Программа ОЭР тема: Роль игровых технологий в формировании субъектной позиции младшего школьника

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КГУ «Средняя школа №19»







«Роль игровых технологий в формировании субъектной позиции младшего школьника»


Выполнила: Сохор Татьяна Фёдоровна





г. Усть–Каменогорск 2015-16 г.

Проблемная тема города: «Содержательные и технологические аспекты становления субъектной позиции личности в процессе совершенствования качества образования»
Проблемная тема школы: «Возможности современных образовательных технологий в становлении субъектной позиции педагогов и учащихся в условиях модернизации образовательного процесса»
Проблемная тема методической комиссии: «Формирование субъектной позиции младшего школьника в условиях модернизации образовательного процесса»
Проблемная тема учителя: «Роль игровых технологий в формировании субъектной позиции младшего школьника»
Актуальность
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению школьных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Казахстане в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Объектом исследования является познавательная деятельность школьников при изучении нового материала на уроках.
Предмет исследования - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала на уроках диктует целесообразность использования игровых технологий при изучении нового материала, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроках. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников. 2. Экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников.
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала на уроках.
В процессе исследования будут использоваться следующие методы:
анализ научной литературы по изучаемой проблеме,
наблюдение за ходом учебного процесса,
анкетирование учащихся,
проведение пробного обучения с его последующим анализом и т.п.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ.
1. Подготовительный
2. Формирующий
3. Заключительный

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАБОТЫ.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
-разработка программы;
-Систематизация теоретических данных по развитию речевых способностей детей;
-отбор и разработка игровых технологий;
-консультаций с руководителем научно-методической работы, с школьным психологом;
-участие в постоянно действующих семинарах, творческой группы учителей;
-определение форм обобщения результатов исследования.

2 ЭТАП – ФОРМИРУЮЩИЙ.
-диагностирование уровня развития речевых и мыслительных способностей детей;
-апробация различных вариантов сочетания содержания, методов, форм обучения, воспитания и игровые технологии;
-участие в творческой группе учителей школы;
-обобщение промежуточных результатов.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
-проведение контрольных занятий;
-оценка продуктивности ОЭР;
- разработка практических рекомендаций по применению игровой технологии.
-подведение итогов работы на научно-практической конференций, опубликование полученного результата.
15