Кукла в ролевой игре на начальном этапе изучения английского языка


Кукла в ролевой игре на начальном этапе изучения английского языка
И.Л.Бим в учебнике немецкого языка изложил идею игры с куклой, персонажем, который, воплощая определенные человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке (образы упрямого Фомы, любимого Буратино).
Опираясь на эту идею, кукол можно использовать для организации ролевых игр в класс. В игре участвуют одна кукла (в руках учителя) и много кукол (у каждого ученика). Кукла учителя всегда одна и та же, знакомая классу. У нее есть имя, семья, биография, характер.
Лучше всего выбирать куклу, которая надевается на руку. Благодаря подвижности такая кукла более выразительная. Создавая своим появление атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания на уроке. Опыт показывает, что исполнение роли куклой активизирует речевую деятельность обучаемых и способствует вовлечению в игру большего количества детей.
Возможны следующие функции куклы:
Кукла – знак ситуации. Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу-расспросу: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Ты ходишь в школу?», «Как ты учишься?», «Есть ли у тебя брат, сестра?», «Какая твоя любимая игрушка?» и т.д.
Кукла – маска. Например, зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий для обучению диалогу-волеизъявлению. Если кукла-собачка можно задать вопрос: «Эта собачка добрая или злая?», «Опишите её».
Кукла – партнёр, адресат речи. Мы – взрослые, а куклы – наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы, как собирать портфель в школу и т.д.
Кукла – третье лицо, предмет разговора. Игровые задания могут быть такими: «Ваша кукла плохо учится, скажите об этом учительнице куклы, попросите у неё совета, как следует поступить.»
Как обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий, разнообразить занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока на начальном этапе обучения иностранному языку.