Доклад на тему «Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках изобразительного искусства в свете введения ФГОС»


«Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках изобразительного искусства в свете введения ФГОС»
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника школы - самостоятельной, активной, гармонично развитой личности. Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их.
В качестве средств активизации выступают:
содержание учебного материала;
личные качества учителя;
действия учащихся по осознанию и разрешению учебной проблемы;
методы и формы организации учебной деятельности;
материальная база учебного процесса и др.
С введением ФГОС учителям пришлось пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Основная задача учителя: помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить» – такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Необходимо делать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить познавательные интересы учащихся.
Специфика образовательной области «Изобразительное искусство» позволяет успешно развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Для активизации познавательной деятельности на уроках использую следующие приемы:
Приём «Отгадай загадку, ребус». В начальных классах к каждой теме урока есть загадка, используемая мною как приём актуализации знаний, введения в тему урока, постановки проблемы, подсказки для самостоятельного определения детьми целей и задач урока. Например, для определения темы урока «Хоровод дружбы» детям необходимо отгадать загадку, ребус и назвать тему урока:
Люди разные живут,
Всех других к добру зовут,
Хороша у слова служба –
Слово звучное то -……… (дружба)

После определения темы урока учащиеся активно участвуют и в постановке целей и задач урока, что также является требованием к организации урока в формате ФГОС. Кроме загадок в начале урока активно использую различные отрывки из стихотворений русских, татарских, башкирских поэтов для размышления учащихся над новой темой урока.
Приём «Сообщи о своём Я». Задание на устное моделирование сюжета будущего рисунка, когда ученик перед самостоятельной работой предварительно высказывает своё мнение о выполнении задания: «Я бы начал рисунок с…..», «Для передачи настроения я бы использовал….», «Для передачи образа я бы применил технику…» В данном случае учащимся дается возможность выбора сюжета, графического материала для реализации собственного замысла.
Прием «Сравни изображения». В 5 классе при изучении характерных особенностей национальных костюмов русского, татарского, башкирского народов дается задание сравнить и найти отличие и сходство в элементах костюмов, в орнаментах, в цветовых сочетаниях. Здесь учащиеся учатся анализировать, обобщать материал, делать собственные выводы.
Прием «Передай музыку». При изучении темы «Абстракция. Мое настроение» даю прослушать отрывки различных по характеру музыкальных произведений: лиричных, веселых, торжественных, напряженных («Времена года» П. Чайковского) и прошу выразить в цвете вначале устно, а затем практически разные музыкальные вариации. Во время практической работы часто используется фоновая классическая музыка.
Прием «Вырази эмоцию, ощущение». Прием на развитие воображения, фантазии. Прошу перечислить человеческие эмоции и ощущения: радость, счастье, боль, страх, тепло, холод и передать их цветовое сочетание. Чаще всего дети теплыми цветами выражают все позитивное, а холодными негатив. Боль выражают красным цветом.
Прием «Найди ошибку». На основе выполненных ранее другими учащимися работах по заданной теме прошу найти ошибки в композиционном решении рисунка.
Прием «Оцени рисунок». Ученикам дается задание оценить работу одноклассника, собственный рисунок устно и с помощью аплодисментов.
Для развития и поддержания познавательного интереса учащихся использую игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии.
Включение учащихся в проектную деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектной деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность. Например, при изучении народных костюмов учащиеся на протяжении трех уроков рисуют людей в национальных русских, татарских, башкирских костюмах, готовят самостоятельно выступления о культуре, традициях и обычаях этих народов, а в конце мини-проекта создают коллективную композицию на тему «Праздник Сабантуй» или «Хоровод дружбы» на большом формате из двух ватманов.
Одним из способов развития познавательной активности является применение на уроках нетрадиционных изобразительных техник рисования: монотипия, граттаж, тиснение. Детям нравится рисовать, используя одновременно масляную пастель и акварель, не просто рисовать, а отпечатывать рисунок и тд.
Современный учебный процесс невозможен без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Получение информации и её обработка электронным путём современным школьникам интереснее, чем дополнительная литература. Они с удовольствием создают тематические презентации о творчестве известных художников, для анализа художественных произведений.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся важно, чтобы через весь урок проходила установка на успех, ведь отрицательные эмоции мешают творчеству.
Очень важно создать атмосферу доверия, сопереживания ученику, помочь ученику снять чувство страха, оказать помощь, дать совет, как лучше выполнить планируемое. Авансирование ученика, с выделением его достоинств в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Поэтому тестовые задания по изобразительному искусству, которые я предлагаю детям, всегда заканчиваются фразами: «Желаю удачи!», «У вас всё получится!», «Вы все сможете!»
Практика показывает, что для появления и укрепления познавательных интересов учащихся необходимо:
ставить учащихся перед противоречиями при помощи метода проблемных ситуаций,
показывать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни,
раскрывать перед учащимися возможность применения приобретённых знаний в школе, в жизни, при решении бытовых и практических вопросов,
вводить задачи на догадку, развитие сообразительности,
развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активного наблюдения, воображения,
развивать коллективный анализ процесса и работы отдельных учащихся,
использовать широкий кругозор отдельных учащихся, как дополнительный источник знаний для других.
Опираясь на свой опыт и опыт педагогического сообщества, я могу сделать вывод, что процесс развития познавательной активности обучающихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться в соответствии с требованиями стандартов второго поколения на основе личностно ориентированного подхода.