Формирование метапредметных результатов через овладение навыками смыслового чтения.


Формирование метапредметных результатов через овладение навыками смыслового чтения.
С.И. Сапрыкина, директор,
учитель биологии и химии
МБОУ «Афоньевская ООШ»

Понятие «метапредметность» в российской падагогике получило развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, а в 2008 году был заявлено как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному. Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимает деятельность, не относящуюся к конкретному учебному предмету, обеспечивающую процесс обучения в рамках любого учебного предмета. У А.В. Хуторского «метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект» [2], [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, в том числе и метапредметным.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. [3].
Одним из метапредметных результатов является овладение смысловым чтением.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.  Зачастую, на вопрос учителя, готовился ли ученик к уроку, тот отвечает: «Я читал». Читал, но не усвоил информацию, поэтому необходим другой уровень чтения – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием [1].
В научной литературе под смысловым чтением понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. В целом насчитывается около ста стратегий чтения и, согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
- собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать в начальной школе и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу [1].
На уроках биологии возможно использование следующих приемов:
1.Приём «Кластер»  Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.Ребятам предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы ребята наполняют эти ключевые понятия необходимой информацией. Такой прием эффективен при изучении характеристики систематических групп растений и животных, особенностей строения систем органов человека и т. д. Например, при изучении общей характеристики Типа Членистоногие учащимися составлен кластер:
двусторонняя симметрия хитин

членистые конечности, Тип Членистоногие 1,5 млн. видов
сегментированное тело
водные и сухопутные
2. Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Учащимся предлагается составить вопросы по тексту параграфа. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Данный прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с изучаемым материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 
 При изучении темы «Птицы» учащиеся составляют следующие вопросы:
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните, почему у разных птиц разнообразная форма клюва?
Почему у птиц нет зубов?
В чет различие строения кожи у птиц и рептилий?
Какими свойствами должен обладать скелет, чтобы птицы летали?
Почему птицы могут откладывать достаточно крупные яйца? Какие группы птиц выделяют?
Каково строение пера?
Какие кости образуют пояс верхних конечностей?
Как устроена задняя конечность птиц?
3. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» 
Учащимся демонстрируется ромашка с 6 лепестками, окрашенными в разный цвет, каждый лепесток символизирует определенный тип вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. (Например, «Если я правильно поняла, то масса грудных мышц у птиц составляет 20 % массы птицы?»)
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». (Например, «Почему головной мозг птицы крупнее, чем у рептилий?»)
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Зачем утки время от времени достают клювом хвост?»
4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» 
Прием позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Тема: «Основные признаки животных» 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
Таким образом, именно смысловое чтение может стать основой развития метапредметных результатов у учащихся, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей их жизни. В новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознается как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности. 
Литература
Аширова М. Р. Методические приемы формирования смыслового чтения // [Электронный ресурс] http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskie-priemi-razvitiya-smislovogo-chteniya-59843.html
Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». – М., 2002.