Доклад на тему: Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и литературы


Доклад: «Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и литературы»
Развитие речи является одной из основных задач обучению русскому языку, а потому практические работы по развитию речи органически связаны как с грамматикой, так и с чтением. Учащиеся должны овладеть в школе необходимыми навыками устной и письменной речи. Ведь речь – это средство общения между людьми, средство воздействия на других людей.Для того чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушающего, ученик должен обладать достаточным запасов слов. Ясность и чистота, связность и образность – основное требование к речи учащихся.Во вспомогательной школе в связи со спецификой состава учащихся занятия по развитию речи особенно важны.В устной и письменной речи детей с ограниченными возможностями встречается много речевых ошибок.К лексико – стилистическим ошибкам относятся:-повторы.(Листья в лесу жёлтые, красные, листьев на земле много. Река сейчас очень красива, по берегам очень много листьев и по воде плывут много жёлтых и красных листьев.)/Из сочинения «Осень в родном крае»./-Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении.(Молодой низкий заяц сытый и второй заяц высокий)при пересказе рассказа Холмогоровой «Великодушный русский воин» ученик сказал сердито следующую фразу:-Мать сердито ответила (=строго) – т.е. ученик нарушил сочетаемость употребляемых слов.-употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний.(«поклал» - вместо положил)
К морфолого – стилистическим ошибкам относятся.-словотворчество(Люди кинулись «потушать»)(=тушить=) горящие дома.-образование просторечных или диалектных форм слов.-они хочут/=хотят=/-ихняя/=их=/-ивошные/=его=/.и т.д.Синтаксически – стилистические ошибки:- Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают./Когда Ваня прощался с отцом, он (кто? Отец или Ваня) не плакал/.-местоименное удвоение подлежащего.-/Петя –он был самый сильный из ребят/
Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки – композиционные и логические.
Типичная композиционная ошибка – это несоответствие текста, сочинения или изложения по плану, т.е. нарушение последовательности в изложении событий.Логические ошибки:-допускают нелепости, пытаясь использовать образы, заимствованные из художественных произведений./Наступило утро. Снег рассыпался клоками/ у Пушкина заимствованоПришла, рассыпалась Клоками повисла на суках дубов.Методисты выявляя трудности, разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их общаться.В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, т.е. о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование речи.Цель учителя: формировать умение свободного владения слов, навыков точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу.В развитии речи выделяются при линии:Работа над словом;Работа над словосочетанием и предложением;Работа над связной речью.Все эти линии развиваются правильно: словарная работа даёт материал для предложений, связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложении.По словарной работе беру задание следующего типа:
Замена синонима в предложении./Я читал интересную книгу/.=увлекательную=захватывающую
При работе с антонимами в беседе о самовоспитании, о преодолении недостатков в своём характере используют антонимические группы: /чуткий, ласковый – равнодушный, грубый, трудолюбивый – ленивый и т.д./
На уроках русского языка даю детям термины, которые дети используют в активном употреблении./грамматическая основа, синонимы, анонимы, постфикс и др./
При изучении произведения И.С. Тургенева «Муму» обратила внимание детей на то, как Тургенев находил в изобилии живую передачу движения.
«Барыня расхаживала по гостиной. Приживалка заметалась с тоскливым беспокойством. Приживалка тотчас порхнула в переднюю».Ставлю задачу ученикам: попробовать заменить слова.Барыня шла по гостиной, шагала по гостиной.Дети: лучше расхаживала. Что это значит: самоуверенно, не спеша ходить взад, вперёд.
Работа над словосочетанием и предложениемПровожу работу:
Над деформированным текстом.
Составление предложений и словосочетаний по схеме.
По предметным картинкам.
По сюжетной картинке.
Часто использую ступенчатое распространение простого предложения.
(Какие?) Птицы вернулись. (Куда? Откуда?)/Перелётные птицы вернулись из тёплых стран в свои родные гнёзда/
Связная речь.В своей работе использую следующие виды работа над связной речью.
На уроках чтения требую от учащихся развёрнутые ответы на вопросы.
Устный пересказ прочитанного в разных вариантов.
Письменные изложения, сочинения.
Диалог.
Деловые бумаги: заявления, объявления, адрес, телеграммы, поздравительные открытки.
/6 класс Большаков А./
Дорогая Аня!
Поздравляю тебя с днём рождения.Желаю тебе, моя сестрёнка, крепкогоздоровья, хорошего настроения,успехов в учёбе и работе.Пусть у тебя будет много друзей и много интересных дел.Твой брат Антон.Остановлюсь на подготовке к сочинению. Сочинение – творческая работа. Она требует самостоятельности школьника, активность, увлечённости, внесения чего – то своего, личного в тексте.Работаем над сочинением поэтапно:
Умение понять, осмыслить тему.
Собирание материала.
Составление плана.
Подготовление языковых выражений.
Устное составление текста.
Учить совершенствовать написанное.
/Очень интересные выводы сделали дети в сочинение «Две разные картины Л.Н. Толстого» «После бала»/Первостепенное значение отвожу развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащению речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями.Учу школьников развивать воображение, художественный вкус, авторское отношение описываемому событию, понимать основную мысль произношения, с интересом, творчески работать над сочинениями, в которых используются не только личные наблюдения, но и выражают своё отношение к описываемому.Такая целенаправленная систематическая работа по совершенствованию речи учащихся способствует общему умственному развитию, формируем личностные качества школьника.