Мастер-класс по теме: Интеграция урока иностранного языка на начальном этапе обучения


Тема мастер-класса:
«Интеграция урока иностранного языка с другими предметами учебного
цикла на начальном этапе обучения в свете новых образовательных
стандартов»
Цели:
- развитие у учителей умений ставить развивающие и воспитательные задачи, оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль;
- обучение участников практическому владению интерактивными формами и методами преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения;
- использование ИКТ на уроках.
Форма проведения – мастер-класс: организация проектно-исследовательской творческой деятельности и ролевой игры участников мастер-класса (работа в группах с дидактическим материалом).
Ожидаемые результаты:
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое интеграция урока иностранного языка с другими предметами на начальном этапе обучения;
отличать виды активных и интерактивных методов обучения от других методов обучения;
видеть возможности применения активных и интерактивных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Что нужно учитывать:
возрастные особенности учеников: их интересы, возможности и способности;
опора на принципы дифференциации и индивидуализации обучения;
Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам в начальной школе.
Ход мероприятия:
Начало образовательного мероприятия.
Методы приветствия.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между
участниками.
а) Метод «Щупальцы осьминога» (телесно – ориентированное взаимодействие). Упражнение проводится в парах. Игроки выполняют действие, о которых говорит ведущий: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а пальцами. При этом постарайтесь показать, какое у вас сегодня настроение. «Кто живет в море?» Ведущий предлагает пофантазировать о том, кто живет в море. «Посмотрите на свои ладони. Кого они вам напоминают?» — осьминогов. «Встретились два осьминога и поздоровались указательными пальцами (щупальцами), посоревновались в перетягивании средними пальцами, погладили безымянные пальцы, поцеловались большими и помахали друг другу мизинцами». (Слайд 7)
б) Стих «Приветствие». (Слайд 8,9)
Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.
В Германии, здороваясь,  всегда различают утро, день и вечер. Гутен морген, гутентаг, гутенабенд.
Французы целуют друг друга в щеку.
Примечание:
Эти смешные упражнения позволяет весело начать урок, размяться перед более упражнениями, способствует установлению контакта между участниками серьезными.
II. Метод выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса.
Для выяснения образовательных целей участников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
1. Метод «Фруктовый сад». (Слайд 10)
Участникам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным
на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе –
«Лимонное дерево».
Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
2. Вступительное слово ведущего:
Работая в начальных классах, я столкнулась со следующей проблемой: плохо воспринимается и усваивается иностранный язык, если он не поддерживается практическим применением и если ребенок не чувствует необходимость знаний иностранного языка. Одним из эффективных средств решения данной проблемы я увидела в интеграции уроков английского языка на начальном этапе обучения. Каждому учителю хочется, чтобы его ученики были компетентными людьми. И эффективное решение данного вопроса может стать интеграция образования в современной школе, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира.
Для решения этой проблемы мной была поставлена цель: использовать интеграцию предмета как эффективное условие для обучения и развитие младших школьников на уроках английского языка.
Проанализировав первые интегрированные уроки, я сделала следующий вывод: на уроке создается творческая обстановка, которая активизирует внимание учащихся, добавляет положительных эмоций, расширяется кругозор детей. 
3. Метод «Микрофон». Передавая микрофон, участники отвечают на вопрос: Что такое интеграция? (Слайд11)
Ответы: Интеграция – - это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития;
- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в
одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Отсюда
следует, что в основе интегрированных уроков лежит активное использование межпредметных связей.
III. АМ и ИАМ презентации материала.
1. Метод Анаграмма. (Слайд12)
Анаграмма из слов – это один из литературных приемов, суть которого заключается в поиске нового слова путем перестановки букв или звуков исходного слова, в результате которого количество букв остается неизменным и значение слова существует в природе.
Цели метода: предъявление материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся (работа в группах).Участники разгадывают названия современных педагогических технологий.
Ответы:
информационно- компьютерная технология;
проектная методика;
здоровьесберегающая технология;
интенсивное обучение;
ученическое портфолио;
методы постановки целей и задач;
методы релаксации и активизации;
методы работы над темой;
методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия.
Метод «Технологии обучения» (работа в группах).(Слайды13-15)
Команда 1 - Назвать технологии, используемые на начальном этапе обучения .Ответы:
- личностно ориентированное развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- интегрированный урок.
Команда 2- Назвать цели применения АМО и ИМО.
Ответы:
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Команда 3- Назвать технология интенсивного обучения.
Ответы:
Кроссворды, загадки, пословицы, скороговорки, ребусы, песни, стихи, музыка, игры, ролевая игра, физкультминутки, театрализация.Команда 4- Назвать этапы урока, на которых можно применять АМО и ИМО?
Ответы:
Активные и интерактивные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные и интерактивные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Команда 5- Дать определение слову игра. Почему игра важна для младших школьников?
Ответы:
инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых;
мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической;
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Примеры применения ИМО ( мультимедийная презентация ).
Игра-лото «Бинго». ( Слайды 18-19)
Правила игры: игрокам раздаются карточки с изображением различных предметов, в зависимости от изучаемой темы. Закрываем кружочками (фишками) те картинки, которые ведущий (учитель) в произвольном порядке достает из мешочка (коробки) и называет вслух. Первый игрок, у которого все картинки на карточке будут закрыты, кричит Bingo! Он - победитель.
2. Проект - особая форма организации коммуникативно – познавательной деятельности, которая повышает активность и самостоятельность  учащихся на основе учебно-ролевых игр.
Пример проекта «Расскажи о себе». (Слайд20-22)
3. Здоровьесберегающая технология:
программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, его сохранения и укрепления;
физкультминутка;
Метод релаксации «Четыре стихии».
Цель – повысить уровень энергии среди участников.
Проведение:
Ведущий просит участников по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Участники начинают дышать глубже, чем обычно.
Земля. Теперь участники должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Ведущий вместе с участниками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.
Огонь. Участники активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Участники просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде».
подвижные игры;
упражнения для коррекции различных частей тела.
4. Портфолио. (Слайды24-52)
Цели «портфолио» состоят в следующем:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Пример портфолио Топорковой А., ученицы 2 класса, находящейся на индивидуальном обучении.
5. Флеш-карты как помощь для осуществлении интеграции при изучении языка. (Слайды 53-59)
Например: (Предмет «Окружающий мир». Тема урока «Здоровое питание»; Предмет «Физкультура». Тема урока «Подвижные игры»; Предмет «Окружающий мир». Тема урока « Прогноз погоды»; Предмет «Русский язык». Тема урока «Прилагательное. Степени сравнения»; Предмет «Граждановедение». Тема урока «Природа родного края»).IV. Методы подведения итогов .1. Метод «Чемодан, мясорубка, корзина». Рефлексия. (Слайд 60)
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников от прошедшего мастер-класса.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки с изображением чемодана, мясорубки, корзины.
Проведение:
Учитель предлагает участникам представить, что сегодня они отправляются в
путешествие и ответить на вопрос:
Что они сделают с материалом, полученным на мастер-классе?
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. Примечание: Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что участники усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание. 
Mетод “Аплодисменты по кругу”. (Слайд 61)
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
3.Заключительное слово ведущего:
К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения, интерактивными формами взаимодействия, которые позволяют интегрировать урок.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Список используемой литературы:
Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка. – Волгоград.: Корифей, 2006.
Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: Каро, Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2006.
Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
Приложение 1
Метод «Фруктовый сад». Рефлексия.
На яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.


Приложение 2
Метод «Анаграмма». Разгадайте названия современных педагогических технологий (работа в группах).
информационно-компьютерная технология
здоровьесберегающая технология
проектная методика
интенсивное обучение
портфолио Приложение 3
Метод «Технологии обучения» (работа в группах).
Команда 1 - Назвать технологии, используемые на начальном этапе обучения .Команда 2- Назвать цели применения АМО и ИМО.
Команда 3- Назвать технология интенсивного обучения.
Команда 4- Назвать этапы урока, на которых можно применять АМО и ИМО?
Команда 5- Дать определение слову игра. Почему игра важна для младших школьников?
Приложение 4
Метод «Чемодан, мясорубка, корзина».
Что вы сделаете с материалом, полученным на мастер-классе?