Конспект урока Количество вещества. Моль.Число авогадро. Молярнная масса 8 класс


Учитель химии высшей категорий, кандидат педагогических наук:
Мушрапилова З.Т.
План урока по химии для 8 классa
Тема «Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Молярная масса.»
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.
б) Дать представление о постоянной Авогадро.
в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
г) Научить решать задачи по химии.
д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.
2. Воспитательные:
а) Формирование познавательной потребности.
б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.
в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.
3. Развивающие:
а) Развивать умения применять знания на практике.
б) Развивать логическое мышление учащихся.
в) Развивать умение анализировать условия.
г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы работы: практикум, лекция, беседа
Этапы урока:
Организация начала 1 мин
Проверка домашнего задания 5 мин
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин
Усвоение новых знаний 17 мин
Закрепление знаний 7мин
Первичная проверка понимания 5 мин
Подведение итогов урока 5 мин
Информация о домашнем задании 2мин
Ход урока
1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания:
Учитель:
- Что такое неметаллы?
- Что такое аллотропия?
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:
- Что такое химия?
- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?
- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?
Учитель: Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.
Допустим, что в 1 мешке – 6,02 *1023 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:
N = 20 мешков * 6,02*1023 картофелин = 120 * 1023 картофелин
Учитель: Для подсчёта количества вещества, пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6,02 *1023 частиц этого вещества.
МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6,02 * 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.)
Записываем это определение в тетрадь.
Учитель: 6,02 *1023 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA.
Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо:
N = NA* n,
где N - число молекул
NA - постоянная Авогадро, молек./моль
n - количество вещества, моль
Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)
Учитель: Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.
Учитель: Как вы думаете я отмеряла эти вещества? Считала количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивала.
МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.)
Записываем это определение в тетрадь.
Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .
1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
1 моль Na Cl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль (Презентация, слайд 4.)
Учитель: Если я возьму 64 г серы, сколько это будет молей? Как вы это нашли? Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:
n = m / M и, следовательно, m = n* M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.)
5. Закрепление знаний 
Учитель: Теперь решим простые задачи:
Задача 1. (Презентация, слайд 6.)
Найти массу 24 * 1023 молекул озона.
Дано Формулы Решение
О3 m = M * n n = 24 *1023/6 *1023 = 4 моль
N = 24 * 1023 молекул n = N/NA M(O3) = 48 г/моль
m = ?m = 48 *4 = 192 г
Задача 2. (Презентация, слайд 6.)
Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?
Дано Формула Решение
Ca(OH)2 N = NA * n M(Ca(OH)2) = 74 г/моль
m = 111г n = m/M n = 111/74 = 1,5 моль
N = ?N = 6 *1023 *1,5 = 9 *1023молекул
Учитель: Вы знаете, что основная единица измерения массы - это грамм, величина в 1000 раз большая - килограмм, а в 1000 раз меньшая - миллиграмм. Такая же зависимость прослеживается относительно физико-химических величин и их единиц. Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.)
Приложение 1.Величина, её обозначение Единицы величины
Основная В 1000 раз большая В 1000 раз меньшая
Масса, m Г Кг мг
Количество вещества, n Моль КмольммольМолярная масса, М г/моль кг/кмольмг/ммольПостоянная Авогадро, NA 6 *1023 в 1 моль 6 *1026 в 1 кмоль6 *1020 в 1 ммоль(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на следующем уроке объёма и молярного объёма.)
Учитель: Решим задачки устно: (Презентация, слайд 8.)
1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?
2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?
3. Сколько весят 3*1020 молекул воды?
6. Первичная проверка понимания 
Учитель: Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:
1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?
2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?
3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?
4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?
7. Подведение итогов урока 
Подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Информация о домашнем задании
§ 18 стр. 46