«Активизация познавательной деятельности на уроках письма у учащихся с нарушениями интеллекта, находящихся на надомном обучении»




Учебный проект по теме:
«Активизация познавательной деятельности на уроках письма у учащихся с нарушениями интеллекта, находящихся на надомном обучении»





















2013г.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям, находящимся на надомном обучении, значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе. Формирование личности у учащихся с глубокими интеллектуальными недостатками, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят.
Обучение ребенка на дому – огромный кропотливый труд. Педагоги, впервые начавшие обучать ребенка на дому, приходят порой в отчаяние, так как в течение долгого времени отсутствуют видимые результаты их работы. Однако к такому ребенку следует относиться особенно внимательно и терпеливо. Основными задачами считает Е.В.Обухова (5) в работе учителя-дефектолога, обучающего детей с нарушениями интеллекта на дому, являются:
- коррекция отклонений в их психофизическом развитии средствами образования;
- реализация учебных программ по всем предметам;
- создание гибкой системы адаптивной образовательной среды;
- социально-психологическая реабилитация ребенка для последующей интеграции его в общество;
- создание в семье благоприятной психологической атмосферы.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения детьми с нарушениями интеллекта образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, активизации познавательной деятельности многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе). Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у данной категории детей, повышает уровень познавательной деятельности, дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы и способствует решению вопросов их социальной адаптации.
Несмотря на значительные достижения в разработке содержания методов и приёмов обучения письму и развитию речи учащихся с глубокими отклонениями в интеллектуальном развитии, обеспечивающих повышение уровня развития познавательной деятельности, речевого развития, формирование умений и навыков учащихся характеризуется некоторой односторонностью, поскольку эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыка языкового анализа и конструирования по заданным образцам, без «вхождения» в функционально-семантическую суть языковых явлений. Преобладающими становятся грамматические упражнения, закрепляющие языковедческие сведения, но не способствующие в полной мере применению их в речи. Речевое развитие школьников с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно без знания о существовании набора языковых единиц и действий с ними, направленных как на восприятие, так и на порождение коммуникативных актов. В то же время сложность и отвлечённость грамматических категорий приводит к тому, что на первый план выступает усвоение грамматических форм и их значений, что в свою очередь не оказывает достаточно действенным фактором в совершенствовании речевой практики учащихся. Следует признать очевидным тот факт, что речевые упражнения, включённые в программу по письму, носят второстепенный «подчинительный» характер по отношению к грамматическим и орфографическим упражнениям, а коммуникативно-речевые умения, которые формируются в процессе их выполнения, вообще не указывается. Кроме того, при обучении письму и развитию речи старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью не был разрешён ряд противоречий и трудностей, преодоление которых позволило бы реализовать принципиально важное положение о практической направленности содержания программного материала и его изучения в коррекционной школе.
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Учащиеся, находящиеся на надомном обучении в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению. Перед учителем всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно работа по развитию речевого общения на уроках письма направлена на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся, так как она предполагает обучение учащихся не только созданию высказываний (устных и письменных), но и их восприятию, а так же предусматривает организацию учебной речевой деятельности школьников путём выполнения специальных коммуникативных ситуативных упражнений, рассчитанных на то, чтобы ученики не просто готовили сообщения или пересказывали тексты по заданию учителя, а делали это, будучи поставленными в конкретные обстоятельства, которые стимулировали бы их речевую активность, диктовали определенные требования к высказыванию. Методисты, работающие в этой области, давно указывали на соответствующие пути совершенствования обучения. Так, некоторые из названных умений, например, связанные с осознанием темы и основной мысли, со сбором и систематизацией материала, с совершенствованием написанного были выделены Т.А. Ладыженской (2) ещё в конце 60-х годов. Другой известный методист Н.А. Пленкин (6) уже давно обращал внимание учителей на то, что «писать (говорить) в пространство, «в никуда» нельзя. У каждого автора должен быть слушатель (читатель)».. У М.Р. Львова (2) находим «В методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то». Таким образом, многие из мыслей, сегодня находящих реализацию, уже давно высказывались в методике, но не получали достаточного развития. Коммуникативная направленность обучения учащихся с нарушениями интеллекта, находящихся на надомном обучении является одним из основных принципов программного и методического обеспечения уроков письма и развития речи для развития познавательной деятельности учащихся.
В решении этой задачи помогает чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.
На уроках письма важно своевременное чередование различных заданий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения необходимо готовить материал для уроков. Эффективным стимулом активности познавательной деятельности является создание ситуации успеха на каждом уроке. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Желая сформировать у учеников мотивацию к достижениям, не нужно требовать от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках письма можно создавать проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, предложить школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, выявить сходство и различие. Для облегчения задачи используется иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащийся и педагог решают поставленную проблему, обобщают, делают выводы.
Использование инновационных технологий является неотъемлемой частью современного урока. Показ компьютерных презентаций, выполнение заданий на компьютере, применение развивающих компьютерных игр по курсу русского языка, просмотр учебных фильмов, несомненно, повышают уровень познавательной активности учащихся. (Приложение 4)
Эффективным средством повышения активности познавательной деятельности учащихся с глубокими интеллектуальными нарушениями является применение игровых приемов с использованием кукол. В играх- диалогах действуют и разговаривают звери. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Куклы вводят ученика в образ, требуют от него подражания голосам, повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т. д. На занятиях диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слов.
Программой специальной (коррекционной) школы не предусмотрен специальный предмет по развитию речи, а тем более речевого общения, учащихся в старших классах. Учитель обязан развивать устную и письменную речь детей в процессе изучения всего программного материала. Наиболее плодотворно эта работа происходит на уроках делового письма. Большая часть времени на уроках этого курса отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. Использование игровых форм организации урока с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении наиболее эффективно, т. к. даже в старших классах коррекционной школы игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи. Овладение нормами делового общения К.П.Щепина(9) считает целесообразно связать с изучаемым грамматическим материалом. Например:
- деловое письмо – с темой «Обращение»;
- адрес на конверте, поздравительная открытка – с правописанием собственных и нарицательных существительных;
- объявление, заявление – с правописанием падежных окончаний имён существительных;
- расписка – с изучением имени числительного и т. д.
Раздел программы «Деловое письмо» предусматривает обучение всем видам делового письма, связанного с почтой: письмо, телеграмма, денежный перевод и т. д. Но, даже уяснив, как заполнять бланки телеграмм, переводов и пр., учащиеся в конкретной обстановке теряются, т. к. не знают куда и как надо обратиться для получения, например, письма до востребования, как отправить ценное или заказное письмо, обычную или на художественном бланке телеграмму. Поэтому для закрепления практических навыков после написания какого-либо делового документа с учащимися необходимо проводить деловые и ролевые игры, в которых дети тренируются в общении с «работниками почты», учатся не только заполнять бланки, но и отправлять или получать различные письма, телеграммы.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к письму в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Имя прилагательное» ( Приложение 2) в 6 классе можно провести урок-викторину, а, систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» в 9 классе – урок – «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-экскурсия, урок-сказка, урок-зачёт. (Приложение 5)
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок вводятся элементы игры: разгадывание кроссворда, загадок по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Состав слова», «Неизменяемые имена существительные», однако они полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, с глубокими интеллектуальными нарушениями, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Литература
1 Аксёнова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 кл. спец.(кор.) образоват.учреждений УШ вида: Пособие для учителя/ А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2002 – 144с.
2 Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку // Дефектология - № 5 – 2003 – с58-63.
3 Коррекционная педагогика. Учебное пособие для педагогич. вузов / Под ред. Кукушина В.С. – Ростов-на-Дону: Издат.центр «Марат», 2002. – 304с.
4 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.
5 Обухова Е.В. Проблемы надомной формы обучения детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии // .. - №6 – 2003 – С.40-45
6 Пленкин Н.А. О работе над сочинением // Русск.яз. в школе. – 1980 - № 3 – с49-51.
7 Программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – сб.1. – 232с.
8 Шилов Д.С. Состояние психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Российской Федерации. – М., - 1999 – 10с.
9 Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980 – 80с.
10 .Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: 1982.




Приложение №1.
Упражнения, применяемые на уроках русского языка
для обогащения и активизации словаря учащихся
при изучении имени существительного
1. Грамматические признаки имени существительного
Упражнение 1.
Узнай предмет по признакам и запишите его название.
Быстрый, прозрачный, звонкий ....
Голубое, безоблачное ....
Круглый, упругий, резиновый ....
Рыжая, хитрая ... .
Большой, косолапый, неуклюжий ... .
Трусливый, серенький ....
Злой, серый, голодный ....
Яркое, лучистое, весеннее ....
Старый, дремучий ... .
Темная, грозовая ....
2. Выпиши в два столбика существительные, обозначающие положительные и отрицательные качества человека.
Честность, смелость, болтливость, дисциплинированность, трусость, аккуратность, неряшливость, лживость, выносливость, настойчивость, любознательность, правдивость, плаксивость, жизнерадостность, сонливость.
2. Работа над антонимами
Упражнение 2. «Что хорошо, а что плохо?» Запиши слова в два столбика
. Грязь- чистота, ложь- правда, горе -радость, отвага - трусость, сила- слабость, вражда - дружба, любовь -ненависть, здоровье -болезнь, веселье - грусть, вежливость - грубость.
Упражнение 3. «Добавь слово». Подбери существительное противоположное по значению к выделенным словам.
Надо людям делать добро, а не ... .
Мы презираем в людях трусость, а уважаем ....
Спуск с горы оказался не легче ....
Осенью дни становятся короче, а ... длиннее.
Человек от безделья болеет, а от ... здоровеет.
Мир строит, а ... разрушает.
3. Работа над синонимами
Упражнение 4. Подбери к существительным близкие по значению слова с шипящими на конце.
Неправда, друг, доктор, родник, сила, слабость, поддержка.
Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь.
Упражнение 5. Спишите предложения. Подчеркни близкие по значению слова к существительному «сражение».
Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! 3. Отдохнуть бы нам после побоища. 4. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые?
4. Работа над многозначными словами
Упражнение 6. Объясни значение слова «перемена», употребленное автором в начале и в конце стихотворения.
« Перемена, перемена!» заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова, продремавший весь урок?
Неужели это Вова пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, с ним бо-о-о-льшая перемена!»(Б. Заходер)
Упражнение 7. Ответь на вопросы.
Какой иглой не сошьешь платья?
Из какого полотна не сошьешь платья?
Каким гребнем не расчешешь волосы?
На каких полях не пашут и не сеют?
















Приложение №2
Упражнения, применяемые на уроках русского языка
для обогащения и активизации словаря учащихся
при изучении имени прилагательного
1. Работа над однокоренными прилагательными, отличающимися суффиксами
Упражнение 1. Спиши. Вставь подходящие по смыслу прилагательные.
1. Мальчик оказался (понятным, понятливым) собеседником.
2. Ученик с (виновным, виноватым) видом стоял перед одноклассниками.
3. Мальчику пришлось выслушать (обидные, обидчивые) упреки.
4. Ткань имела (золотой, золотистый) оттенок.
5. В магазине продавалась (цветная, цветочная) капуста.
Упражнение 2. Спиши. Поставь подходящие по смыслу прилагательные в нужном падеже.
1. Товарищ нашел ... монету. Мы вошли в ... избушку. (старый, старинный)
2. Вдали виднелось ... дерево. На площади строится ... здание. (высокое, высотное)
3. На ... этаже открылся гастроном. Удобно отдыхать в ... кресле, (нижний, низкий)
4. Андрей был моим ... другом. Врач жил в ... деревне, (близкий, ближний) 5. Неприятно находиться в ... комнате. Я с удовольствием вдыхал запах ... ландышей, (душистый, душный).
2. Работа над антонимами
Упражнение 3. Запиши в две колонки: что такое «хорошо», а что «плохо»?
Лживый - правдивый, трусливый - смелый, вежливый - грубый, трудолюбивый - - ленивый, грязный - чистый, аккуратный - небрежный, сытый - голодный, щедрый - жадный, грустный - веселый, больной - здоровый, умный - глупый, дружный - враждебный.
Упражнение 4. Допиши в предложения прилагательные противоположное по значению
1. Шершавая доска в умелых руках столяра стала ... .
2. Мы ехали на юг в мягком вагоне, а возвращались домой в ....
3. Наш двор был раньше грязным, а теперь стал ... .
4. Утром шел слабый снег, а к вечеру разыгрался ... буран.
5. Я смотрел в кино новую грустную картину, а брат по телевизору ... комедию.
3. Работа над синонимами
Упражнение 5. Выпиши близкие по значению к словам «некрасивый» и «красивый».
1. - Что ты хнычешь? - спросил он Герду. - У! Какая ты сейчас некрасивая!.. У! закричал он вдруг. - Эту розу точит червь. Какие гадкие розы ! А у этой стебель совсем скривился. Торчат в безобразных ящиках, и сами безобразные!
2. Берега реки были очень красивы: повсюду здесь росли чудесные цветы, прекрасные вековые деревья...
3. Герда обвила куст ручонками, стала целовать цветы и вспомнила о тех великолепных розах, что цвели у неё дома....
Упражнение 7. Из двух прилагательных, данных в скобках, выбери одно, наиболее подходящее по смыслу. Прилагательные поставь в том же падеже, что и существительные.
1. В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. 2. Пассажиры поехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. 3. Учитель положил на стол (жирная, пухлая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.
Упражнение 8. Прочитай текст. Скажи, какой в нем недостаток? Что нужно сделать, чтобы устранить этот недостаток?
Робкий заяц.
Нет более робкого животного, чем заяц. Он пугается даже слабого шума. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов.
Упражнение 9. Подбери к словам «комар», «отдых», «боец» прилагательные близкие по значению.
Короткий, смелый, назойливый, кратковременный, бесстрашный, навязчивый, мимолетный, безбоязненный, неотвязчивый, минутный, неустрашимый, непродолжительный, надоедливый, отважный, лихой, удалой.
Упражнение 11. Прочитай отрывки из стихотворений. Сравни значение слова «золотой».
1. На опушке лесной собралась детвора,
И овеяна ветром и солнцем согрета:
Наступила опять золотая пора,
Золотая пора звонкого лета.
(М. Исаковский)
2. Золотая клетка на сучке висит.
В этой клетке птица точно жар горит.
(И. Суриков)
3. Кроет лист уж золотой влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
(А. Майков)
Упражнение 12. Замени в словосочетаниях прилагательные близкими по значению.
1. Свежий хлеб. Свежая газета. Свежий ветерок. Свежий воротничок. (Мягкий, чистый, прохладный, утренняя). 2. Черный хлеб. Черный день. (Ржаной, тяжелый). 3. Тихая езда. Тихая ночь. (Спокойная, медленная). 4. Крепкая веревка. Крепкий организм. (Здоровый, прочная). 5. Верный друг. Верный ответ. ( Правильный, надежный). 6. Глухой старик. Глухой голос. Глухой переулок. Глухой городок. (Тугоухий, приглушенный, безлюдный, неизвестный).
5. Работа над образным сравнением
Упражнение 13. Вставь вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.
а) Арбуз, как сахар, ... . Лекарство, как полынь, ... . Сок, как клюква, ... . Вода в море, как слеза, ... .
Слова для справок: соленая, кислый, сладкий, горькое.
б) Глаза, как небо, .... Ночное небо, как сажа, .... Лицо,как мел, .
Слова для справок: белое, черное, голубые.
в) Солнце, как мяч, ... . Руки, как лед, ... . Нож, как бритва, ... . Шоссе, как стрела ..... Снег, словно пух, .... Слова для справок: легкий, круглое, прямое, острый, холодные.
6. Работа над описанием
1. Рассказ с элементами описания. Описание может быть художественным, деловым. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы.. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение этого описания для выражения главной мысли рассказа, т.к. учащиеся часто опускают описания, редко используют их в изложениях и сочинениях.
Узнай зверька.
В наших лесах живет робкий зверек. Летом на нём серенькая легкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или березки. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.
Задание.
1. Прочитай описание зверька.
2. Выпиши словосочетания, с помощью которых ты узнал зверька.
3. Подчеркни слова, которыми называют зайчишку.
2. Составление связного текста из неполных предложений.
Дополни предложения подходящими по смыслу словами, чтобы получился связный рассказ. Подбери к тексту название
Тихо в _________ лесу. Снегопад замел ________ следы. Вот из сосняка раздался _______ перестук. Это __________дятел трудится над ___________ шишкой. ______________умелец загнал шишку в ____________ расщелину сосны. Дятел ______________ разбивал шишку клювом и доставал ______ семена.
Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пестрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.






























Приложение №3

Упражнения, применяемые на уроках русского языка
для обогащения и активизации словаря учащихся
при изучении глагола
1. Грамматические признаки глагола
Упражнение 1. Замени данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.
1) Образец: Говорить шепотом шептать.
Говорить шепотом. Испытывать робость. Издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Давать совет. Давать ответ. Давать оценку. Проводить осмотр.
2) Образец: Испытывать гордость гордиться.
Испытывать гордость. Попросить извинения. Проявлять интерес. Выражать радость. Чувствовать обиду. Испытывать тревогу. Отдавать распоряжение. Превращаться в пар. Дать согласие. Участвовать в соревновании. Стать друзьями. Снять с себя одежду.
Упражнение 2. Спиши, вставь подходящие по смыслу глаголы.
1. Мясо ... очень долго, но зато ... хорошо, (варилось, сварилось) 2. Отец ... дрова, сын тоже ... много дров, (наколол, колол) 3. Мальчик ... целый день. Задень он ... много рисунком (рисовал, нарисовал) 4. Самолет ... над селом. Из клетки попугай, (летел, улетел).
Упражнение 3. Спиши. Вставь подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.
Приключения Топтыгина.
Виктор Михайлов ... лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу ... медвежонок. Он ... на задние лапы и удивленно ... на странную машину.
Виктор ... из машины, а медвежонок ... наутек. Но через две-три минуты ... из-за куста- Тут-то он и ... в крепкие руки тракториста. В кабине медвежонок быстро .... Он с удовольствием ... булку, сладкий чай. В деревне ... народ. Толпа ... медвежонка, и он .... Из глаз самые настоящие слезы. Медвежонок их ... лапами. Виктор ... медвежонка и ... его за деревню. Вскоре малыш в густом ельнике.
Слова для справок: ехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься, показаться, попасть, освоиться, съесть выпить, собраться, испугать, заплакать, политься, вытирать, пожалеть, отнести, скрыться.
2. Работа над антонимами
Упражнение 4. Выпиши в левый столбик глаголы, обозначающие приближение, а в правый обозначающие удаление.
Убежать, прибежать, угнать, пригнать, отползти, приползти, отъехать, приехать, приносить, уносить, уплыть приплыть, прилететь, улететь,
Упражнение 5. Образуй при помощи приставок от-, раз-, у-, вы- глаголы, противоположные данным по значению.
Завинтить развинтить. Завязать. Закрутить. Забинтовать. Вносить. Приходить. Входить. Прилетать. Прибегать. Закопать.
3. Работа над синонимами
Упражнение 6. Выбери из скобок подходящие по смыслу глаголы в данных предложениях.
1. На деревьях сверкал пушистый иней. (Искрился, блистал, сиял ) 2. Мать опасалась за здоровье ребенка. (Страшилась, пугалась, боялась) 3. Быстро бежало время. (Торопилось, мчалось, спешило) 4. Над головой гремел оглушительный гром. (Шумел, грохотал).
Упражнение 7.
1. Прочитай текст. Выпиши из него глаголы, которыми автор описывает движение на улице.
Автобус едет по улице города. Слева его обгоняет быстроходный легковой автомобиль. Справа движется тяжелый грузовик, впереди троллейбус. У тротуара катит на велосипеде мальчишка, где-то с грохотом проносится мотоциклист. Улица полна движения.
Упражнение 8. Составь словосочетания с данными глаголами.
1. Удивляться (чему?), поражаться (чем?). 2. Хотеть (чего?), стремиться (к чему?). 3. Беспокоиться (о ком?), тревожиться (за кого?), 4. Захватить (что?), завладеть (чем?). 5. Продавать (что?), торговать (чем?).













Приложение 4

Методические пособия, используемые на уроках письма и развития речи




































Приложение 5
Конспект урока
7 класс, индивидуальное обучение.
Тема. Заявление о приеме на работу

Орг. момент
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке ты должен научиться правильно и грамотно оформлять документ, который называется заявление.
Работа на уроке оценивается по жетонам. Прочитай условия.
Работа по теме.
Наш урок пройдет в виде экскурсии по одному из крупнейших автомобильных заводов нашей страны. Находится он в нашем городе. Как он называется?
- ОАО ГАЗ
- Как расшифровывается? Запись слов.
- Как называются такие слова? Сложносокращенные.
4. Просмотр ролика о ГАЗе.
Посмотри, какое это огромное производство. После окончания училища многие выпускники нашей школы идут работать на автозавод. А что ты знаешь о заводе?
- Сколько лет?
- В каком году построен?
- Какие машины выпускает? Рассматривание иллюстраций.
- Под какой маркой выходят автомобили?
- Люди каких профессий работают на автозаводе?
5. Словарная работа.
Для того, что бы узнать люди каких профессий работают на заводе, разгадай кроссворд. При этом повторим правила написания слов с непроверяемыми безударными гласными.
Кроссворд
По горизонтали.
1 Кто загружает готовые детали? (Грузчик)
2Собирает из мелких деталей крупные. (Слесарь)
3 Придает деталям нужную форму при помощи штампа.(Штамповщик)
По вертикали.
4 Перегоняет готовые автомобили. (Шофер)
5 Контролирует вход и выход людей на автозавод. (Вахтер)
6Выдает необходимые инструменты рабочим (Кладовщик)
7 Вытачивает детали на токарном станке. (Токарь)

6. Знакомство с текстом заявления.
При поступлении на работу необходимо оформить много деловых бумаг, и одной из них является заявление.
Прочитать в словаре, что означает слово «заявление».
Запись – заявление – это письменная просьба о чем-либо.
Что выражает заявление?
Рассмотри образец заявления о приеме на работу. На сколько частей можно разделить?
О чем говорится в 1 части? Как пишется? Запиши.
О чем говорится во 2 части? Как пишется? Запиши.
О чем говорится в 3 части? Как пишется? Запиши.
Чем заканчивается заявление?
Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа.
Запись заявления о приеме на работу с указанием своих данных, используя слова из кроссворда.
Проверка.
8. Подача заявления.
Заявление необходимо не только грамотно написать, но и правильно подать, чтобы у принимающих тебя на работу людей сложилось хорошее впечатление. Посмотри, как это делает один из поступающих на работу.
Анализ.
Какая ситуация показана в фильме?
О чем идет речь? Правильно ли действует в этой ситуации молодой человек?
А как ты поступишь в данной ситуации? Давай разыграем.
9 Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Подсчитайте свои жетоны, назовите оценку.
10. Домашнее задание.
Подумать, где бы ты хотела работать?
Составить заявление о приеме на работу.
15