РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ




Буралкин Ярослав Александрович

учитель информатики

МБОУ «Учхозская СОШ »

Краснослободск , п. Преображенский

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация: в данной статье автор делится опытом развития познава-

тельного интереса на уроке информатики и во внеурочной деятельности, для развития способностей у каждого ребенка в начальной школе.

Ключевые слова: информационные технологии, развитие личности млад-

шего школьника, познавательный интерес, предмет «Информатика и ИКТ»,

заставляет учащихся рассуждать логически, развития способностей каждого ребенка на уроках информатики.

В современной начальной школе у учащихся наблюдается слабая мотива-ция к учебе, некоторые дети считают математику, литературное чтение и рус-ский язык скучными предметами. Так появляется нежелание учиться.

У первоклассников при поступлении в первый класс происходит смена ве-дущего вида деятельности. Игра в качестве ведущей деятельности уступает свое место учебе, а учение для школьника является делом достаточно трудным. Некоторым первоклассникам трудно думать, концентрировать внимание, усва-ивать новое. Поэтому, обучение любому предмету в школе должно быть орга-низовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы застав-лять их усваивать учебный материал.

Выпускник современной школы будет жить и работать в информационном обществе, а такому обществу нужен человек, который умеет самостоятельно учиться, который знает, как достигнуть поставленной перед ним цели, умеет

работать с книгой, получать знания из различных источников, знает, где и как найти необходимую ему информацию. Современному человеку необходимо:

стремиться к самообразованию и самопознанию; всегда достигать поставлен-

ной цели; быть активным, пытливым, любознательным; быть творческой лич-

ностью; уметь организовывать поиск и отбор информации для решения различ-

ных задач. Если в школе дети хотят учиться, проявляют активность, желание,

интерес, то есть большая вероятность того, что в будущем из таких учащихся получится именно та личность, качества которой были перечислены. Но чаще всего можно столкнуться с совершенно противоположной ситуацией, когда большинство школьников не проявляют никакого интереса к обучению. При-

чиной нежелания учиться является отсутствие мотивов учения. Наиболее цен-

ным и важным из достаточно большого количества таких мотивов можно назвать интерес к учению или познавательный интерес. Предмет «Информатика и ИКТ» занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии со-

временного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в шко-

лы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин. Всё это позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы,

средства, технологии обучения, которые способствуют формированию познава-

тельного интереса учащихся и выводят качество образования на новый уровень.

Использование игровых моментов на уроках информатики заставляет учащихся рассуждать логически, развивает речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляет память.

Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-

иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осо-

знанному усвоению знаний учащимися.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ.

Инновационные тенденции развития системы образования


Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, от-

ражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не от-

личались активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуж-

дают.

Из опыта своей работы с учащимися начальной школы, я пришёл к выво-

ду, что уроки информатики и кружок «Увлекательный мир информатики», ко-

торым я руковожу, способствует развитию интереса к предмету и получению новых знаний. На занятиях в кружке учащиеся с увлечением отгадывают и со-

ставляют свои интересные ребусы, загадки, кроссворды с использованием пре-

зентаций. Через игровые моменты на занятиях активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность учеников. Постоянно в своей вне-

урочной деятельности, для поддержания интереса к кружку, провожу КВН.

Цель данного мероприятия – это создание условий для развития интереса к предмету и творческой активности учащихся. Задачи: проверить практические навыки и умения при работе с загадками и ребусами; развивать у учащихся навыки общения при совместной работе; прививать навыки развития культуры речи. Учащимся я говорю, что мы сегодня будем выполнять различные задания,

где вы должны применить смекалку и свои знания. Учащиеся делятся на две команды, за правильное выполненное задание команда получает 1 очко. В кон-

це игры подсчитываются очки каждой команды, и победитель награждается медалью «Мудрая Сова».

С большим интересом ребята играют в «Интеллектуальный марафон». В

презентации ученикам предлагается выбрать предмет, где учащиеся показыва-

ют свои знания по данному предмету (по окружающему миру, математике, рус-

скому языку). Ребята отвечают на вопросы и набирают баллы. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

В рамках недели информатики ученикам предлагалась игра «Умный Све-

тофор». С использованием презентации учащиеся отвечали на вопросы, кото-


рые задавал Светофор. В игровой форме ученики повторяли и изучали новые ПДД.

В совместной игре дети общаются друг с другом. Каждый вносит свой ин-дивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непри-нужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет мне использо-вать дополнительные возможности для развития способностей каждого ребенка на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Антипов, И.Н. О преподавании информатики в младших классах /

И.Н. Антипов, О.А. Боковнев, М.Е. Степанов / Информатика и образование, – №5, – 1993.

Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. Методические рекомен-дации для учителя / А.В. Горячев, М.: БАЛЛАС, – 1999.

Каляда, Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления уча-щихся первого класса/ Е.П. Каляда / Информатика и образование, – №6, – 1995.