ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Три сигнальных огонька (дошкольный возраст)


Министерство образования и науки Республики Татарстан
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №9" города Агрыз Агрызского муниципального района РТ
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
"Три сигнальных огонька"
Автор - составитель: Гараева Эльвира Фаридовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Рецензент:
И.З. Хабибуллина
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и
психологии им. З.Т. Шарафутдинова
ФГБОУ ВПО «НИСПТР»
г. Набережны Челны Р.Т.
13.10.2014г.
Пояснительная записка
Дидактическое пособие «Три сигнальных огонька» посвящено важной проблеме – обучению детей правилам дорожного движения…
Актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчёркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей.
Дошкольные образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания дошкольников, где они могут и должны получить необходимые знания, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Данное пособие поможет педагогам в игровой форме знакомить детей дошкольного и младшего школьного возраста с правилами безопасного поведения на улицах и дороге, поможет вступить в игровое взаимодействие и диалог со сверстниками, развить коммуникативную сферу.
Цель: сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Познакомить детей дошкольного возраста со светофором, с правилами безопасного поведения на улице и дороге.
Развивать связную и диалогическую речь, обогащать активный словарь детей дошкольного возраста.
Систематизировать, закреплять и обогащать знания детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения на улице и дороге, сигналах светофора.
Воспитывать у детей дошкольного возраста навыки осознанного безопасного поведения на улице и дороге через театрализованную деятельность.
Краткое описание изготовления пособия
"Три сигнальных огонька"
Для данного пособия изготовлены три куклы. Они изготовлены по типу куклы – перчатки.
Головы кукол изготовлены способом папье-маше и раскрашены гуашью, глаза - пуговки, волосы сделаны из ниток. Носик каждой куклы сделан из лампочки от новогодних гирлянд: красного, желтого, зеленого цветов, к которым подведены провода от батареек. Батарейка прикреплена к платью куклы изнутри. Костюм и волосы такого же цвета, что и носики (в соответствии со световыми сигналами светофора). Когда кукла хлопает, замыкаются провода и лампочка-носик, загорается.






Пример первого знакомства детей с пособием:
Цель: учить детей дорожной терминологии "светофор". Познакомить с важностью светофора, и о том, что означают его световые сигналы. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность, умение анализировать дорожные ситуации.
Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.
Инспектор ГИБДД:
«У дороги, словно в сказке,
На столбе живет трехглазка. Все мигает и мигает,
Не на миг не засыпает».           (Светофор)

-Вы, ребята, отгадали. Это - светофор, главный помощник на дороге. Но, что такое, что случилось, что-то здесь зашевелилось. (Трясет «коробку - светофор")
-Ребята, а светофор-то ожил.(Открывает коробку)


- Посмотрите, это три брата, три сигнальных огонька.
Красный:(загорается красный «носик- лампочка")

Это я – Красный. Вид я грозный напускаю, ехать дальше запрещаю.
Красный свет - сигнал тревоги,
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге
Оставайтесь на местах!
Даже если вы спешите
На работу иль в кино,
Подождите, подождите, подождите все равно!
Воспитатель:
Есть у красного сигнала
Братец верный - желтый свет
Желтый свет - предупрежденье
Жди сигнала, ходу нет.
Красный:
Эй, Желтый, выходи!
На ребят, ты погляди, да и себя ты покажи.
Желтый:(загорается желтый " носик- лампочка")

Все внимание!
Все внимание!
Говорит вам желтый свет:
-объявляю вам заранее: перехода больше нет!
Не спешите! Потерпите до зеленого огня! ...
А вот и третий братец наш
Он подменит нас сейчас.
Воспитатель:
Светофор мигнул - и раз -
Вдруг открыл зеленый глаз:
Вот теперь идите смело.
Пешеходам путь открыт!
Зеленый:(загорается зеленый «носик- лампочка")

Проходите, разрешаю,
Не беда, что я один,
Я надежно защищаю
От трамваев и машин! …
Сценка про светофор.
На сцену выходит ребенок в костюме светофора и трое ребят с куклами (красный, желтый, зеленый)
Светофор:
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.
Сигналы (хором):
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Красный:
Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
- Жди!
Увидишь если желтый
В середине свет.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!

Предлагаю некоторые игры, которые можно провести на основе этого пособия:
Подвижные игры:
"Найди свой гараж";
"Регулировщик и светофор";

Дидактические игры:
«Помощник на дороге»;        
«Знакомство со светофором»;
«Помоги светофору найти огоньки»;
«Светофор. Движение по сигналу»; и т.д.

Сюжетно-ролевые игры:
«Водитель»;
«Автобус»; и т.д.

Музыкальное развлечение


Дидактическое пособие может использоваться педагогами для
реализации образовательных областей:
«Познание»
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста со светофором, с правилами безопасного поведения на улице и дороге;
«Коммуникация»
Цель: Развивать связную и диалогическую речь, обогащать активный словарь детей дошкольного возраста;
«Безопасность»
Цель: систематизировать, закреплять и обогащать знания детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения на улице и дороге, сигналах светофора;
«Социализация»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста навыки осознанного безопасного поведения на улице и дороге через театрализованную деятельность
Список литературы:
Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б., Безопасность - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
Ахмадиева Р.Ш., Воронина Е.Е., Миниханов Р.Н., Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие - Издание ГУ "НЦ БЖД", 2008 - 324с.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2006 – 94 с.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2001 – 51 с.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2012 - 64 с.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007
Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.