Перспективное планирование. Образовательная область Коммуникация. Старший дошкольный возраст. В соответствии с требованиями ФГТ.

Образовательная область «Коммуникация»
Старший дошкольный возраст.
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
Содержательность и связность речи (диалога, монолога);
Развитие речевого творчества, выразительность речи;
Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
Подготовка к чтению, чтение.

Задачи воспитания и развития детей:
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми с сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
Способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребёнка посредством осознания своего социального положения в детском обществе и во взрослом окружении.


Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности – метафоры, образные сравнения, олицетворения.
Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
Развивать умения письменной речи.
Задачи на практическое овладение нормами речи:
Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника.








Формы работы
занятия по развитию речи в группах. - речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).
беседы с опорой на зрительное восприятие и без.
хороводные, пальчиковые игры.
игры-драматизации, сюжетно-ролевые.
коммуникативные игры.
театрализованные игры.
игры с правилами.
разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.
чтение, рассматривание иллюстраций.
образцы коммуникативных ходов взрослого.
тематические досуги.
совместная продуктивная деятельность детей// детей и взрослых.
занятия с логопедом.
мимическая, логоритмическая, артикуляционная гимнастики.
праздники.
экскурсии.


Квартал

п./п.
Разделы
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов
Образовательная деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность
детей
Совместная деятельность
с семьёй

ОСЕНЬ
1)
Сентябрь «Мой дом, моя семья»



Формирование
словаря
Дидактические игры: «Настроение», «Собери дочку (сыночка) в детский сад.
Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики», «В комнате», «Я хочу построить дом», «Моя семья», «Братцы».

Дидактические игры:
«Узнай игрушку», «Чудесный мешочек» (игрушки), «Назови ласково» (имена членов семьи, друзей), «Что не стало» (игрушки), «Чего не хватает». «Мой дом», «Назови ласково» (о доме, его частях), «Кошкин дом», «Две сестрёнки»
Игры-драматизации: «Изобрази, как на картинке», «Узнай, про кого я расскажу».

Игры с правилами:
«Я знаю три десять имён девочек и десять имён мальчиков», «Семья».
Настольно-печатные игры: «Подбери нужные слова», «Подбери пару», «Вопрос-ответ», «Ассоциации».
Совместная продуктивная деятельность: коллективный рисунок «Наша группа», лепка «Мой друг».
Совместная игровая деятельность: «Построим детский сад для матрёшек».
Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
Наглядные формы работы: создание речевого уголка для родителей, который содержит практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха, как позаниматься дома по лексической теме и др.).




Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о Весёлом Язычке», «Вкусное варенье», «Оближем губки», «Улыбка», «Заборчик».
Скороговорки, чистоговорки: Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель на щи. // Петя был мал и мяту мял. Увидела мать, не велела мять. // Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня. // Дарья дарит Дине дыни.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Что неверно?», «Правда или нет?», «Сколько слов?», «Кто лучше слушает?», «Придумай необычные слова», «Каждому предмету своё место».
Речевые упражнения и задания: упражнять в дифференциации звуков [Ч] и [Ц], отрабатывать отчётливую дикцию, «Найди звук, какой назову».
Дидактические игры:
«Цепочка слов», «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Как их зовут?», «Найди первый звук», «Громко -шёпотом», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий», «Про двух друзей», «Что собирали братья?», «Где твоё имя, догадайся!», «О поездке трёх друзей».
Упражнения для губ: поочерёдно складывать губы в трубочку и растягивать в улыбку; «причёсывать» верхними зубами нижнюю губу.
Упражнения для нижней челюсти: поочерёдно то открывать, то закрывать рот; опускать нижнюю челюсть вниз и в этом положении удерживать её 5 секунд.
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): посасывать высунутый и зажатый губами язык; вылизывать столовую, десертную и чайную ложки.
Игра-драматизация: «Изобразим поссорившихся друзей».

Информационный стенд: «Город ЗВУКОВ и БУКВ».

Консультация у логопеда: «Артикуляционная гимнастика. Какие артикуляционные упражнения можно выполнять вместе с ребёнком дома».

Индивидуальный экран звукопроизношения (помещается в индивидуальную тетрадь каждого ребёнка) показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звукопроизношения.



Грамматический строй речи
Беседы: «Наш дом», «Как был сотворён мир. Дни творения».

Сценарии активизирующего общения: упражнять в образовании формы родительного падежа; упражнять в словообразовании.
Разучивание: фамилия, имя, отчество родителей, домашний адрес.

«Домашняя игротека».



Связная
речь
Творческое рассказывание: «Поговорим по телефону».
Чтение с последующим обсуждением: «Я маму свою обидел» Э Мошковская, «Поссорились» А.Кузнецова, «Две подружки» Н.Дурова, туркменская сказка «падчерица».
Чтение с рассматриванием иллюстраций:

Дидактические игры:
«Что за предмет? Опиши его».
Беседа: «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Творческие задания: составь рассказ на темы «хорошо у нас в саду», «Наша группа», «Моя семья»,»Я и мои друзья».
Экскурсии: в младую группу. Рассказать детям, почему так хорошо ходить в наш детский сад.
Досуг:
Экспериментирование:
Проектная деятельность: проект «Семья».
Цель: формировать у детей понятие «семья».
Задачи:

· Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.

· Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

· Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

· Развивать коммуникативные навыки детей.

· Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание детьми информации о своей семье.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Проект «Секреты бабушкиного сундука».
Проект «Мои друзья».
Проект «У нас в нескучном саду»
«Домашняя игротека»: «Мама, папа, я – целая семья», «Он и она».


2)
Октябрь «Мир растений»



Формирование
словаря
Речевые дидактические игры: «Кто больше слов скажет», «Какие бывают иголки?», «Шишка».
Пальчиковая гимнастика: «На окне цветок колючий», «Письмо подснежников», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Корни растения», «Солнечные лучи», «По грибы», «Апельсин», «Букет цветов», «Урожай», «Осень» и др.
Чтение: рассказы об осени, С. Есенин «Берёза».
Разучивание: стихотворение Е. Трутневой «Осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Беседа: «Плоды приносит осень», «Соломенная кукла и зёрнышки».
Отгадывание загадок: Стоят в поле сестрички: жёлтый глазок, белые реснички. // Аналогичные загадки об осени, фруктах, ягодах, цветах, кустах, деревьях, грибах и обо всём, что связано с миром растений.
Дидактические игры:
«Что бывает осенью?»,
«Один – много» (листья, фрукты, овощи и др.), «Осенние листья», «Чудесный мешочек» (овощи), «Загадки Зайца», «Назови ласково» (фрукты, овощи и др.), «Какой овощ пропустили?», «Поварёнок», «Что в корзинке?», «Соберём фрукты в саду», «Разрезанные картинки» (фрукты, овощи, грибы, цветы и др.), «Составь букет», «Где что зреет?»
Игры-драматизации: «Расскажи, я угадаю», «В гостях у сказки» (сказки с заместителями).

Настольно-печатные игры: «Магазин», «Сказочный лес», «Про растения», «Мир растений», «Ассоциации», «Подбери пару».
Сюжетно-ролевая игра:
«За покупками в магазин»
Совместная продуктивная деятельность: коллективный гербарий на тему «Дары осени».
Совместная игровая деятельность: «Ваза с фруктами» (лепка), «Дары с огорода» (лепка)
Самостоятельная художественно-речевая деятельность: «Придумаем сказку про слова».
Экспериментирование с природным материалом: работа с микроскопом, лупой.




Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Грибок».
Скороговорки, чистоговорки: Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к порожку дорожка из горошка. // на дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова – не коли дрова на траве двора
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Клички животных», «Может так быть или нет?», «Найди и назови нужное слово», «Отгадай, что это?», «Выдели из фраз нужные слова», «Слова могут звучать громко и тихо», «Слова могут звучать быстро и медленно».
Речевые упражнения и задания: закрепить правильное произношение звуков [С] и[Ш], научить детей дифференцировать эти звуки на слух, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации, «Найди звук, какой назову», «Звонкий-глухой».
Имитационные упражнения:
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Как говорит Таня?», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий», «Чей рассказ лучше?», «Если б мы были художниками».
Упражнения для губ: «Причёсывать» нижними зубами верхнюю губу; втягивать обе губы в рот.
Упражнения для нижней челюсти: медленно открыть рот, подержать его в таком положении несколько секунд, затем медленно закрыть; имитировать зевание.
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): снимать кончиком высунутого языка каплю с ложки.
Досуг: «Защитите ель и сосну».
Игра-импровизация:
Игра-драматизация:
Театрализованная деятельность:




Грамматический строй речи
Пояснение, исправление, повторение.
Дидактические игры: «Назови одним словом»
Речевые тренинги (упражнения):
Беседы:
Разучивание стихов: К. Чолиев «Деревья спят», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (из «Евгения Онегина»).
Сценарии активизирующего общения: «Опять про мишкину учёбу».

Театрализованная деятельность: «В гостях у лесника».

«Домашняя игротека»: «Один – много», «Много - один», «Огромный – большой - маленький».



Связная
речь
Творческое рассказывание: «Интервью у осеннего леса».
Чтение Я. Тайц «По грибы» с последующим пересказом.

Беседы:
О лесе и его растительном мире,
Дидактические игры:
«Найди пару», «Узнай на вкус», «Соберём фрукты в саду».
Составление описательного рассказа по картине: «Ежи».
Творческие задания: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Сочинение сказок от имени природных объектов.
Подбор и составление альбома пословиц и поговорок об осени.
Экспериментирование: опыты по проращиванию семян, ржи, пшеницы.
Игры-импровизации:
Проектная деятельность: проект «Золотая осень».

Консультация у логопеда: «Развитие связной речи старшего дошкольника».


3)
Ноябрь «Мир Животных»



Формирование
словаря
Речевые дидактические игры: «Придумай рифму к словам», «Подбери синоним», «Назови антоним» (прилагательные и глаголы». «Кого можно гладить?».
Пальчиковая гимнастика: «Пять утят», «Рыбки», «Улитка», «Котята», «У жирафов», «Поросята», «Два козлика», «Зайцы», «Серенький козёл», «Змейка», «Кролик», «Черепашка», «Мишка», «Найди животных», «Это звери» и др.
Чтение: рассказ В. Бианки «Купание медвежат», рус. нар. сказка «Царевна-лягушка», Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца - длинные уши».
Разучивание: С. Городецкий «Пять маленьких щенят».
Беседа: «Журавлики летят», «Чудесная птица».
Отгадывание загадок: Рыжая, с пушистым хвостом. Живёт в лесу под кустом. // Аналогичные загадки о животных домашних и диких, о животных севера и жарких стран, о птицах, рыбах, рептилиях и других обитателях фауны
Дидактические игры:
«Кто как кричит?», «Помоги маме найти своих детёнышей», «Назови ласково» (животные), «Один-много» (с животными и их детёнышами, птицами, рыбами), «Кто где спрятался» (места обитания животных), «Разрезные картинки» (животные), «Птичий двор», «Лисьи прятки», «В лесу», «Помоги Незнайке», «Каждую птицу на своё место», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Кто где живёт», «Подводный мир», «Перелётные и зимующие птицы».
Игры-драматизации: словесная игра «Представь себе» (элементы мимики, пантомимики).
Совместная игровая деятельность со строительным материалом: «Построим голубятню»
Игры с правилами:
«Мяч бросай и животных называй», «Я знаю три названия животных», «Животные и их детёныши» (с мячом).
Настольно-печатные игры: «Домашние животные», «Дикие животные», «Ферма», «Кто где живёт», «Подводный мир», «Перелётные и зимующие птицы», «Зоолото», «Весёлые зверята», «Ассоциации», «Подбери пару», «Домашние любимцы».

«Домашняя игротека»: «У кого какая шуба?», «У кого что есть?», «Чей хвост, чья голова?», «Кто как передвигается?», «Артисты», «Кто как голос подаёт?», «Кто чем питается?».



Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Птенчики», «Киска сердится», «Змейка», «Лошадка», «Хоботок», «Кролик», «Поймаем мышку», «Индюки болтают».
Скороговорки, чистоговорки: Ждут воробьи у кормушки кормёжки, принёс им Маркушка в кармашке морошки. // От топота копыт пыль по полю летит. // Пётр Петров, по прозванию Перов, купил птицу-перепелицу; понёс по рынку – просил полтинку, подали пятак – он и продал так. // Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. // Этот зверь зовётся лама. Лама-дочь и лама-мама. // Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку. // Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Какой звук есть во всех словах?», «Волшебный замок», «Рассказ о зайце», «Подарки лесным зверюшкам».
Речевые упражнения и задания: «Найди звук, какой назову», «Устроим зоопарк».
Имитационные упражнения: изобрази, как кричит корова, лошадь, свинья, петух и др.
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий».
Упражнения для губ: втягивать углы рта поочерёдно; вытягивать губы вперёд «хоботком».
Упражнения для нижней челюсти: рот приоткрыть, затем полуоткрыть, открыть как можно шире, затем также поэтапно закрыть.
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): сворачивать язык трубочкой, а потом распластывать на нижней губе.
Упражнения для мягкого нёба: широко открыть рот и произносить звук [а]; проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых губах.
Гимнастика мимико-артикуляционных мышц: сморщивание всего лица и растягивание его в длину с широким раскрытием рта; поднимание и опускание бровей. при поднимании глаза широко раскрываются, на лбу появляются продольные линии, при опускании – глаза почти закрываются и над переносицей образуются как вертикальные, так и поперечные морщины; одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
Игра-импровизация: «Живая сценка»

Консультация у логопеда: «Формирование звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

«Домашняя игротека»: «Кто внимательнее?», «Звенит – жужжит», «Цепочки слов», «Есть волшебные слова – скажешь слово, слышишь два».



Грамматический строй речи
Беседы: «Ангел белую крупу сыплет из-за тучи» (первый снег).
Разучивание стихов: Н. Рубцов «Про зайца».
Сценарии активизирующего общения: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающей фауны.
Дидактические игры:
«Кто чем питается?» (употр. сущ. в творит. пад.)., «Один –много» (с названиями птиц), «Сосчитай воробьёв» (согласование сущ. и числит.).






Связная
речь
Театрализованная деятельность: инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Наблюдения за
Чтение с рассматриванием иллюстраций: украинская сказка «Хроменькая уточка», А Пушкин «О рыбаке и рыбке».
Дидактические игры: «Расскажи про белочку» (другое животное).
Рассказывание по речевому образцу воспитателя: по картине «Кошка с котятами»
Творческие задания: «Мозаика из иллюстраций к рассказу В. Бианки «Купание медвежат» (развивать у детей умение связывать в единое целое части рассказа).

Проектная деятельность: проект «Мир животных».
Проект «Мир птиц».
Проект «Подводный мир».


ЗИМА
4)
Декабрь «Безопасность детей»



Формирование
словаря
Речевые дидактические игры: «Кто заблудился?», «Подбери синоним», «Назови антоним» (прилагательные и глаголы).
Чтение: сказка В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалков «Дядя Стёпа».
Разучивание: Е. Трутнева «Первый снег». С. Михалков «Если свет зажёгся красный», Я Пишумов «Посмотрите, постовой, встал на нашей мостовой».
Беседа: «По дороге в детский сад», «О правилах важных – пожаробезопасных».
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек» (виды транспорта), «Что бывает зимой?», «Выпал беленький снежок», «Что лишнее?» (зимние забавы), «Назови ласково» (существительные с семантикой «зима»), «Сделай снеговика», «В лесу родилась ёлочка», «Украсим ёлку к празднику», «Что на ёлке, а кто (что) под ёлкой?», «Сложи ёлочку», «Знаешь ли ты дорожные знаки?»
Игры-драматизации: «Расскажи о приключениях колобка в лесу под Новый Год», мини-сценка «Таня на дороге играет в мяч», «Непослушный колобок».
Настольно-печатные игры: «Лото пешехода», «Слоги и слова», «Транспорт», «Лото осторожностей», «Ассоциации», «Подбери пару», «Автобус для зверят», «Собери светофор».
Сюжетно-ролевая игра: «Автобус» (и другие виды транспорта), «Спасение утопающего».
Совместная игровая деятельность: «Светофор», «Дорожный знак знаешь – загадку отгадаешь», «Знает каждый гражданин этот номер – 01».
Самостоятельная художественно-речевая деятельность: «Объясни бабушке, как дойти до детского сада».




Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит».
Скороговорки, чистоговорки: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. // У ёлки иголки колки.// У маленькой Сани санки едут сами.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Подбери на последний в слове звук другое слово».
Дыхательные упражнения: надуть щёки и удерживать набранный воздух; втянуть щёки и расслабить их; надуть щёки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Украсим ёлку», «Поезд», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий», «Догадайся сам», «Звуковые часы», «Подумай, не торопись», «Про двух зайчат».
Речевые упражнения и задания: «Найди звук, какой назову», «Делим слова на слоги».
Имитационные упражнения: «Едем, летим, плывём». Имитировать жевание с широко открытым ртом.
Упражнения для губ: вытягивать губы вперёд «хоботком» и выполнять круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки; подуть сквозь сомкнутые губы.
Упражнения для нижней челюсти: сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.
Упражнения для мягкого нёба: зевать; покашливать; глотать слюну при широко открытом рте.
Досуг: «Лучший пешеход».
Игра-драматизация: инсценировка «Хвост за хвост».
Театрализованная деятельность: «Я - регулировщик движения!».
Консультация у логопеда: «Обучение навыкам звукового анализа и синтеза».



Грамматический строй речи
Пояснение, исправление, повторение.
Дидактические игры: «Это я, это я, это все мои друзья!» (игра-загадка).
Речевые тренинги (упражнения):
Беседы: «Как шумит улица?»
Разучивание стихов: И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», В. Алексеев «Три друга-пешехода в любое время года», В. Овчинцев «Зебра-переход».
Дидактические игры:
«Где сейчас машина?» (предложные конструкции)
Сценарии активизирующего общения: учить разным способам образования степеней сравнения наречий и прилагательных.
«О правилах Кошке расскажем немножко» (ПДД).






Связная
речь
Наблюдения за
Чтение с рассматриванием иллюстраций: рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания», рассказ С. Иванова «Каким бывает снег».
Творческие задания: составление сказки «Приключения Маши в лесу»..
Досуг: «Вечер весёлых и находчивых».

Проектная деятельность: проект «Эх, Зимушка-зима».
Практико-оринтировочный проект «Ёлочка-красавица».



5)
Январь «Город как мир»



Формирование
словаря
Речевые дидактические игры: «Как сказать по-другому?», «Ручка-ножка».
Чтение: отрывки из произведений Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Разучивание: рус. нар. песня «По дубочку постучишь».
Беседа: «Что за чудо – Божий храм!», «зимняя птица - розовый снегирь».
Игры-ряжения: мальчики переодеваются девочками, а девочки-мальчиками.
Дидактические игры:
«Разноцветная улица»,
Игры-драматизации: «Весёлые загадки» (пантомима), игра «Представь, что ты.».
Рождественское занятие: «Свет Вифлеемской звезды».
Настольно-печатные игры: «Лото вежливости», «Противоположности», «Ассоциации», «Подбери пару», «Я учу буквы», «В городе, водоёме, береги живое», «Познайка», «Играйка-различайка», «Всё о спорте».
Сюжетно-ролевая игра: «Ряжение», «К вам пришла Коляда - открывайте ворота».
Совместная продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для колядования: маски из берёзовой коры и мочалаёзвёзды, ангелы и другие фигурки для вертепа.
Совместная игровая деятельность: «Скакалка», «Жмурки», «В смолу», «Бабки-ёжки», «Скажи, воробушек».
Самостоятельная художественно-речевая деятельность: исполнение песенок-колядок.

Вечер развлечений « Книга дружит с детворой».



Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Качели», «Заборчик», «Парашютик», «Барабанщик».
Скороговорки, чистоговорки: Горячи кирпичи! Соскочи-ка с печи, испеки-ка в печи из муки калачи. // Водовоз вёз воду из водопровода.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Чья команда победит?», «Найди нужный цвет», «В каких словах звук лишний, а в каких пропущен?», «Чем отличаются слова?».
Дыхательные упражнения: «полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий», «Про Сашу и Снеговика».
Речевые упражнения и задания: «Найди звук, какой назову».
Имитационные упражнения: «Едем, летим, плывём». Имитировать жевание и говорение одновременно.
Упражнения для губ: поочерёдно покусывать верхними зубами нижнюю губу и нижними – верхнюю; с присвистом втягивать губы, имитируя поцелуй.
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): положить широкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд; положить узкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд.
Досуг: «Открытие салона-ателье».
Игра-импровизация: два мальчика изображают лошадь, а девочка – наездницу.





Грамматический строй
речи
Пояснение, исправление, повторение.
Речевые тренинги (упражнения): «Ожившие картины».
Беседы: «светлый праздник Рождества Христова», «Святочные вечера».
Сценарии активизирующего общения: «Весёлое Рождество».
Дидактические игры: «Скажи, какая, какое, какой, какие?».


Консультация у логопеда: «Формирование грамматических умений и навыков».



Связная
речь
Наблюдения за
Чтение с рассматриванием иллюстраций: рус. нар. сказка «Снегурочка».

Проектная деятельность:
Досуг: «Как мы дышим, или приключения Кислородинки».

Совместная игровая деятельность со строительным материалом: «Построим пирамиду»
Проектная деятельность: проект «Планета Земля в опасности».
Проект «Жалобная книга природы».




6)
Февраль «Наше Отечество»



Формирование
словаря
Беседа: «Русские богатыри - защитники Отечества».
Дидактические игры:
Знакомство с воинским снаряжением.
Совместный просмотр слайдов с репродукциями картин: В.Васнецов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году», «Богатыри»; П. Корин «Александр Невский».
Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Подбери пару», «Защитники отечества».

Консультация у логопеда: «Как происходит флрмирование словаря и за счёт чего увеличивается словарный запас старших дошкольников».



Звуковая
культура
речи
Дыхательная
гимнастика: выдувать воздух поочерёдно то из одного, то из другого угла рта; легко дуть на перо, лежащее на столе.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Часы», «Как звучит слово?», «Вспомним разные слова», «Стоп! Палочка, остановись!», «Что звучит вокруг нас?», «Подумай и скажи», «Найди себе пару».
Прослушивание народной музыки: первая песнь «Ой ты люли, тёмная дубравушка», «Тридцать три богатыря», «Царевна-Лебедь» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; «Рассвет на Москве-реке»; «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова; контата «Александ Невский» («Вставайте, люди русские.»).
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий».
Речевые упражнения и задания: упражнять в дифференциации звуков [С] и [Ш], «Найди звук, какой назову».
Упражнения для губ: чмокать губами; беззвучно произносить звуки [а – о – и – у – ы – у – и – о - а].
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): поочерёдно касаться кончиком языка углов рта; поднимать язык к верхней губе; поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю; касаться кончиком языка верхних зубов.
Имитационные упражнения: имитировать жевание и счёт вслух одновременно.
Гимнастика мимико-артикуляционных мышц: попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо глаз не закрывается, то одно веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов обеих половин лица нервные импульсы передаются на другой глаз и он начинает закрываться; одновременное, затем попеременное прищуривание.
Театрализованная деятельность: по сюжетам русских былин.




Грамматический строй речи
Пояснение, исправление, повторение.
Разучивание стихов: Е. Благинина «Шинель».
Сценарии активизирующего общения: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову.
Дидактические игры: «Скажи, какая, какое, какой, какие?», «Крестьянин и богатырь».






Связная
речь
Наблюдения за
Чтение с рассматриванием иллюстраций: отрывки из былин «Добрыня и змей», «Садко», «Илья Муромец на заставе богатырской».

Рассказывание по картине «В школу».
Досуг: «Знатоки родного языка».

Игры-импровизации: изобразить игру на гуслях.
Проектная деятельность: проект «Защитники Отечества»: исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство).


ВЕСНА
7)
Март «Труды человека»



Формирование
словаря
Беседа: «Подснежника глянул глазок голубой».
Дидактические игры:
«Угостим медведей чаем» (на сервировку стола), «Помоем посуду», «Один-много» (посуда, мебель, одежда), «Ложка и стакан», «Строитель», «Мебель для Мишутки», «Мастер», «Доктор», «Два и две», «Мамины помощники»,
Игры с правилами:
«Кто кем был (будет)?»
Сюжетно-ролевая игра:
«Ателье».
Настольно-печатные игры: «Мемо» (парные картинки), «Ассоциации», «Подбери пару».
Самостоятельная художественно-речевая деятельность: придумывание рассказов по пословицам о трудолюбии.




Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Почистить зубы», «Маляр».
Скороговорки, чистоговорки: Ткач ткёт ткани на платье Тане. // Курьера курьер обгоняет в карьер. // Села Таня за стол и уронила блюдце. Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Найду тебя по имени», «В слове есть звуки», «Подскажи Петрушке звук», «Какое слово задумано?», «Какой звук потерялся?».
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий».
Речевые упражнения и задания: «Весна пришла! А что она принесла, назовите вы.», «Найди звук, какой назову», «Почтальон принёс письмо», «Найди вкусное слово», «Что написал нам Петрушка?».
Упражнения для губ: быстро, коротко и чётко повторять звуки: [п]: [п-п-п-п-п]; [м]: [м-м-м-м-м]; [б]: [б-б-б-б-б].
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): касаться кончиком языка области за верхними передними зубами – альвеол; поочерёдно высовывать язык изо рта и убирать обратно; присасывать язык к нёбу и удерживать 5 секунд.
Дыхательные упражнения: дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась; дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.





Грамматический
строй речи
Пояснение, исправление, повторение.
Разучивание стихов: П. Соловьёва «Подснежник», С. Маршак «Тает месяц молодой», И. Белоусов «Весенняя гостья», Е. Благинина «посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день» (пер. с молд. Я. Акима).
Дидактические игры: «Скажи, какая, какое, какой, какие?».
Народные речевые игры:
«Что ты делаешь?» (профессии), «Король»
Сценарии активизирующего общения: упражнять в подборе определений к заданным словам.


Наглядные формы работы: создание речевого уголка для родителей.



Связная
речь
Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля».

Творческие задания: «Приключение вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.

Проектная деятельность: проект «Весна-красна».
Проект «Полезные вещи».
Проект «От кареты до ракеты».



8)
Апрель «Народные культуры и традиции»



Формирование
словаря
Речевые дидактические игры: «Найди вещь», «Русский сувенир», «Узнай, что это», «Крестьянин и богатырь», «Кто из яйца».
Чтение: «Докучные сказки»
Разучивание: закличка «Грачи-киричи», «Ласточка – ласточка», «Уж ты пташечка, ты залётная». // Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай, будет жито и ячмень, долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница, и в амбар пшено катится, и весёлый хоровод красных девиц у ворот.//
Беседа: «Хлеб – всему голова», «Изделия жостовских мастеров».
«Самый светлый праздник – Пасха».
«Птицы возвращаются на родину из тёплых краёв».
Дидактические игры:
«Потерялся поясок», «Радужный хоровод», «Костюмы для Петрушек», «Где спряталась матрёшка»
Рассматривание репродукций картин: А. Венецианов «На пашне», «Весна»; З. Серебрякова «Беление холста»; А. Платов «Сенокос», «Жатва», «Лён»; С.Виноградов «На пашне»; С. Щедровский «Обед в поле».
Рассматривание женского национального костюма.
Знакомство с символикой орнамента вышивки.
Совместный просмотр слайдов с репродукциями картин: В.Васнецов «Гусляры», М. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», В. Суриков «Русская красавица», М. Врубель «Царевна-Лебедь», «Микула Селянинович».
Игры с правилами:
«Из чего сделано?», «Хорошо – плохо», «Плетень», «Огородник», «Вейся, капустка», «Пахари и жнецы».
Настольно-печатные игры: «Народные промыслы», «Ассоциации», «Подбери пару», «Цитадели».
Совместная продуктивная деятельность: конструирование и украшение «русской избы».
Изготовление простейшей тряпичной куклы по мотивам народного костюма.
Роспись пасхальных яиц.
Совместная игровая деятельность: «Кто Васька», «Жмурки», «Перстнёк». Хоровод «Прялица».
Самостоятельная художественно-речевая деятельность: исполнение разученных песен «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой, вставала я ранёшенько».





Звуковая
культура
речи
Артикуляционная гимнастика: «Катушка», «Гармошка», «Дудочка».
Скороговорки, чистоговорки: бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку // Пекла для Варюшки подружка ватрушки. Подружке подушку сшила Варюшка. // около кола колокола. // Я по камешкам пошёл шубку шёлкову нашёл.
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Что же здесь не так?», «вот так произносятся звуки», «Слова длинные и короткие», «Назови слово», «Молчанка», «Слово можно прошагать», «Кто ушёл вперёд?», «Поймай мяч», «Что получится?».
Прослушивание аудиозаписей: русских народных мелодий, «Перезвоны» (фрагмент из симфонии В. Гаврилина), «Колокольный звон».
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий».
Речевые упражнения и задания: «Найди звук, какой назову».
Досуг: «Красная горка» (закликание весны, знакомство с праздником Пасхи, его значением на Руси».
Упражнения для губ: мычать при плотно сжатых губах; положить на губы бумажку и сплёвывать её; удерживать губами резиновое или пластмассовое кольцо.
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): прищёлкивать языком; широкой частью языка облизывать верхнюю (нижнюю) губу; проводить кончиком языка по верхушкам зубов по кругу в обе стороны.
Дыхательные упражнения: дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ; на выдохе медленно произносить гласные звуки; дуть на лёгкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде; дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха; пускать мыльные пузыри.
Игра-драматизация: потешка «Ай, туки, туки, застучали молотки».
Театрализованная деятельность: «Испеку сегодня хлеб»




Грамматический строй речи
Пояснение, исправление, повторение.
Дидактические игры: «Верба-вербочка», «Солнышко», «Гори, солнце, ярче».
Беседы: цикл бесед на тему «Русская изба», «Что такое иконы?».
Разучивание стихов: Я. Аким «Апрель», П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака), В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка», Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Сценарии активизирующего общения: «Выставка старинных вещей».
Дидактические игры: «Скажи, какая, какое, какой, какие?», «Укрась избушку узором».






Связная
речь
Рассматривание колоколов (в патриотическом уголке); сравнение растения (колокольчик) с колоколами в церквях, с Царь-колоколом.

Творческие задания: одень куклу в национальный костюм.





9)
Май «Мир – прекрасное творенье»



Формирование
словаря

Дидактические игры:
«Что бывает весной?», «Кораблик», «Зайка и его любимый цветок», «Забавная шкатулка», «Угадай, кто улетел? « (насекомые), «Какие бывают насекомые».
Игры с правилами:
«Что происходит в природе?».
Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Подбери пару», «Играйка - собирайка», «Алфавит»
Сюжетно-ролевая игра:
Совместная продуктивная деятельность: роспись бересты (вызвать желание украсить бересту растительным или геометрическим узором).




Звуковая
культура
речи
Скороговорки, чистоговорки: У осы не усы, не усищи, а усики. // Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе. // Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух.
Артикуляционная гимнастика: «Жало»
Речевые дидактические игры: «Что такое звук, слог, слово, предложение?», «Чур, моя!», «Загадка Петрушки», «Кто же это был?».
Дыхательные упражнения: сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты; дуть на бутылочку с высунутым языком.
Дидактические игры:
«Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Посадим цветы на клумбу», «Звонкий – глухой», «Твёрдый – мягкий».
Речевые упражнения и задания: «Найди звук, какой назову».
Упражнения для губ: удерживать губами узкую соломинку, трубочку пошире, затем трубочку более широкого диаметра; сосать жидкость через трубочку.
Упражнения для языка (выполняются при открытом рте): почистить зубы с внутренней стороны языком; «колоть» поочерёдно языком правую и левую щёки с внутренней стороны; поочерёдно зажимать широкую часть языка губами и зубами.
Досуг: «берёзонька кудрявая» (воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к России, родному краю).





Грамматический строй
речи
Пояснение, исправление, повторение.
Речевые тренинги (упражнения): отгадывание загадок о берёзе.
Беседы: «Блаженное сердце, способное миловать».
Разучивание стихов: С. Есенин «Берёза», Э. Мошковская «Добежали до вечера».
Дидактические игры:
«Назови ласково» ( с сущ. семантики «весна»), «Сплетём веночек» (согласование сущ. с числит.), «Где бабочка» (употребление предлогов), «Скажи, какая, какое, какой, какие?».

Театрализованная деятельность: «Загадай и изобрази насекомое, а я отгадаю».





Связная
речь
Театрализованная деятельность: инсценировка по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха».
Наблюдения за
Чтение с рассматриванием иллюстраций: басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Дидактические игры: «Кто это ползёт?».
Совместная продуктивная деятельность: «» (лепка)

Игры-импровизации:
Проектная деятельность: проект «Здравствуй, лето красное».
Проект «Сказки о любви».
Информационная поддержка родителей: «Готов ли ваш ребёнок к школе?».

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)


Образцы коммуникативных кодов взрослого.
Использование в повседневной жизни формул речевого этикета.
Беседы на различные темы.
Интегрированные занятия, соответствующие тематике месяца.
Чтение художественной литературы по возрасту.
Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.
Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
Сюжетно-ролевые игры.
Информационные стенды и консультации для родителей.

Тематические экскурсии с детьми.


Развивающая среда:
Картинки с изображением различных животных.
Художественная литература по возрасту.
Картины:
«В школу».
Серия «Домашние животные»: «Лошадь с жеребёнком», «Корова с телёнком», «Коза с козлёнком», «Свинья с поросёнком»




Перечень дидактических пособий и технологий:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009 г.
Арушанова А.Г. Истоки диалога – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2003.
Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с.
Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. М.: Гном и Д, 2001.
Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. М.: Сфера, 2005.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
Ушакова О.С. Занятия по развтию речи в детском саду. М.: Сфера, 2010.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2009.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2004.








13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 415