Выступление на тему Методы и приемы работы, применяемые на уроке для формирования личностных универсальных учебных действий


Методы и приемы работы, применяемые на уроке для формирования личностных универсальных учебных действий
1 Китайская притча гласит
Скажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню;Дай сделать – и я пойму.
2 Уважаемые коллеги, позвольте Вам напомнить, что УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
3 Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием
4 Сегодня мы рассмотрим личностные УУД, а также методы и приемы работы, применяемые на уроке для их формирования.
5 ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - это умение учащегося соотносить поступки и события с этическими принципами, с нормами морали и нравственности, умения, которые обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Личностные УУД делят на 3 блока:
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
6 1. Самоопределение.
Это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что я хочу, что я могу, что я делаю с удовольствием, что у меня получается хорошо, а что нет.
Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки.
Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, это представление о семейной роли, о социальной роли.
Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий.
В школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
7 2. смыслообразование.
Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
8 3. нравственно-этическое оценивание.
Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
9 С теорией определились. Перейдем к практике!
Зададимся несколькими вопросами.
Вопрос первый.
Как определить личностные УУД? Где мы с ними встречаемся в учебном процессе?
10 В качестве примера определения личностных УУД рассмотрим известный многим советский мультфильм под названием «Котенок с улицы Лизюкова». Этот пример поможет нам понять, что с личностными УУД мы сталкиваемся постоянно, и все наши уроки наполнены возможностями их развивать.
11 Коротко напомним содержание этого мультика.
В Воронеже на улице Лизюкова живёт котёнок Василий, которому постоянно приходится спасаться от щенка, и поэтому он мечтает превратиться в такого зверя, которого бы все боялись. В этом ему помогает ворона-колдунья. Кот переносится в Африку и превращается в бегемота[3]. Произошедшее не вызывает у него особого восторга, но надо как-то жить дальше: котёнок-бегемот знакомится со слонихой, ссорится со львом, спасает страуса от крокодила, переживает наводнение.
Однажды в их места залетает та самая ворона, которая возвращает Васе первоначальный вид и возвращает его домой. Теперь он не боится щенка, а сам пугает его своим рыком.
Кстати, в 2003 году в Воронеже на улице Лизюкова был открыт памятник котёнку Василию
12 Какие же личностные УУД мы можем найти в этом мульфильме и что полезного он транслирует?
Определим по категориям УУД.
Категория Самоопределение
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности
Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий
13 Категория Смыслообразование
Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий
14 Категория Нравственно-этическая оценка
Уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну
Выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома
15 Зададимся вторым вопросом.
Как сформировать личностные УУД на уроке?
Приведем примеры для конкретных дисциплин. Все указанные ниже примеры разработаны нашими учителями и успешно реализуются на уроках.
16 Начнем с математики.
17 В теме Диаграммы предлагается решать задачи по практическому применению. Например, составить диаграммы продолжительности жизни животных…
18 …или дальности перелета птиц. Это стимулирует мотивацию учения, формирует способность давать оценки явлениям и повышает познавательный интерес.
19 Другой пример. Вычисление по химическим уравнениям .Здесь реализована постановка вопросов и формулировка задач с целью расширения кругозора учащихся.
Задачей ставится осуществление на данном учебном материале связи математики и химии, формирование причинно-следственных связей явлений.
Воспитание интереса к предмету через умение видеть прекрасное в пропорциональности окружающего мира.
20 Физика
21 В 8 классе детям сообщается о том, что врачи для исследования горла или зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. Однако зеркальце очень быстро запотевает. Так же запотевают стекла очков и стекла автомобилей. Учащимся предлагается выяснить, почему и при каких условиях это происходит, предложить свой способ борьбы с этим явлением.
В беседах об автомобилях формируется экологическое сознание.
В беседах о врачах и медицине формируется знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
22 На своем сайте я организовал фотоконкурс. На конкурс принимались фотографии с оригинальными названиями, посвященные физике природных явлений.
Было открыто голосование за лучшую работу
Стимулируется мотивация учения, дает возможность творчески проявить себя, формируется умение демонстрировать свое видение заданной темы, а при голосовании – умение давать адекватную оценку другим
23 Также на сайте сейчас публикуются задачи, придуманные, составленные и оформленные детьми. Тема звучит так: «Достопримечательности Москвы в физических задачах». При составлении своей задачи обучение конкретной темы делается осмысленным! Выбор достопримечательности и иллюстрации к задаче дает возможность проявить свою оригинальность, а необходимая историческая справка, которая обязательно приводится в задаче, позволяет узнать много нового о столице нашей Родины, ее истории, что помогает в формировании гражданской позиции, в воспитании чувства патриотизма.
24 Химия
25 В 8 классе учащимся предлагается следующее задание.
Составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний
- в работе родителей
Применение химии на кухне
- в ванной
- во время ремонта
26 9 класс
Жизнь и значение работ Д.И. Менделеева (дополнительный материал)
Подготовка сообщений на тему «Добыча нефти в нашей стране и проблемы экологии»
27 Музыка
28 Хоровое исполнение гимна России
Исполнение песен о героических событиях истории Отечества
Подборка стихов и рассказов, соответствующих настроению музыкальных пьес и песен
29 Изобразительное искусство
30 И, наконец, вопрос третий.
Как провести диагностику личностных УУД?
31 Для диагностики личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений и др.
32 Подведем итоги
Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении людей и самого себя.
33 Спасибо за внимание!