Статья Формирование патриотической копетенции учащихся через краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности

Приложение №
Доклад « Формирование патриотической компетенции учащихся через
краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности».

Задачи гражданского воспитания выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом .
В 2015г года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».
Гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует воспитания патриотизма, обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию, почувствовать себя соучастником исторического события. Образовательный процесс
краеведческой направленности имеет ряд положительных преимуществ
по отношению к общеобразовательному. Это выражается прежде всего в том, что введение элементов краеведения в содержание учебного материала предметов различных циклов усиливает мотивационную и стимулирующую сторону изучаемых предметов. Применяя в учебном процессе краеведческий материал, учитель способствует формированию познавательной активности учащихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре, языку, истории, народу, проживающему на территории Карасука, НСО.
Краеведческая компетенция студентов – это погружение
во всестороннее изучение родного края, усвоение краеведческого материала
природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение
к нему эмоционально-ценностного отношения.
В своей педагогической деятельности я использую два направления в
формировании краеведческой компетенции учащихся в образовательном
процессе: общекраеведческое и краеведческое . Общее краеведение имеет
громадные воспитательные возможности, связано с использованием
разнообразного материала о Сибири, отражающего в содержании природные
и экономические особенности родного края, а также жизнь и быт населения , прошлое края, биографии выдающихся земляков . Краеведческое направление составляет второе, сравнительно узкое направление в краеведческой работе учителя. Это изучение жизненного пути земляков, чьи имена носят улицы микроучастка колледжа ; истории создания памятников, «Аллее героев», составление генеалогического древа семей, в которых исторические события оставили значимый след ,участие в патриотических акциях: «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк»
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников, предусматривает живое общение с участниками и свидетелями исторических событий : круглый стол «Встреча поколений», «Новосибирску - 125» историко - литературный журнал, участие в церковно-приходском празднике; создание мультивидеотеки – видео-роликов «Дети войны», «Блокада – школа жизни», «Храмы города Новосибирска», библиотечные уроки на базе библиотеки колледжа и музейные уроки на базе областного Краеведческого музея, экскурсионно-туристическая форма. Краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности.
Работа учителя занимающегося формирование патриотической компетенции учащихся через краеведческий материал многопланова, сложна по направленности. Он постоянно должен иметь в виду три аспекта изучения краеведческого материала: научный, краеведческий, учебно-воспитательный. Краеведение в колледже – результат совместной творческой деятельности ученика и учителя. Оно помогает воспитанию у подростка с самого раннего возраста любви к родине, чувства прекрасного познавательного интереса, устойчивых нравственных принципов. В психологической науке известна пирамида потребностей А. Маслоу (1963г.). В процессе обучения выстраивается своеобразная пирамида становления патриотизма, в которой, как и у А. Маслоу, пять уровней становления патриотических качеств личности обучающихся
13 EMBED Visio.Drawing.11 1415

Следовательно ,педагогически правильно организованная краеведческая деятельность обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует на все сферы личность и: интеллектуальную, эмоциональную, физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности. « Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно и останется в сути своей такой же прежней святой нашей Русью, как была». Ф.М. Достоевский





Root Entry