Мониторинг качества образования на уроках истории и обществознания как условие формирования субъектной позиции ученика и способ рефлексии педагога


Каламов Жорабек Аманжолович
учитель истории ГУ «Абайская СОШ», Иртышский район, Павлодарская область
Мониторинг качества образования на уроках истории и обществознания как условие формирования субъектной позиции ученика и способ рефлексии педагога
При целевой установке на формирование нового качества образования необходима новая технология контроля и диагностики общеучебных и специальных ЗУНов обучающихся, ориентированная не столько на количественные, сколько на качественные изменения в образовательной траектории школьников, позволяющей содействовать формированию субъектной позиции ученика, а одновременно позволяющей произвести рефлексию учителю. Такой технологией является мониторинг качества образования.
Для реализации данной технологии необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные принципы мониторинга ЗУН в школе.
2. Разработать методику осуществления технологии мониторинга с учетом целевых установок на развитие познавательного интереса и формирование субъектной позиции ученика применительно к предмету истории и обществознания.
3. Соотнести результативность мониторинга с учебными достижениями для осуществления рефлексии педагогической деятельности.
Методика реализации технологии мониторинга.
Практическая реализация мониторинга как новой информационной технологии предполагает прохождение следующих этапов:
- формирование цели мониторинга и её конкретизация в задачах,
- определение системы контроля. Система контроля предполагает наличие следующих элементов:
типа контроля: входной (начальный) - текущий - тематический - рубежный (промежуточный) - итоговый - выходной (выпускной, экзаменационный);способов контроля (устный (индивидуальный, групповой, фронтальный, взаимоопрос), письменный (сочинение, диктант и т.д.), графический (рисунки, схемы и др.), игровой (кроссворды, олимпиады, нетрадиционные уроки), тестовый (альтернативный, многовариантный, порядковый, конструктивный, распределительный);критерии оценки (в зависимости от шкалы оценок: балльно-оценочная, цветовая шкала оценок, зачетная система, портфолио и др.), подведение итогов контроля [1].
Официально принятая 5-балльная шкала оценок не является объективной оценкой качества деятельности ученика и учителя. Для качественной работы необходимо добиться на каждом этапе обучения определенного единого уровня успешности; если же установлено, что при тематическом контроле менее 85% учеников овладело целью, необходимо повторение изученного, чтобы перейти к новому разделу. Рекомендуется также выделять уровни затруднений: если общее количество баллов класса за тест не превышает 5% от максимально возможного, это 1-ый (низкий) уровень, 5-15% - 2-ой (средний), 15-25% - 3-ий (высокий), более 25% - 4-ый (высший). Если уровень успешности ниже третьего, необходимо закрепить пройденный материал.
Для обобщения результатов мониторинга заранее планируется система отслеживания, которую можно занести в таблицу:
Класс Четверть Учебный раздел Вид контроля Предмет контроля (ЗУНы) Форма контроля Отметка о выполнении

Чтобы отследить степень обучаемости отдельных учеников, составляются матрицы результатов:
№ п/п Ф.И. уч-ся Кол-во баллов Макси-
мально возможное
кол-во баллов Кол-во баллов уч-ся за тест Отметка по 5-балл. системе Повтор-
ный тест
Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест ... 1. 5 6 4 ... 74 63 4 -
Суммарное кол-во баллов за тест 52/60 85/120 84/90 ... Уровень затруднений 2 4 1 ... Учет индивидуальных результатов можно вести по индивидуальным матрицам:
Класс ____________
Ученик ___________
Учитель __________
Учебная единица Тесты Письменные задания Повторный тест Итоговая оценка
1 2 3 1 2 3 Оценка мониторинга
Мониторинг характеризуется своей технологичностью и практической важностью как для повышения качества ЗУН ученика, так и для рефлексии труда педагога. Но у мониторинга есть и недостатки: его трудоемкость, степень эффективности, пассивная роль учеников. Возможными путями преодоления трудоемкости мониторинга видятся использование ИКТ и развитие самоконтроля учеников[2].
Для достижения цели своей педагогической деятельности – содействие развитию познавательного интереса учащихся на основе оптимальности использования принципов успешного обучения и адаптации современных педагогических технологий – можно выделить следующие задачи, а, значит, и соответствующие предметы мониторинга, позволяющие произвести рефлексию педагогической деятельности:
1. Исходя из того, что интерес к познанию активизируется, как правило, при определенном базовом уровне ЗУН («аппетит приходит во время еды!»), то становится важным, чтобы показатели качества обученности повышались в процессе обучения. Таким образом, предметом мониторинга для определения результативности в рамках первой задачи качества знаний, уровень ЗУН по предмету.
2. Для развития познавательного интереса важной задачей педагога становится формирование сознательной мотивации, положительного отношения к предмету, личности учителя, а также создание психологической комфортности при обучении через конструирование ситуации успеха и диалогового стиля общения. С этой целью предметами мониторинга становятся: степень интереса учащихся к предмету и отношение к личности учителя. В первом случае учащимся предлагается ранжировать названия предметов по степени значимости, а во втором – оценить ведущие педагогические качества учителя по заданным вопросам в соответствии со шкалой оценок. Для ведения конструктивного диалога помимо общеучебных умений (грамотно выражать свои мысли по теме, слушать собеседника, аргументировать точку зрения, самостоятельно мыслить и т.д.), важно сформировать специальные ЗУНы (терминология, фактология, на которых и будут основаны гипотезы, аргументы), которые и призван отследить мониторинг[3].
3. Наконец, самой высокой задачей в рамках развития познавательного интереса является формирование потребности в самообразовании, самопознании и реализация интересов и творческих способностей учащихся. Для этого уместно проводить мониторинг степени инициативности учащихся и их творческих умений и навыков, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
В итоге названные задачи, предметы мониторинга и его результаты можно обобщить в таблице, которая поможет осуществить педагогу рефлексию его педагогической деятельности и во многом обеспечит успешное прохождение аттестации[4].
Таким образом, мониторинг качества образования – это огромное поле, позволяющее проявить и ученику, и учителю его сущностный потенциал, а также инструмент, помогающий педагогу проанализировать и обобщить накопленный опыт при продвижении к своей цели в рамках повышения качества образования.
Построение системы контроля способствует  не только организации мониторинга  для учителя, но помогают  ученику, и родителям увидеть динамику результатов деятельности[5].  
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Результативность
Основной подход к вопросу об использовании технологии мониторинга заключается в следующем: мониторинг является не самоцелью, а инструментом достижения качества результатов, наглядным показателем педпрактики учителя, ее рефлексией.
Предъявленная технология помогла в достижении следующей результативности:
Сведения о динамике учебных достижений учащихся за 2013-2016 гг.
1. Средний балл, полученный учащимися по предметам:
Учебный год История Казахстана Всемирная история Обществознание
2013-2014 3,7 3,7 3,8
2014-2015 3,8 3,8 3,9
2015-2016
I четверть 3,8 3,9 3,9


Результативность по годам:
№ ФИ ученика Класс Наименование конкурса Результат
2012-2013 учебный год
1. Сагадатов Султанбек 9 класс Районный конкурс научно-исследовательских работ I место
2. Олжагельдинов Берик 9 класс Районная предметная олимпиада (история Казахстана), участник областной олимпиады II место, сертификат
3. Байниязов Нуржан 10 класс Районная предметная олимпиада (история Казахстана) III место
2013-2014 учебный год
1. Олжагельдинов Берик 10 класс Районная предметная олимпиада (история Казахстана), участник областной олимпиады II место, сертификат
2. Байниязов Нуржан 11 класс Районная предметная олимпиада (история Казахстана), участник областной олимпиады II место, сертификат
3. Олжагельдинов Берик, Сагадатов Султанбек 10 класс Районный конкурс научно-исследовательских работ Сертификат
2014-2015 учебный год
1. Сагадатов Султанбек 11 класс Районная предметная олимпиада (история Казахстана), участник областной олимпиады I место, сертификат
2. Брижан Яна, Гречина Аурика 9 класс Участница районного этапа конкурса научно-исследовательских работ Сертификат
3. Долгошей Виталий 10 класс Участник районной предметной олимпиады по географии Сертификат
4. Гречина Аурика 9 класс Участница международного конкурса научно-исследовательских проектов «Салют Победа». Сертификат
2015-2016 учебный год
1. Брижан Яна, Гречина Аурика 10 класс Районный этап конкурса научно-исследовательских работ Диплом
I место
       
Эффективность опыта работы изучалась при помощи педагогического наблюдения, статистического анализа, анализа участия учащихся в НОУ, в предметных конкурсах и проектах, в работе творческих объединений при помощи диагностирования уровня интеллектуальной и творческой активности.
  Показателями проявления  качества знаний стали:
- позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние годы;
- позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по  учебным предметам.
 Показателями проявления гражданских качеств, стали:
- активное участие в делах класса и школы, преобладание коллективистских мотивов.
    Показателями проявления творческих качеств, стали:
- участие в исследовательской и краеведческой работе, в НОУ
- участие в конкурсах, играх и викторинах.
Таким образом, мониторинг - процесс отслеживания результатов педагогического общения между учителем и учеником, при котором используются разные формы и методы контроля, а среди приоритетных результатов выделяются не столько количественные или сравнительно-количественные (степень обученности), а качественные и сравнительно-качественные (степень обучаемости) с последующей диагностикой, корректировкой и прогнозированием будущей педагогической деятельности, что является результативностью не только деятельности самого учащегося, но и показателем эффективности педагогической практики учителя, его рефлексией.
Список литературы:
Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель- ученик». – М., 1999.
Кукуев А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления УВП. – «Завуч», 2000, №8, с.10-22.
Лазукова Н.Н. Использование технологического подхода в обучении истории.- «Преподавание истории в школе», 2001, №1, с.59-67.
http://referat.znate.ru/text/index-35484.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/28/monitoring-obrazovatelnykh-dostizheniy-na-urokakh-istorii