. 2001. My Pet. Cambridge University Press and Drofa Publishers.
Greenwood, Jean. 1992. Class Readers. Oxford University Press.
Moore, C.J. 1992. A present for Ann. Heinemann.
Mourau, Sandy Jeans. Young children, playing with a foreign language // How to Teach Young Learners Effectively. The British Council. – M.: summer, 2000.
Nuttall, Christine. 1982. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Heinemann.
Ponomareva, N. Teaching Comprehensive Reading to Young Learners // How to Teach Young Learners Effectively. The British Council. – M.: autumn, 2001.
Phillips, Sarah. 1997. Young Learners. Oxford University Press.
Prater, John. 2002. What can we make? Cambridge University Press and Drofa Publishers.
Revell, Jane, Seligson, Paul. 1999. Buzz 3. Primary English for the classroom. PHOENIX ELT.
Strange, Derek. 1995. Chatterbox 2. Oxford University Press.
The Best of the English Page. 1997. The British Council Russia.
Wallace, Catherine. 1993. Reading. Oxford University Press.
INTERNET: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
INTERNET: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].





























ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для детей
Анкета

Ты читаешь дома вслух по-английски?
да всегда
часто
редко
нет, никогда
Тебе дома помогает кто-нибудь читать?
родители
мой старший брат/сестра
сам/сама, помню с урока
нет
Тебе легко или трудно выполнять задания по чтению?
легко
иногда легко, иногда трудно
трудно
очень трудно
Можешь ты читать слова на карточках, которые показывает учитель?
легко
иногда легко, иногда трудно
трудно
очень трудно
Что вызывает трудность в чтении предложений?
у меня нет трудностей
я не знаю английского алфавита
я не знаю слова на карточках
я запомнил только слова с карточек





ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Читательский уголок
по теме «My lunchbox»


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации по использованию
книги «Menu» читательского уголка
(творческие работы детей)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 9 “My lunchbox”
Lesson 1
Developing skill: Reading for specific information
New language: Food, a jacket potato, a pizza, an orange juice, an ice cream,
coffee, Would you like fish and chips?
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to match PCs (picture cards) of food items
with WCs (word cards).
While-reading stage
Ask the children to read the questions, then look at the
menus and find the answers:
Which menu has ice cream?
Which menu has coffee?
Which menu has orange juice?
Which menu has a pizza?
Which menu has a jacket potato?
Post-reading stage
Play “Chain game”: Would you like? (Children ask and answer the question in turn).
Ask the children to create their own menus.













ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендации по использованию
книг «I like. I don’t like» читательского уголка



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 9 “My lunchbox”
Lesson 2
Developing skill: Reading for detail
New language: Jam, a cake, a banana, I don’t like soup
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Play “Memory game” (Turn the WCs face down, point to one
of the cards, ask pupils to guess the word. Turn the card face
up. If they guess correctly leave it face up, if not, put it face
down again).
While-reading stage
Ask the children to read and match the sentences with the
pictures.
Post-reading stage
Ask the children to tell about their likes and dislikes

























ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендации по использованию
книги «It’s time to have breakfast» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 9 “My lunchbox”
Lesson 3
Developing skill: Reading for specific information
New language: Buy, wash, peel, eat, an apple, half
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Play “Unfinished drawings”. (Think of an object, start drawing
it, encourage Pp to guess the object).
While-reading stage
Ask the children to read and continue the sentences.
Post-reading stage
Ask the children to answer the question “What would you like
for breakfast?”, using the phrase: “Please give me”






















The material is taken from М.Е. Вербовская and И.А. Шишкова [6].
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рекомендации по использованию
книги «At a cafe» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 9 “My lunchbox”
Lesson 4
Developing skill: Reading for specific information
New language: A sandwich, cheese, meat, a lunchbox
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Play “Shark game” (Ask the children to guess the words,
naming letters).
While-reading stage
Ask the children to read the dialogue and work out the
customer’s bill.
Post-reading stage
Ask the children to make and act their own dialogues.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рекомендации по использованию
книги «Breakfast at home» читательского уголка



Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 9 “My lunchbox”
Lesson 5
Developing skill: Reading for detail
New language: Names of favourite food
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to name their favourite food.
While-reading stage
Ask the children to read the dialogue and act it out in
Russian.
Post-reading stage
Ask the children to open their own cafй and make up new
dialogues.





















The material is taken from T. Klementyeva [9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Рекомендации по использованию
книги «Packed lunches» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 9 “My lunchbox”
Lesson 6
Developing skill: Reading for detail
New language: Food items in a lunchbox
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to name the food they see in the picture.
While-reading stage
Ask the children to read and remember the contents of the
lunchboxes.
Post-reading stage
Ask the children to say what packed lunch they would like to
have. “I’d like”





















The material is taken from T. Klementyeva [9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Рекомендации по использованию
книги «Animal riddles» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 10 “Granny’s farm”
Lesson 2
Developing skill: Reading for gist
New language: Grass, hay, drinks water, runs away, does nothing, dreams of.
What does this little cow do? This little cow eats hay.
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to mime the actions: run, jump, swim, eat,
sing, fly, drink.
2) Ask the Pp to take PCs and name the animals.
While-reading stage
Ask the children to read and guess the riddles.
Post-reading stage
Ask the children to write their own riddles.





















The material is taken from M.Z. Biboletova [4] and S.I. Azarova [2].
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Рекомендации по использованию
книги «My pet» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 10 “Granny’s farm”
Lesson 3
Developing skill: Reading for detail
New language: A river, a warm, a hook. I take my fishing rod, go, put, run.
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to make words from the given letters and read them aloud (ex: e, t, g – get).
While-reading stage
Ask the children to read and tick the true sentences.
Post-reading stage
1) Ask the children to answer the question: “What do you do
with your pet?”
2) Ask the Pp to write a letter to their friends and tell how they
take care of their pets, using the words from the box.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
The material is taken from B. Gillham [23].
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Рекомендации по использованию
книг «Farm animals» читательского уголка
(творческие работы детей)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 10 “Granny’s farm”
Lesson 4
Developing skill: Reading for detail
New language: The names of farm animals, where they live, what they like
and can do..
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to brainstorm information about farm animals
(names, their likes/dislikes, abilities).
While-reading stage
Ask the children to read, find information and fill in the table:

animal


name


colour


friends


likes



Post-reading stage
Ask the children to draw and describe their favourite animals,
using the model.














ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Рекомендации по использованию
книги «Why is Nick sad» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 2”,
Unit 10 “Granny’s farm”
Lesson 5
Developing skill: Reading for specific information
New language: Questions about farm animals
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to mime and guess the animals.
While-reading stage
1) Ask the children to answer the question: “Why is Nick sad?”
2) Ask the children to read and fill in the missing information.
Post-reading stage
Ask the children to tell about Nick’s animals.























The material is taken from M. Biboletova [4].
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Интервью для детей


Вопросы интервью

Тебе нравится читательский уголок?

2) Он помогает тебе лучше запомнить фразы и предложения?

3) Ты хочешь, чтобы читательский уголок работал в этом году?




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

















ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Рекомендации по использованию
книг «Timetable» читательского уголка
(творческие работы детей)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 1 “Cool school”
Lesson 3
Developing skill: Reading for detail
New language: School subjects, days of the week
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to correct the spelling and copy the days in
correct order:
admnoy – Monday, unsyad, ywsneedda, urdaysat, yadirf,
yutsrhda, adestuy
While-reading stage
1) Ask the children to study the timetables. Compare with their
own timetables. Find differences.
2) Ask Pp to read the instructions and colour the days.
A) Which days do you have English? Make the days blue.
B) Which days do you have Music? Make the days green.
C) Which days do you have Maths? Make the days green.
D) Which days do you have Crafts? Make the days red.
E) Which days do you have PE? Make the days yellow.

A
B
C
D
E

Monday
Monday
Monday
Monday
Monday

Tuesday
Tuesday
Tuesday
Tuesday
Tuesday

Wednesday
Wednesday
Wednesday
Wednesday
Wednesday

Thursday
Thursday
Thursday
Thursday
Thursday

Friday
Friday
Friday
Friday
Friday

. Post-reading stage
Ask the pupils to compare the results with their partner.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Рекомендации по использованию
книги «Cool school» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 1 “Cool school”
Lesson 4
Developing skill: Reading for detail
New language: Talk to, jump, read, do sums, listen to, watch, make
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Write the word “subjects” on the board and ask the children to stick the WCs with the names of the subjects around it.
While-reading stage
Ask the children to read and complete the sentences.
Post-reading stage
Ask the children to tell about the activities they do in English.

.





















The material is taken from S.I. Azarova [3].
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Рекомендации по использованию
книги «Your favourite day» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 1 “Cool school”
Lesson 5
Developing skill: Reading for specific information
New language: Daily and weekly routines, school and after school activities
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Play “Ball game”: name days of the week, throw the ball and
ask the Pp to name the activities they do on these days.
While-reading stage
Ask the children to read and put true or false.
Post-reading stage
Ask the children to answer the questions about their best and
worst days.

.



















The material is taken from T. Klementyeva [9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Рекомендации по использованию
книги «Carnival of numbers» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 2 “Let’s have fun”
Lesson 4
Developing skill: Reading for detail
New language: Cardinal numbers 11-20
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to count any objects in the classroom.
While-reading stage
Ask the children to read and answer the questions.
Post-reading stage
Ask the children to count and join the numerals. Compare the
pictures.

.





















The material is taken from D. Strange [32] and T. Klementyeva [9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Рекомендации по использованию
книги «A postcard» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 2 “Let’s have fun”
Lesson 5
Developing skill: Reading for specific information
New language: Present Continuous
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to mime and guess the actions, using
Present Continuous (ex. What is he doing?).
While-reading stage
Ask the children to read and answer the questions.
Post-reading stage
Ask the children to describe pictures, using Present
Continuous





















The material is taken from D. Strange [32].
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Рекомендации по использованию
книги «Letters from home» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 3 “Happy birthday”
Lesson 1
Developing skill: Reading for specific information
New language: Months of the year
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to write the numbers 1-12 in their exercise
books, then sequence the months.
While-reading stage
Ask the children to read and put the pages of the book in
order.
Post-reading stage
Ask the children to label the pictures of the calendar.














The material is taken from K. Gaines [22].
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Рекомендации по использованию
книги «Happy Birthday» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 3 “Happy birthday”
Lesson 2
Developing skill: Reading for detail
New language: Months of the year. When’s Wendy’s Birthday? It’s in
November
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to match PCs of the months with the WCs.
Revise the commands: “Stand up/sit down”.
While-reading stage
Ask the children to read and do the birthday chant.
Post-reading stage
Ask the children to make a class calendar (When is your
birthday? - In July).













The material is taken from J. Revell [31].

ПРИЛОЖЕНИЕ 21
Рекомендации по использованию
книги «A present for Ann» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 3 “Happy birthday”
Lesson 3
Developing skill: Reading for specific information
New language: Presents: video cassette, CD, CD player, flower. What would
you like for your birthday?
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to guess what present is inside the parcel.
While-reading stage
Ask the children to read and find the answer to the question.
Post-reading stage
Ask the children about the presents they would like to get for
their birthday.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
The material is taken from C.J. Moore [25].
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
Рекомендации по использованию
книги «What can we make?» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 4 “My handy robot”
Lesson 1
Developing skill: Reading for specific information
New language: Robot, head, arm, hand, leg, feet. She/he/its got (no) legs.
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to find the odd word (ex. Arm, head, box, hand; hedgehog, fish, cat, robot, dog).
While-reading stage
Ask the children to read and say whose characteristic it is: He
is funny and clever. He has got a friend. He can make a
robot. He can make the robot’s head and arms.
Post-reading stage
Ask the children to draw what they can make with boxes and
paint.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
The material is taken from J. Prater [30].
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
Рекомендации по использованию
книги «Make the animal» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 4 “My handy robot”
Lesson 3
Developing skill: Reading for detail
New language: Ears, hair, mouth, nose, eyes, tail. Has it got long hair?
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to listen and point to the parts of the body.
While-reading stage
Ask the children to read and make the animal
Post-reading stage
Ask the children to play the game with friends.
















The material is taken from the course book “Zabadoo”
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Рекомендации по использованию
книги «Lost robot» читательского уголка
(творческие работы детей)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
This is my robot.
It’s got a big head and a small body.
It’s got three long arms and three hands.
It’s got two long legs and two big feet.
It can clean the room and cook.
It likes music.

This is my robot.
It’s got a big pink body and a small head.
It’s got two short arms and two hands.
It’s got two short legs and two green feet.
It can clean the room.
It likes music.

This is my robot.
It’s got a big body and a big head.
It’s got two short arms and two hands.
It’s got two legs and two big feet.
It likes sport.
This is my robot.
It’s got a big head, a small body.





Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 4 “My handy robot”
Lesson 4
Developing skill: Reading for specific information
New language: Help, find, lost, describe, ask, know. Yes, he has. No he
hasn’t.
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to play “Touch game” (Pp touch the parts of the body the teacher names.
While-reading stage
Ask the children to read the descriptions and find the robots.
Post-reading stage
Ask the children to play the game “Guess the person” (One of
the children describes the person in the classroom, all the
other guess).























ПРИЛОЖЕНИЕ 25
Рекомендации по использованию
книги «All about me» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 4 “My handy robot”
Lesson 5
Developing skill: Reading for detail
New language: Appearance, abilities, likes.
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to describe the pictures of different people.
While-reading stage
Ask the children to read and compare with the picture.
Read and complete the sentences about themselves.
Post-reading stage
Ask the children to introduce themselves.






















The material is taken from T. Klementyeva [9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Рекомендации по использованию
книги «Faces» читательского уголка


Recommended course book: “Millie 3”,
Unit 4 “My handy robot”
Lesson 6
Developing skill: Reading for detail
New language: Identification of a character, description of appearance.
Recommendation for organizing of activities:
Pre-reading stage
Ask the children to look at the pictures and find differences/similarities.
While-reading stage
Ask the children to read and draw the face.
.Post-reading stage
Ask the children to find a pair and compare their drawings.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 14815




15