Статья Экологическое образование учащихся через формирование информационных компетенций в урочной и внеурочной деятельности


"Экологическое образование учащихся через формирование информационных компетенций в урочной и внеурочной деятельности"
Учитель Школы-лицей № 1 Шебелист Ю. Н.
Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в основной и старшей школе на уроках естествознания, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл.
Экологическое образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. Задачи:
формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека, экологических проблемах и способах их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды;
развитие способностей к вероятностному анализу экологических ситуаций, мышления в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного; стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
воспитание мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, настойчивости в достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
В работе опираюсь на основные принципы экологического образования:
принцип целостности окружающей среды
принцип непрерывности
принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов
принцип межпредметных связей.
Обществу требуется специалист новой формации – активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску информации и применению научных знаний на практике. Но для этого необходим компетентностный подход к обучению.
Важнейшими ключевыми компетенциями считаются информационная и исследовательская компетенции. Формирование данных компетенций происходит непосредственно в процессе изучения учащимися теоретической информации и осуществления исследовательской деятельности. Роль учителя — создать условия, способствующие повышению уровня образованности учащегося, развивать интерес к исследованию окружающей среды, учить детей работать с научной литературой, знакомить с современными методами научно-исследовательской работы.
Приобщение школьников к изучению окружающей среды я осуществляю через урок и внеурочную деятельность.
В решении информационных и исследовательских задач учащимся необходимы такие умения как умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятия, умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, обосновывать, доказывать и защищать свои идеи.
Экологическое воспитание и образование в нашей школе осуществляется через факультативы, воспитательные мероприятия, работу секции «Биология и экология» в рамках Дня Науки.
Применяются различные формы работы:
Экологические беседы
Темы могут быть разнообразны, например «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля- наш общий дом», «Мы учимся у природы», «О чем поют птицы», «Заповеди юных защитников природы», «Если исчезнут леса», «Что мы теряем в сгоревшем лесу?", "Советы сборщикам лекарственных растений в лесу», «Каким вы видите наше будущее через 100 лет?» и т.д.
При рассматривании темы "Советы сборщикам лекарственных растений в лесу» предлагаю рассмотреть сведения о местных видах лесных ягод, лекарственных растениях. Правила рационального сбора.
Основная цель — показать, что лес источник многих пищевых растений, лекарственного сырья. Обратить внимание на достижения продуктивной зрелости, быструю истощаемость сырья при неумеренной, неправильной эксплуатации, привести на местном материале примеры сокращения ареала, обилия и урожайности отдельных видов растений и нарушения правил пользования в лесу.
По итогам беседы ребятам можно предложить создать сборник правил сбора лекарственных растений. Знаки поведения в лесу. Создать книжки – малышки.
Познавательные мероприятия
Турниры, игры, викторины, круглые столы, игры-путешествия,
создание на уроках экологических ситуаций.
Ежегодно в нашей школе проводятся внеклассные мероприятия в рамках предметной декады и «Дня Науки», например «Путешествие по экологической тропе», «Экологический калейдоскоп» и т.д. Учащимся предлагаются задания интеллектуального, игрового, творческого характера. Примером творческого задания, служит составление диалога на экологическую тематику между персонажами известной картины Васнецова «Три богатыря».
На уроках ребятам предлагаются экологические задачи: «Вы – директор крестьянского хозяйства. Зная вред, наносимый капустной белянкой, приказали уничтожить её химическими веществами. Правильно ли Вы поступили? Предложите свои меры и другие задания».
Экологические экскурсии
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия; встречи со специалистами; экологические тропы. По окончании экскурсии можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру, отзыв, рекомендации об увиденном.
Просветительская работа
Участие в экологических выставках, в конкурсах, стихи и сочинения о природе, фотовыставки работ учащихся. Ежегодно в нашей школе-лицее №1 проводится День Науки, в рамках работы секции «Биология и экология», учащиеся защищают свои научные работы и статьи. В жюри приглашаются преподаватели институтов, учителя школы, которые дают оценку и рекомендации по работе. В 2014 -2015 учебном году учащиеся представили широкое разнообразие тем экологического направления: «Сайгаки», «Динамика содержания металлов в поверхностных водах р.Тобол в районе г.Костаная» и другие.
Практическая работа
Очистка территории школьного участка от мусора; озеленение класса, школы, дома. Ежегодно школа-лицей № 1 принимает активное участие в смотре-конкурсе «Школьный двор», городской выставке цветов.
Важное значение для формирования экологической культуры имеет и участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Приведу пример урока «Приспособленности млекопитающих к среде обитания». Учащиеся выбирали млекопитающее и рассматривали его приспособленность к среде обитания. Вопрос изучался по источникам, наблюдениям. Затем учащиеся готовили доклад или презентацию по данному вопросу и выступали в классе.
Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни.
Для осуществления задач, приобщения учащихся к изучению окружающей среды на базе школы - лицей №1 создана экспериментальная экологическая площадка, работа которой будет продолжена в текущем учебном году.