Формирование гражданской позиции, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление в начальной школе


Статья на тему: «Формирование гражданской позиции, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление в начальной школе».
Автор: Калашникова Анна Николаевна
На современном этапе развития общества образование ставит перед собой цель воспитать высоконравственного , творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции!
Самоуправление – целенаправленная, систематическая, организованная деятельность учащихся, в процессе которой они учатся управлять собой и коллективом, решая задачи школьной жизни.      Цель самоуправления - формирование личности с активной гражданской позицией, способствующей ее успешной социализации
Сегодня достойный гражданин России – это человек,  знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола; человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим; берущий на себя ответственность за судьбу своей страны и своими конкретными делами способствующий ее развитию. Это человек, обладающий демократической правовой культурой.
 Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения. Включение младшего школьника в работу органов самоуправления имеет цель помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни класса. Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом.
Из опыта работы
Начальная школа-этот фундамент образования, воспитания и развития, на который опирается основная школа. И конечно не маловажную роль играют вопросы самовоспитания, саморазвития.
Как организовать воспитательную работу в классе системно, целостно и интересно. Ведь вопросами самоуправления мы занимаемся столько, сколько работаем в школе. Но меня не всё устраивало в этой работе. А именно дети с нашей подачи всё делали, наши идеи, наши мероприятия, мало инициативы детей, мало самостоятельной деятельности детей. Учащиеся начальной школы очень любят играть. Мы вроде играли: куда-то плыли, летели, ехали и т.д. Но чего-то не хватало и было чувство неудовлетворённости. Вот и решила я попробовать воспитательную работу в виде игры с первого по четвёртый класс. Но какой? Почитала разную литературу и … кажется, нашла. На помощь мне пришла книга Николая Носова «Незнайка и его друзья». Несколько недель я читала детям эту книгу, где главный герой встречается с разными трудностями, которые он преодолевает с помощью своих друзей. Потом мы беседовали по ней и решили, что нам тоже очень хочется иметь какую-нибудь свою страну. Мы придумали название «Солнечный город», девиз, песню и подобрали разные поручения. Раз у нас город, значит должны быть дома, но необычные, а сказочные. Самый главный в нашей стране - это конечно же Знайка, он добросовестный, ответственный, хороший товарищ и друг, много знает, любит читать. Ребята сами предлагают несколько кандидатур и объясняют, почему они предложили именно эту кандидатуру. Потом тайным голосованием выбираем Знайку. Он отвечает за весь класс, его слушают и уважают. Знайке нужны друзья, это Кнопочки (их три, по количеству рядов в классе). Они умные, ответственные, сообразительные. В их обязанности входит проверять наличие выполненной домашней работы в классе, помогать ребятам, которые отстают в учёбе. Пилюлькины не боятся уколов и смогут оказать первую медицинскую помощь. Цветочки ухаживают за комнатными растениями и аквариумными рыбками. Винтики и Шпунтики отвечают за сохранность мебели в классе Карандаш и Кисточка ответственны за оформление к различным мероприятиям. Гусли ответственны за музыкальные номера. Торопыжки для них главное спорт и игра. А то же будет Незнайкой? Это мы определяем в конце полугодия и года. И конечно же им не становится никто.
Как мы знаем, у детей в начальной школе преобладает наглядно-образное восприятие, и мы решили нарисовать карту нашей страны. Рисовали всем классом, а потом стали расселятся в домики. Всем ребятам нашлось место. Через полгода, перевыборы, переезжаем в другой домик. На поляне между домиками у нас круглый год растут цветы, на каждом цветке пять лепестков, это индивидуальные достижения ребят по четвертям и в конце года. Есть в нашем городе и река, но только не Огуречная, как у Носова, а река Успеха. В конце каждой четверти мы запускаем в неё новых рыбок, что нового и интересного было у нас в четверти. Ещё в нашей стране есть дерево Здоровья, много пропускал, на сухих веточках твой листик, мало пропускал вверху кроны листик. Все дети класса поделены на три команды, у каждой свой воздушный шар, победила команда, шар поднялся выше. Получается, на карте нашей страны мы можем увидеть успехи каждого ученика, группы и класса в целом. Если у нас что-то не получается, мы обговариваем причины неудачи и пути выхода из сложившейся ситуации.
И вот вся наша школьная жизнь подчинена сюжету этой страны, у нас есть свои законы и принципы, по которым мы живём.
Каждый ученик имеет в нашей стране свои права и обязанности и оттого как он их выполняет, зависит успех или неуспех всех наших классных, групповых или школьных дел. А это и есть самые первые шаги к воспитанию самосознания, не быть в стороне, помогать своим товарищам, быть самому ответственному и добросовестному.
Дети уже сами участвуют в выборе мероприятия, в его разработке и проведении.
1)Мы приняли активное участие в школьном проекте, посвящённому 70-летию Победы в Великой отечественной войне «Стена памяти». В классном проекте «Поздравительная открытка» для ветеранов и тыловиков. Когда дети сами, своими руками вместе с родителями делали открытки совершенно незнакомым людям, потом сами ходили и поздравляли пожилых людей, у ребят было чувство гордости и радости, что они сделали кому-то приятное. Наш класс занял первое место.
2)Традиционное мероприятие в нашем классе это поход в лес осенью, если год урожайный мы сразу собираем черёмуху для школьной столовой. Это школьная акция «Зелёная аптека». В прошлом году мы заняли второе место. В этом году черёмухи не было.
3)Каждый год в декабре перед Новым годом у нас в классе открывается «Новогодняя мастерская», мы из лампочек делаем ёлочные игрушки, а потом дарим их школе, на общую ёлку.
4)Была у нас в классе небольшая проблема. Лет десять назад сшила я повязки для дежурных, для садоводов, для санитара и вот дети в этом классе за два года растеряли все повязки, потом сшили родители- опять потеряли. Что делать? Коллеги предложили бейджики, но это самый лёгкий вариант, беречь они всё равно не будут. Как быть? Стала беседовать с детьми, они предложили сшить самим. Ура! Сработало. Поняли, что никто нам не может помочь, кроме нас самих. Сшили. Теперь берегут.
5)Классный проект изготовление книжек-малышек для дошкольников. Этот проект у нас в реализации. Дети сами выбирают форму книги, сюжет, сами художники и оформители.
6) КСЧ. Чтение и обсуждение книг, имеющие разное воспитательное значение для детской души.
7)Дежурство в классе. Казалось бы, ничего необычного, но как научить ребят ответственно относиться к своим обязанностям?
Дети не хотят подвести своих товарищей и не забывают дежурить.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители , которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. Участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, Они принимают участие в классных мероприятиях, Здесь прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.
 Заключение.
      Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту младших  школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в  организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей,  формирует готовность участвовать в различных проектах. А это и есть формирование социальной активности.
    Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы дети чувствовали необходимость и потребность каждого.
Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. 
Никаких идей, мыслей, умственных процессов не может возникнуть, пока разум не получит какого-то начального толчка от ощущения.