Урок химии для 8 класса по теме «Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ»



Технологическая карта
Урока изучения нового материала по химии в 8 классе
учителя химии МОБУСОШ №3
Выдра Елены Геннадьевны
Тема урока: «Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ».

Цели и задачи урока:
Обучающие: Сформировать понятие о новой физической величине-количество вещества, ее обозначении, единицах измерения. О взаимосвязи ее с молярной массой, постоянной Авогадро и молярным объемом.
Воспитательные: научить учащихся работать в группах постоянного и переменного составов и быть ответственными за свою работу и работу своих товарищей.
Развивающие: развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности учащихся, основываясь на новом материале, решать прямые и обратные задачи с использованием алгоритмов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, опорный конспект, алгоритмы решения задач.



2013-2014учебный год.



План занятия с элементами прогнозирования, моделирования и проектирования содержания урока
Учебная задача урока каждого этапа урока
Педагогические техники как элементы режиссуры урока

1. Организационный момент: быстрое включение учащихся в учебную деятельность.
Учитель начинает урок с приветствия. Готовит учащихся к восприятию нового материала.
Создание единого информационного поля.
Эпиграф урока:
«От абстрактного к очевидному»


2. Рефлексия: оценка готовности каждого учащегося к восприятию новой темы урока.
Учитель комментирует положительный настрой на работу всех учащихся и осмысление его важности для достижения результатов учебной деятельности.

Выявление психофизического состояния учащихся в начале урока.
Прием педагогической техники «Самооценка» .
Готовность к уроку учащиеся определяют, используя картинки на слайде.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


1 2 3




4. Готовность к основному этапу урока. Объявление темы и цели.
Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие надо знать физические величины для того чтобы охарактеризовать предмет? Затем предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений( задание на слайде) учитель обращает внимание, что осталась какая-то единица измерения, только после этого вводится новая величина, ее обозначение и единицы измерения. Объявляется и записывается тема урока и цель.


Соотношение физических величин с их обозначениями и единицами измерения и приход к новой физической величине - количество вещества.


Прием педагогической техники «соответствие»
Учащиеся (работая в парах) подбирают примеры предметов и веществ, вспоминая, что предметы можно взвесить (т.е. найти массу) и определить объем. Соотносят физические величины и единицы измерения:
1 Масса м3 m
г
2 Объем л v
кг
мл n
моль
Варианты ответов обсуждаются
Прием педагогической техники «Отсроченная задача»
После сделанных выводов, вводится тема урока, которая записывается в тетрадь.

5. Объяснение нового материала
учитель разбивает тему урока на 3 основных блока.
- количество вещества, постоянная Авогадро
- молярная масса
- молярный объем На слайде также размещен опорный конспект, состоящий из 3-ех смысловых блоков. По мере объяснения нового материала блоки появляются постепенно... При повторном воспроизведении темы, учитель вовлекает учащихся в беседу.
Выявляется согласованность в понимании темы , целей и девиза урока.

Прием педагогической техники «Работа с опорным конспектом»
Только после объяснения нового материала учителем, каждому ученику розданы опорные конспекты, при повторном воспроизведении учащиеся раскрашивают опорный конспект цветными карандашами, делая акцент на главных мыслях

6. Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке. ( отработка знаний по теме)
Учитель обращает внимание учащихся на значимость самостоятельной работы, умение пользоваться тетрадью и опорными конспектами.
Выявления согласованности в понимании основных понятий.
Прием педагогической техники «Согласование»
Учащиеся самостоятельно выполняют задание- дописать определение, работу проводят используя опорный конспект Учащиеся выполняют задание самостоятельно, согласовывают полученные результаты и оглашают согласованный вариант ответа, а затем сверяют его с правильным ответом из опоры.(задания на слайде)
Задания:
1.Количество вещества измеряется в
2.1 моль любого вещества содержит число молекул, равное
3.Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять, столько его граммов, какова его
4.Масса 1 моль вещества называется. И численно равна. и измеряется.
5.Оъем 1 моля вещества называетсяи измеряется
6. Молярный объем газов численно равен.
Результаты работы обсуждаются.

7. Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке с последующим самоконтролем.
Учитель обращает внимание учащихся на значимость самоконтроля за результатами учебной деятельности и предлагает более сложные задания.

Осмысление зависимости результата деятельности от формы и методов ее организации.
.
Прием педагогической техники «Самоконтроль»
Работа выполняется в рабочих тетрадях, самопроверка по ключу , отметки о правильности выполнения учащиеся делают зеленой пастой и выставляют оценки по критериям, предложенным учителем Учащиеся самостоятельно фиксируют свои правильные ответы. (задания и ключ предлагается на очередном слайде)
Масса 1 моль водорода
Количество частиц, соответствующие 2 моль кислорода
Оъем 2 моль углекислого газа
Какой оъем займут 12*1023молекул кислорода
Какова масса 3 моль водорода


8.. Расширение и углубление знаний учащихся по теме урока.
Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач, для облегчения предлагает алгоритм:
Алгоритм решения расчетной задачи

1Прочитать текст задачи, понять ее сущность.
2.Выполнить химическую часть решения задачи:
- краткая запись условия
- исследование
- анализ
3. Выполнить математическую часть:
- рациональный способ решения
- расчеты
- запись ответа
4. Провести проверку результата.
5. Составить условие обратной задачи
Выяснение уровня готовности учащихся к углублению знаний по теме для решения задач и использования алгоритмов решения задач.


Прием педагогической техники «Повторение с расширением»

Учитель дает образец решения задачи по формулам веществ, следуя «Памятке» на основе изученных тем и формул.

Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?

Учитель актуализирует условие задачи «Рассчитайте массу, объем и число молекул для 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2»
Делает краткую запись условия задачи.

Дано:
n(CO2) = 1,5 моль

Найти:
m(CO2)
V(CO2)
N(CO2)

Вносит после исследования и анализа задачи необходимые для решения физические величины M, Vm, Na. Запись приобретает вид:

Дано: Решение.
n(CO2) = 1,5 моль Из формул взаимосвязи n с m, Vm, Na следует, что m =
M(CO2) = 44 г/моль m = M
·n, V = Vm
·n, N = Na
·n
Vm =22,4 л/моль Произведем расчет:
Na = 6
·1023 моль-1 m = 44 г/моль
· 1,5 моль = 66 г.
V = 22,4 л/моль
· 1,5 моль = 33,6 л.
Найти: N = 6
·1023 моль-1
· 1,5 моль = 9
·1023
m(CO2)
V(CO2)
N(CO2)

Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 66 г, объем – 33,6 л, число молекул - 9
·1023.
(материал взят из настольной книги учителя химии авт. Габриелян О. С. (Стр.267-268)


Учащиеся используют знания, применяя их для решения расчетных задач.


9. Аутотренинг.

Используя слайд с передвигающимися фигурками и веселым мышонком, проводится релаксация


Через необычную форму организации физкультминутки проводится релаксация
Учащиеся следят глазами за передвигающимися фигурками под веселую музыку машут мышонку.
















9. Выяснение уровня использования полученных знаний, умений и навыков.
Учитель дает дифференцированные задания
Уровень3. Составить прямую и обратную задачи
Уровень 2. Дается задача, ее необходимо решить и составить обратную
Уровень1. Решить прямую задачу.
Учитель контролирует работу и ставит оценку в рейтинговый лист, который роздан каждому учащемуся, также отметки могут выставлять ученики - консультанты.

Выявление степени свободы в понимании и использовании понятий и формул по новой теме урока.
Учащиеся, претендующие на «5», составляют прямую и обратную задачи и решают их.
Учащиеся, претендующие на «4», решают задачу и составляют к ней обратную:
Сколько молекул водорода содержится в 44.8 л этого газа.
Учащихся уровня «3» решают задачу:
Сколько молекул водорода содержится в 30 моль этого газа.
Учащиеся, раньше справившиеся с работой, задействованы в роли консультантов.

10. Подведение итогов урока.
Учитель возвращается к теме урока, целям, девизу, обобщает знания, беседуя с учениками, информация подается в сжатом виде.
После обобщения и просмотра рейтинговых листов учитель объявляет ученикам оценку за урок.


Анализ знания и понимания учащимися темы, девиза урока и осмысление поставленных к нему целей.

Прием педагогической техники
«Сжатая информация»
Учащиеся, используя опорный конспект, кратко отвечают на вопросы учителя, о достижении цели урока.
Прием педагогической техники
«Рейтинг»
Учащийся, заносит в рейтинговый лист количество баллов своему товарищу, с которым работал в паре. Лист сдается учителю.

11. Выход на качественно новый уровень знаний. Учитель предлагает выполнить задания из рабочей тетради, причем каждый ученик выбирает себе работу по- своему уровню. ( Рабочая тетрадь из УМК О. С. Габриелян)


Побуждение учащихся к самостоятельному анализу имеющейся информации и получение новых сведений.
Прием педагогической техники
«Творческое домашнее задание»
Учащиеся разбились на временные группы и выбрали задание по своему уровню и желанию из рабочей тетради (УМК О.С. Габриелян. Со стр.50-57). Оценивание работ будет дифференцировано.

12. Возврат к теме урока.

Учитель предлагает учащимся выделить наиболее существенное и сжать полученную информацию в три предложения.
Осмысление полученных знаний по данной теме.
Прием педагогической техники «Три предложения»
Учащиеся выражают суть урока тремя предложениями.


13. Рефлексия: оценка учащимися проведенного урока.
Психофизиологическое состояние учащихся в конце урока.

Прием педагогической техники
«Самооценка»
Оценить свою готовность к дальнейшему успешному обучению.














Выдра Елена Геннадьевна

13PAGE 15


13PAGE 14115




Picture 6Описание: j0251301Рисунок 115