«Некоторые элементы методики обучения незрячих и слабовидящих детей игре на баяне на начальном этапе обучения»

Начальный этап обучения игре на баяне
детей с нарушением зрения.

Шредер Г.Д. педагог
дополнительного образования.

Музыкальные способности детей с дефектом зрения желательно развивать с дошкольного возраста.
Восприятие музыки через игровые движения доступно самым маленьким детям. Разумно подобранная музыка придает движению эмоциональную, радостную окраску, отдаляет момент наступления усталости.
Игровые упражнения развивают музыкальный слух, память, ритм, улучшают двигательные навыки детей. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребёнок внимательно прислушивается к музыке, легко и незаметно для себя постигает элементы музыкальной речи. Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем интенсивнее и ярче идёт его общее развитие.
В результате музыкально-двигательных игровых упражнений некоторые незрячие дети постепенно избавляются от таких физических недостатков, как общая скованность и зажатость, если на них, своевременно не обратить внимание, могут отрицательно повлиять на процесс музыкальных занятий в будущем.
Начальное обучение игре на баяне- самый ответственный этап в процессе становления музыканта. В это время закладывается фундамент его музыкального развития, исполнительских качественных навыков. Поступая в музыкальный кружок, ребёнок имеет небольшой музыкальный багаж. И первые уроки должны быть посвящены накоплению и обогащению музыкальных впечатлений. Только на основе слухового опыта можно научить эмоционально, а также и сознательно воспринимать музыкальные образы, без чего невозможно выразительное, осмысленное исполнение. Чем богаче слуховой опыт, чем глубже эмоциональное переживание, тем ярче и определеннее внутреннее представление о характере и особенностях музыки.
Накопление и обогащение музыкальных впечатлений следует начинать на песенном материале. Все песни должны быть понятны и доступны ученику по своему музыкальному языку и содержанию, связанному с миром сказок, игрушек, природы, растений, зверей и т. д. Ребёнок должен научиться определять характеристику их музыкального образа: песня грустная, задумчивая, веселая, песня-марш.
Кроме разучивания и пения песен, педагог должен как можно чаще, играть ученику доступные его пониманию небольшие музыкальные пьесы.
Центральной задачей начального периода обучения является обучение первоначальными игровыми навыками. На первых уроках я знакомлю ученика с историей развития баяна, с устройством баяна и способами звукоизвлечения, с правильной посадкой за инструментом. Очень важно подобрать стул и подставки соответственно росту ученика, подогнать плечевые и малые ремни. Важнейшим критерием правильной посадки учащегося за инструментом является свобода действий его исполнительского аппарата: рук, кистей, пальцев, свобода дыхания. При первом знакомстве ученика с инструментом выясняется, что у многих зажата рука, слабо развита мелкая моторика. Для развития независимости пальцев использую различные упражнения на столе когда ученик, держа кисть руки округлой, отдельно каждым пальцем поглаживает поверхность стола, упражнения по горизонтальным и вертикальным рядам, гаммы, арпеджио.
Формирование первоначальных навыков баяниста невозможно без выработки определенных пальцевых ощущений и контроля за ними. Ощущения возникают от прикосновения пальцев к клавиатуре баяна и условно могут быть разделены на три группы.
1. группа: ощущение кончиков пальцев (подушечек), как самой чувствительной их части.
2.группа: ощущение силы взаимодействия пальцев с клавиатурой
инструмента.
группа: ощущения самого момента контакта пальца с клавиатурой.
На первом этапе формирования игровых навыков следует добиваться минимальных движений пальцев, вырабатывая правильные ощущения кончиков пальцев, что позволит учащемуся лучше запоминать расположение клавиш. Правильно сформированные движения пальцев лучше поддаются контролю со стороны ученика и, впоследствии, будут способствовать улучшению ритмической и артикуляционной стороны исполнения.
На втором этапе необходимо обратить внимание ученика на усилия, с какими подушечки пальцев берут клавиши. Очень важно выработать правильные силовые ощущения в левой руке при движении меха.
На третьем этапе, основываясь на выработанных ранее ощущениях кончиков пальцев и силовых взаимодействиях клавиатуры, надо обратить особое внимание на ощущения, возникающие в момент контакта пальца с клавиатурой. Этот этап направлен на формирование игровых навыков. Сформировать ощущения момента контакта удаётся лучше всего при игре упражнений на репетицию.
У слабовидящих учеников иногда бывает стремление подглядывать за своими пальцами. Они при этом резко и круто наклоняют корпус баяна на себя. Такие грубые искажения надо сразу же устранять, приучая ученика ориентироваться на клавиатуре при помощи осязания и слуха. Поэтому, чтобы легче было ориентироваться по клавиатуре, делаю круглые шероховатые наклейки на черные клавиши. На таких отмеченных клавишах новичок уже не «заблудится».
На начальном этапе обучения, чтобы не пропал интерес к занятиям на баяне, начинаем разучивать народные песенки: «Зайчик», «Дождик», «Кукушка», «Василек», «Как под горкой, под горой» и т.д. Параллельно, на этих песенках, знакомлю ученика с нотной грамотой: названием нот, длительностями нот, правильной пальцовкой. А также ученик поёт эти пьески по нотам. Так у него развивается голос и слух.
Незрячие ученики должны изучить нотную систему Брайля для того, чтобы иметь возможность обучаться игре на баяне и в будущем научиться самостоятельно и безошибочно разучивать музыкальные пьесы. Практика показывает, что дети легче усваивают нотную систему Брайля на основе изученных пьес. Ученик уже знает название нот, длительности этих нот, какими пальцами их играть. После этого показываю, как эти пьесы записываются по системе Брайля. Для лучшего запоминания нотных значков можно использовать игровой момент. Из этих значков составить различные слова, шарады, загадки. Например:
- Назвать слова, в которые входят названия нот: дом, репа, мир, фантик, соль,
шляпа, такси.
- Из каких нотных значков по системе Брайля, состоят слова: ус, ум, уж, ёж, кот,
ток, сок, сон.
- Составить имена из нотных значков: Вася, Коля, Саша, Лена;
- Из математики: икс, квадратный корень, минус.
Без игровых моментов ученикам трудно, не интересно и скучно заучивать нотную грамоту по системе Брайля.
Для изучения нотных значков с начинающими слабовидящими учениками можно использовать рельефные, выпуклые чертежи нотной линейной системы. Для слабовидящих детей у нас в стране специальную музыкальную литературу пока ещё не выпускают. Для увеличения текста можно использовать современные технические средства: компьютер, электронный ручной видео-увеличитель (РВУ) и т.д.
Таким образом, благодаря внедрению игровых технологий, учебный процесс на начальном этапе обучения незрячего ребёнка игре на баяне, становится эмоционально насыщенным, что повышает интерес учащихся к музыкальным занятиям. Обучение в классе баяна способствует развитию произвольного внимания, слуходвигательной памяти, образной речи, художественного воображения, аналитического мышления. Благодаря музыке, незрячий ребёнок активно познаёт мир. Результатом этого становится высокая степень интеграции, повышение коммуникабельности и мобильности. Слепой ребёнок, даже никогда не видевший мир, благодаря музыке достигает адекватного представления о нём. Подражательные элементы и эффекты в музыке дают незрячему ребёнку такую информацию, с помощью которой он составляет самые разнообразные представления.

15