Из опыта работы «Формирование учебно-познавательной и информационной компетенции учащихся через работу с разными источниками географической информации»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Д. Д. Яфарова
с. Татарский Канадей
Описание
опыта работы
«Формирование
учебно-познавательной и информационной компетенции
учащихся через работу с разными источниками географической информации»
Учитель географии
высшей категории:
Мунасыпова Р. Д.
ЧАСТЬ 1
Формирование учебно-познавательной и информационной компетенции учащихся через работу с разными источниками географической информации.
Цель и задачи педагогической деятельности
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит целью общеобразовательной школы формирование:
целостной системы универсальных знаний, умений, навыков;
опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования;
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Целостная система универсальных знаний.
Там же говорится, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний», в частности, по математике и русскому языку.
С другой стороны, очень часто приходится слышать, что получение знаний в школе не имеет смысла, поскольку
во-первых, знания очень быстро устаревают;
во-вторых, их объем все время возрастает;
в-третьих, они не нужны детям.
И если первый пункт – это очевидная неправда, если иметь в виду математику, русский язык или биологию, а второй пункт, как мне кажется, относится скорее не к учителям, а к авторам учебников и составителям программ, то третий пункт – это во многом правда.
Знания, которые не используются, не повторяются постоянно – очень быстро забываются, следовательно, наличие у ребенка знаний не может быть главной и конечной целью обучения. Я должен научить детей умению ОПЕРИРОВАТЬ знаниями: складывать их в систему, находить причинно-следственные связи, делать выводы, применять знания на практике.
Те знания, которые необходимы для этих процессов, будут применяться постоянно (в разных темах, поэтому их можно назвать «универсальными»);
и наоборот, для того, чтобы решить большинство задач, ученику будет достаточно этих знаний (отсюда – «фундаментальные»).
В процессе использования такие знания будут включены в систему представлений ученика об окружающем мире и станут основой его естественно-научного мировоззрения.
Ключевые компетенции
Согласно О.Е.Лебедеву, «уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания».
В качестве ключевых компетенций выделяют обычно следующие:
информационные (способы приема, хранения, оформления и передачи информации);
проектировочные (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);
оценочные (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);
коммуникативные (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).
Существует, однако, мнение, что «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными» (М.Е.Бершадский). Поэтому хотелось бы уточнить разницу между «компетентностями» и «умениями»: я согласна с точкой зрения, согласно которой компетентность включает в себя, кроме умения выполнить какое-либо действие, еще и ГОТОВНОСТЬ к его выполнению. То есть отличие, несомненно, есть, хотя и следует признать, что компетентностный подход можно рассматривать как современный коррелят традиционных для советской и российской педагогики деятельностного и дидактоцентрического подходов.
Итак, ЦЕЛЬ моей работы: обеспечение необходимого уровня усвоения учащимися систематизированных знаний по географии через развитие учебно-познавательной и информационной компетентности, формирование у учащихся способностей к самообразованию, потребностей и умений в самосовершенствовании.
ЗАДАЧИ:
- организовать деятельность учащихся по формированию навыков качественного усвоения знаний по географии;
- содействовать развитию учебно-познавательной и информационной компетентности;
- организовать деятельность учащихся по формированию навыков самореализации их личности.
Принципы педагогической деятельности
Принцип проблемности
Принцип проблемности заключается в применении определенной системы методов, приемов и средств, ставящих учащегося в ситуацию умственного поиска, побуждающего его к определенным умственным действиям, приводящим к самостоятельному усвоению сущности нового (неизвестного) знания или способа действия. Принцип проблемности является одним из ключевых в моей работе, он позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также содействовать развитию у них сразу нескольких ключевых компетенций: способности выявить проблему (а не действовать по образцу), сформулировать проблему, предложить несколько реалистичных путей ее решения, выбрать из них наиболее оптимальный и т.д. Источниками проблем могут быть, например, логика исторического развития науки; несоответствие нового учебного материала уже изученному; несоответствие учебного материала представлениям, сложившимся у ученика на основе личного опыта, просмотра телепередач, кинофильмов и т.д. Создание проблемных ситуаций, способствует возникновению дискуссии, в которой учащиеся проявляют свое отношения к обсуждаемым вопросам. Например, в 6 классе при изучении темы «Факторы (причины), влияющие на климат», учащимся решают проблемный вопрос: «На физической карте России в атласе найдите Кольский полуостров. К северу от него находится Баренцево, а к югу – Белое моря. Белое море зимой покрывается льдом, а Баренцево нет, хотя и расположено севернее. Почему?» Постепенное овладение учащимися такими приемами ведет к формированию умения решать проблемы. Например, в 10 классе - “Почему “утечка умов” превратилась в одну из форм эксплуатации развивающегося мира”, в 9 классе – “Возможно ли появление в России Дальневосточной металлургической базы”. Решение проблемных заданий положительно сказывается на результативности. Они активизируют мыслительные процессы.
Принцип научности
Реализуя принцип научности, я знакомлю учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями, по возможности приближаясь к раскрытию современных достижений географии и перспектив ее развития в дальнейшем. При этом, с одной стороны, я стараюсь реализовать в ходе обучения весь объем требований учебных программ (учитывая при этом уровень подготовки учеников к восприятию материала, их возрастные особенности – принцип доступности), а с другой – обязательно показываю, какое место данный материал занимает в системе знаний географической науки, какова была логика его открытия и изучения.
Принцип доступности
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали чрезмерных интеллектуальных, физических, моральных перегрузок. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным (это может привести к снижению интереса к учению, к тому, что не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности). Наоборот, следует учитывать принцип, выдвинутый Л. В. Занковым, который предлагал обучение на высоком уровне трудности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы создать для каждого ученика подходящий именно для него уровень трудности – это достигается разным уровнем подачи материала, заданиями разного уровня для практических, самостоятельных и контрольных работ, а также разным уровнем помощи учителя при их выполнении. Например, при изучении нового материала я обычно разделяю его на уровни – «достаточно для тройки», «достаточно для четверки», «на пятерку», «на шестерку». При выполнении различных самостоятельных работ я также даю ученикам возможность выбрать для себя задания подходящего для них уровня сложности. Наконец, при выставлении оценок я, естественно, учитываю уровень подготовки ученика и его потенциальные возможности.
Принцип наглядности
Принцип наглядности основывается на том научном факте, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. На своих уроках я применяю виды наглядности для всех типов восприятия:
зрительное восприятие (рисунки учебника, бумажные таблицы, схемы, диаграммы, показ рисунков и видеофрагментов с помощью видеопроектора, подключенного к компьютеру)
слуховое восприятие (воспроизведение с помощью колонок, подключенных к компьютеру различных звуков, например, шум прибоя)
моторное и тактильное восприятие (коллекции полезных ископаемых, гербарии, натуральные объекты, муляжи, лабораторное оборудование)
эмоциональное восприятие (рассказ об ученом, совершившем открытие, об обстоятельствах этого открытия, представление учебного материала в форме «истории из жизни» или «сказки»)
Конечно, невозможно на каждом уроке использовать все эти виды наглядности, но хотя бы один должен быть использован обязательно. Например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» я обращаюсь к рисункам учебника, рисую мелом схемы на доске, показываю рисунки и динамические схемы с помощью видеопроектора (зрительное восприятие).
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности (деятельностный подход) является, как уже было сказано выше, одной из главных составляющих компетентностного подхода к обучению. В своей работе я применяю следующие способы создания высокой учебной мотивации: - подбор определенного содержания: адекватный уровень доступности, адекватный уровень новизны, адекватный уровень проблемности, последовательность и системность изложения учебного материала, информационная насыщенность;
- подбор определенных форм и методов преподавания учебного материала: по количеству учащихся: индивидуальная или микрогрупповая; по типу уроков: - самостоятельные и практические работы; методы: проблемно-поисковые, учебные дискуссии;
- оценочный компонент: использование на уроке тестирования, проведение предварительного и итогового контроля, а также самоконтроля (например, путем выполнения разноуровневых заданий);
- связывание изучаемого материала с жизнью;
- эмоциональное стимулирование учащихся проводится мною путем создания эмоционально-творческих ситуаций в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также путем создания ситуации успеха для наиболее отличившихся учеников. Я стараюсь всячески пропагандировать их достижения, довожу до максимального количества учащихся школы информацию о наградах, полученных “географами» на городском уровне и областном уровнях; - формирование познавательных потребностей у школьников. Наилучшим образом этот способ реализуется через внеурочные формы работы: экологический кружок, подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям.
Во всех этих формах работы участвует довольно большая группа учащихся, для которых глубокие знания по географии (и, соответственно, успехи в различных соревнованиях) являются личной целью, статусным элементом и залогом поступления в хороший вуз после школы. Высокая успешность членов этой группы привлекает в нее новых учеников. Переход от обучения к самообразованию является главным содержанием деятельностного подхода, основой формирования у учащихся информационных, проектировочных, оценочных компетенций.
Для осуществления такого перехода я должна научить детей самостоятельно добывать знания путем формирования умений работать с учебником, справочной литературой, другими источниками информации, проводить опыты, эксперименты, самостоятельно наблюдать объекты живой природы
Принцип систематичности
Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет картину мира в виде системы взаимосвязанных понятий, которые постоянно актуализируются в процессе образования дополнительных связей с уже изученными понятиями и новых связей с вновь изучаемыми понятиями.
Методы педагогической деятельности
Методы обучения я выбираю, исходя из целей урока, содержания учебного материала и уровня подготовки учеников. Отдаю предпочтение проблемно-поисковому и исследовательскому методам, с помощью которых, на мой взгляд, наилучшим образом реализуются главные для меня принципы обучения – системности, проблемности, а также сознательности и активности (деятельностный подход).
Проблемно-поисковый метод
Проблемно-поисковый метод, предполагающий проблемное изложение учебного материала, учебные дискуссии, а также элементы проблемности в самостоятельных и практических работах, обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся, за счет чего повышается их познавательная активность. При этом не только происходит развитие у детей ключевых компетенций, но и достигается бóльшая прочность знаний, поскольку они добываются частично или полностью самостоятельно.
Исследовательский метод
Я стараюсь, чтобы элементы учебного исследования содержала любая проводимая мной на уроке самостоятельная или практическая работа. В наиболее же полном объеме исследовательский метод проявляется во внеурочной работе.
Приемы педагогической деятельности
Создание проблемной ситуации.
Наглядность.
Самостоятельная работа.
Тестирование.

Формы организации учебного процесса
Урочная работа
Обеспечить качественное усвоение материала возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками географической информации. Самостоятельные работы, организованные на уроках географии регулярно, позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Уровень усвоения материала я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Диагностическое тестирование провожу один раз в полугодие. Тесты разработаны мною таким образом, чтобы они содержали задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т. д.). Тесты для тематического и итогового контроля знаний составляю по уровням сложности: задания первого уровня отвечают на вопросы «ЧТО?» и «ГДЕ?». Они рассчитаны в основном на запоминание и требуют умения работы с географической картой. Задания второго уровня предусматривают ответы на вопросы «КАК?», «КАКОЙ?», «ЧТО ХАРАКТЕРНО?», «Каким образом?». Они требуют умения выделять существенные признаки объекта. Взаимосвязь между заданиями 1 и 2 уровней очевидна. Невозможно дать верную характеристику изучаемого объекта или явления без определения его географического положения. Вычленяя существенные признаки и обобщая их, учащиеся устанавливают географические связи. Кроме того, задания 2 уровня предусматривают сравнение объектов и явлений, поэтому учащиеся должны уметь находить общие черты и черты различия. Задания третьего уровня требуют ответов на вопросы «ПОЧЕМУ?», «ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ?». Они более сложные и включают в себя знания, позволяющие ответить на задания двух предыдущих уровней. При ответах необходимо умение устанавливать причины явлений, взаимосвязи между ними и географические закономерности. Таким образом у учащихся вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера, и такая система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль усвоения учебного материала, но и позволяет проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации.
8 класс. Тема: «Географическое положение России» (текущий контроль)

1. Россия расположена:
А – в северном и западном полушариях Б – в северном, западном и восточном полушариях
2. Самая восточная точка расположена: А – в западном полушарии Б – в восточном полушарии
3. Самая северная точка России находится: А – в арх. Северная Земля Б – в арх. Шпицберген В – в арх. Земля Франца Иосифа
4. Россия имеет только морскую границу с государствами: А – Норвегия и Япония Б – Япония и Китай В – Япония и США
5. На севере Россия омывается морями: А – Белое, Баренцево, Карское Б – Берингово, Карское, Лаптевых В – Балтийское, Черное, Белое
6. Широта крайней южной точки: А – 410 с.ш. Б – 410 ю.ш.
7. Крайняя восточная материковая точка: А – мыс Дежнева Б – о. Ратманова В – мыс Челюскин
10 класс. Тема: Население мира (тематический контроль)
1.Наибольшая численность населения в:
А – Индии Б – США В – Индонезии Г – Японии
2.Для стран с первым типов воспроизводства характерен (на):
А – высокий естественный прирост Б – высокий показатель детской смертности
В – низкая рождаемость Г – значительная доля детей в возрастной структуре населения
3. «Демографический взрыв» характерен для стран:
А – Канада, Австралийский Союз Б – Нигерия, Кот-д-Ивуар
В – Франция, Германия Г – Болгария, Венгрия
4. «Нулевой» естественный прирост характерен для стран:
А – Южной Америки Б – Северной Африки
В – Южной Азии Г – Зарубежной Европы
5.В половой структуре населения наибольшая доля мужчин в странах:
А – Западной Европы Б – Юго-Западной Азии
В – Северной Америки Г – Восточной Европы
6.Христианство – религия большинства населения:
А – Латинской Америки Б – Северной Африки
В – Юго-Западной Азии Г – Юго-Восточной Азии
7.Миграция населения – основной источник роста численности населения в :
А – Алжире, Египте Б – Канаде, Австралии В – Индии, Китае Г – Нигерии, Гане
8.Наиболшая плотность населения в :
А – Германии Б – Австралии В – Японии Г – США
9.Наиболее урбанизированным регионом развивающегося мира является:
А – Ближний и Средний Восток Б – Тропическая Африка
В – Южная Азия Г – Юго-Восточная Азия
10.Столицы: Канберра, Анкара, Пекин, Астана – это:
А – крупные морские порты Б – древнейшие города мира
В –не самые крупные города в своих странах Г – все ответы верны
7 класс Тема: « Атмосфера и климаты Земли»
I. Выполните тестовое задание
1 .Атмосферная циркуляция - это:
А - совокупность воздушных масс Б — общая система ветров на Земле
В - горизонтальное перемещение воздуха
2.Пояса атмосферного давления определяют распределение на земной поверхности:
А — только количества осадков Б - количества осадков и господствующие ветры
В - количества осадков, господствующие ветры и температуру воздуха
3.Максимальное количество осадков выпадает;
А - на экваторе Б - на полюсах В в тропиках
4.К ветрам общей циркуляции атмосферы относятся:
А - бризы и пассаты Б - пассаты и западные ветры В - западные ветры и бризы
5.При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией:
А - уменьшается Б - не изменяется В – увеличивается и т.д. до 10 вопросов.
II. Определите тип климата по данной характеристике: « Средние июльские температуры около + 24 С, средние январские температуры около -16° С, осадки выпадают в течение всего года».
III. Составьте описание климата Африки в районе Северного тропика:
Средние t° января -
Средние t° июля -
Мах и min зарегистрированные t° января –
Господствующие ветры в январе и в июле –
Годовая сумма осадков -.
29222704806950-1352554859655
13315957364730