Статья «Обучение иностранному языку на начальном этапе»


Обучение иностранному языку на начальном этапе
После проведения экспериментов по раннему обучению иностранным языкам в детских садах и начальных классах средней школы выяснилось, что раннее обучение иностранным языкам уверенно заняло достойное место в системе непрерывного обучения.
Обучение иностранным языкам вносит конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Это предполагает развитие у учащихся творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно-преобразующего характера их активности, умения трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой работе.
Ведущей целью раннего обучения ИЯ является, прежде всего, развивающая.
Основой для достижения воспитательных, развивающих и образовательных целей является практическое овладение иностранным языком.
Для того, чтобы успешно решать поставленные задачи, необходимо учитывать психологические особенности младших школьников. В 6-летнем возрасте постепенно происходит смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Первоклассников привлекает школа, но наиболее естественными для них в школьной жизни являются игровые элементы деятельности, непосредственное общение с учителем и сверстниками. Для них важна предметная наглядность. Игра в обучении не противостоит учебной деятельности, а органически связана с нею.
При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску. У них преобладает непроизвольное запоминание, чему способствует опять-таки применение игровых приемов. Не менее важна и частая смена деятельности, так как младшие школьники не способны долго сосредоточиваться на одном и том же занятии.
Чтобы ребенок хотел принять участие в деятельности на уроке, перед ним ставятся интересные задачи. Эти задачи определяют специфику традиционных компонентов урока.
Надо сказать, что уроки мне помогали проводить различные персонажи, в том числе 2 куклы- Том и Алиса. Они знакомили нас с новыми словами, задавали вопросы. Помогали тренировке речевых образцов. Допустим, формирование умение отвечать на вопрос “Are you Sasha?” с использованием слов “Yes”, “No”, происходило следующим образом. Я говорила: «Сегодня у нас спортивный праздник. Том и Алиса раздадут вам билеты. Все, кто сидит на первом ряду, подойдите, пожалуйста, к столу. Не берите у кукол билеты, пока они не вспомнят ваше имя. Куклы задают вопрос: “Are you Sveta?”, “Are you Nina?” несколько раз, чтобы ребенок научился говорить “No”, и только потом “Yes”.
Иногда Том специально делал ошибки, чтобы дети могли исправить его высказывание. Том и Алиса приглашали детей на день рождения. В свою школу, в путешествие, в магазин.
Кроме них к нам приходил Карабас-Барабас, который хотел забрать зверей, убежавших от него. Нам нужно было обмануть его и сказать, что у нас зверей нет. Таким образом мы тренировали отрицательный ответ на вопрос “Have you a (dog)?”- “I have no (dog)”.
Карлсон приглашал нас к себе в комнату, и мы учились называть предметы домашней обстановки и говорить, где они находятся. Карлсон плохо вел себя в гостях у бабушки, и мы говорили ему, что так делать нельзя: “Don’t sleep under the table!”, “Don’t sit on the lamp!”(повелительное наклонение)
Ознакомление учащихся с новым материалом было не просто сообщением каких-либо сведений, а представляло собой «добывание» их в ходе активного восприятия интересной для них проблемной истории. Внимание учеников привлекалось к каким-то общим, универсальным явлениям языка. Например, я им рассказывала такую историю: «Один человек пришел в магазин и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, молоко-колбасу». Ему говорят, что такого не бывает. «Ну тогда, дайте, пожалуйста, конфеты-селедку». Все продавцы смеются: «Никогда не видели такого продукта». Как помочь этому человеку, как надо говорить? (молоко И колбасу). «И» - маленькое слово, а такое важное. По-английски такое же важное слово “and”.
Большой трудностью является постановка правильного произношения у детей. Дети уподобляют английские звуки русским или произносят их так, как им удобно. Для того, чтобы ученикам было не так скучно многократно повторять одни и те же звуки, я в работе часто использовала сказку о веселом язычке. «У нас во рту живет язычок, по-английски Mr. Tongue. Он живет в домике. Наш рот - его уютный домик, а зубы – заборчик. Когда Mr. Tongue встает, он смотрит в окно и радуется, если хорошая погода. Он говорит: [ɔ:] , [ɔ:]. Затем он выбегает на улицу, бегает долго и устает [u],[u], отдохнул и обрадовался [ɔ:],[ɔ:]. Потом он делает уборку и выбивает пыль из ковра, делает это так: [d],[d]. Хорошо получается: [gud]».
На уроках у нас собачки рычали по-английски, вороны показывали свое больное горло [krɔ-krɔ-‘krɔkәdail] и т.д.
Основной материал языка - это лексика. Как не построить дом без кирпича, так и не овладеть языком, не усвоив необходимого количества слов. В этом мне помогали различные средства наглядности: игрушки, предметы, картинки. Так как у младших школьников развита образная память, то средства наглядности служат не только раскрытию значения слова, но и его запоминанию. Лексика закреплялась, как правило, в упражнениях-играх: « Посмотри-запомни», «Угадай-ка», «Снежный ком», «Хвастуны», «Подбери рифму». Кроме того, я постоянно пользуюсь книгой С.В.Лосевой «Английский в рифмах».
Грамматический материал первого года обучения включает в себя представление об артикле, единственном и множественном числе модальном глаголе can, настоящем времени глаголов, повелительном наклонении. Грамматика осваивалась в действиях. Например, «Для спортивного праздника нам нужны команды пловцов, бегунов, альпинистов и т.д. Давайте все будем пловцами:” I swim” (выполняем движение), а теперь все- бегуны:”I run”, прыгуны:”I jump”. А теперь скажите, каким видом спорта вы занимаетесь». Дети по очереди говорят. Затем проводим тренировку: “Nina, run!”, “Sasha, swim!”.
В освоении грамматики помогало использование коротеньких стишков и песен. Часто на уроках я использую песни на мотив известных русских песен. При изучении форм глагола to be поем песню «I am, you are» на мотив « В лесу родилась ёлочка», при отработке структуры I am going to do smth поем песню на мотив « каравай», при изучении темы «Игрушки» и « Семья» (“ I have…” )поем песни на мотив « В траве сидел кузнечик».
“I can run” на мотив «Я на солнышке лежу».
На начальном этапе обучения английского языка для тренировки в запоминании лексических единиц я использую Лото, карточки которого служат не только для усвоения названий предметов, но ими можно пользоваться для проведения беседы по содержанию сюжетно картинки или составления рассказа.
Картинное домино позволяет отрабатывать не только названия предметов, но и атрибутивные словосочетания (цвет, качество), выражения
I like … , He(she) is ( a doctor).
Использование ребусов при заучивании лексики, позволяют разнообразить формы работы. На основе знакомых семантических элементов дается новая лексика:
3657600730885 , (c)hair

Fine

Ребята с большим интересом не только отгадывают ребусы, но и пробуют составлять свои.
Задания, которые можно выполнять с ребусами, могут быть:
1. Расшифруйте слово и составьте с ним предложение
2. Отгадайте группу слов и составьте с ними рассказ.
Повторению лексики способствует также отгадывание кроссвордов, чайнвордов, словесных квадратов или самостоятельное их составление в форме конкурса. Одновременно решается задача правильного написания слов. Лучшее кроссворды предлагаются для разгадывания на следующем уроке. Больше всего ребятам нравится составлять словесные квадраты, т.к. они посильны даже слабым учащимся.
p e n c i l a c n m
a b b t e a c h e r
i r a n f m t a c p
n k g p u p i l t e
t r u b b e r k o is z q w e r u l e r
Эффективны задания на исключение лишних слов из однородного списка (black, blue, white, cold, yellow), упражнения на заполнение пропусков слова или выражения. ( h-use, w-ite. I am looking-my book.
I look-my little sister.)
Для развития логического мышления при повторении лексики я использую карточки, которые надо дополнить словом по определенным признакам:
1.антоним : black – white
cold – warm
2.подобное слово : mother- father
sister – brother
3.где это находится :plate – fork
cup – table
4.когда это бывает: coat – cold
snow – winter
Этими карточками можно пользоваться при составлении кратких сообщений.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка, потому что песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. На самом первом уроке во 2 классе мы разучиваем 1 куплет песенки «What is your name?», которую в дальнейшем мы используем, когда говорим о себе и своей семье.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка. Песни можно подобрать к любой изучаемой теме, например:
«Игрушки» - one, two, three, four, we are sitting on the floor
«Внешность»- «Aloette»
«Clap your hands»
« Рабочий день»- « This is the way»
« Профессии»- «I am a pupil»
«I want to be»
Большую помощь оказывают мне сборники «Веселые песенки для детей», «Стихи и пьесы для детей», материалы журнала ИЯШ.
Одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранного языка является игра, особенно если она принимает форму соревнования. На уроках ребятам нравится играть в такие игры, как «Угадай -ка», «Снежный ком», «Подбери рифму», «Запомни», «Перейди речку», «Цветик -семицветик» и так далее. Игра используется на уроках и в среднем звене, но там она чаще принимает форму игровой ситуации или ролевой игры («В магазине», «Приходите в гости к нам», «Новый ученик» и т.д.)
Навыки диалогической и монологической речи развивались в процессе инсценирования небольших пьес (сказка «Репка», «Теремок»).
Использование информационных технологий позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход к обучению иностранному языку: развитие умений познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности. При презентации лексики учащиеся имеют возможность, например, «увидеть и услышать» погоду, почувствовать ее вместе с анимационными персонажами; познакомиться с графическим образом слова, произнести эти слова за диктором. При презентации и тренировке грамматических структур с помощью анимационных эффектов выделяются окончания, суффиксы, что позволяет учащимся самостоятельно сформулировать правило. ИКТ предлагают различные формы и методы проверки и самопроверки сформированности навыков и умений учащихся. Все это позволяет облегчить и оптимизировать труд учителя, планировать учебную деятельность в соответствии с потребностями учителя и индивидуальными особенностями учащихся.
Домашнее задание по иностранному языку в начальной школе представляет собой повторное выполнение упражнений для чтения и небольшое письменное задание на отработку навыков правильного письма.
На начальном этапе обучения иностранному языку есть также уроки домашнего чтения. На этих уроках дети отвечают на вопросы, исправляют неправильные утверждения, ставят предложения в логическом порядке, описывают, сравнивают, высказывают свое отношение к прочитанному. Они также могут нарисовать понравившийся им персонаж.
Таким образом, в начальной школе ученики знакомятся с темами, представляющими для них непосредственный интерес: «Игрушки», «Семья», «Спорт», «Любимые животные» и т.д. Они получают представление о речевом этикете (приветствие, поздравление, обращение, неречевое поведение(жест прощания, счет на пальцах, жест «все в порядке»).
Национально-культурный компонент предполагает знакомство с песенками и стихами, посвященными праздникам, о животных, временах года, традиционными детскими играми на пальцах. Учащиеся знают местоположение стран, где говорят по-английски, на карте, некоторые их достопримечательности, флаги.
Итак, на основе наблюдений можно сделать следующие выводы:
-обучение иностранному языку в начальной школе благотворно влияет на развитие речи ребенка;
-большая часть детей обладает высоким уровнем памяти;
-у младших школьников значительно повышается устойчивость внимания;
-эти дети более развиты и раскованы по сравнению со сверстниками.
Подобные выводы говорят о том, что обучение младших школьников иностранному языку не мода, а необходимость.
Кроме того, на основе достаточно хорошо усвоенного первого языка можно было бы ввести второй язык, что является насущным требованием современности. Не случайно ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком полиглотов.
Приложение
-194945-149225
p e n c i l a c n m
a b b t e a c h e r
i r a n f m t a c p
n k g p u p i l t e
t r u b b e r k o is z q w e r u l e r
black, blue, white, cold, yellow
1.антоним : black – white
cold – warm
2.подобное слово : mother- father
sister – brother
3.где это находится : plate – fork
cup – table
4.когда это бывает: coat – cold
snow – winter