Статья Долгова М.В. на тему Развитие познавательного интереса на уроках информатики (1-4 классы)


Долгов Максим Викторович
учитель информатики
МБОУ «СОШ №6»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Развитие познавательного интереса на уроках информатики
Аннотация: в данной статье автор делится опытом развития познавательного интереса на уроке информатики и во внеурочной деятельности, для развития способностей у каждого ребенка в начальной школе. Ключевые слова: информационные технологии, развитие личности младшего школьника, познавательный интерес, предмет «Информатика и ИКТ», заставляет учащихся рассуждать логически, развития способностей каждого ребенка на уроках информатики.
В современной начальной школе у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе, некоторые дети считают математику, литературное чтение и русский язык скучными предметами. Так появляется нежелание учиться.
У первоклассников при поступлении в первый класс происходит смена ведущего вида деятельности. Игра в качестве ведущей деятельности уступает свое место учебе, а учение для школьника является делом достаточно трудным. Некоторым первоклассникам трудно думать, концентрировать внимание, усваивать новое. Поэтому, обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания и учителю не приходилось бызаставлятьих усваивать учебный материал.
Выпускник современной школы будет жить и работать в информационном обществе, а такому обществу нужен человек, который умеет самостоятельно учиться, который знает, как достигнуть поставленной перед ним цели, умеет работать с книгой, получать знания из различных источников, знает, где и как найти необходимую ему информацию. Современному человеку необходимо: стремиться к самообразованию и самопознанию; всегда достигать поставленной цели; быть активным, пытливым, любознательным; быть творческой личностью; уметь организовывать поиск и отбор информации для решения различных задач. Если в школе дети хотят учиться, проявляют активность, желание, интерес, то есть большая вероятность того, что в будущем из таких учащихся получится именно та личность, качества которой были перечислены. Но чаще всего можно столкнуться с совершенно противоположной ситуацией, когда большинство школьников не проявляют никакого интереса к обучению. Причиной нежелания учиться является отсутствие мотивов учения. Наиболее ценным и важным из достаточно большого количества таких мотивов можно назвать интерес к учению илипознавательный интерес. Предмет “Информатика и ИКТ” занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин. Всё это позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые способствуют формированию познавательного интереса учащихся и выводят качество образования на новый уровень. Использование игровых моментов на уроках информатики заставляет учащихся рассуждать логически, развивает речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляет память.
Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают.
Из опыта своей работы с учащимися начальной школы, я пришёл к выводу, что уроки информатики и кружок «Увлекательный мир информатики», которым я руковожу, способствует развитию интереса к предмету и получению новых знаний. На занятиях в кружке учащиеся с увлечением отгадывают и составляют свои интересные ребусы, загадки, кроссворды с использованием презентаций.Через игровые моменты на занятиях активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность учеников. Постоянно в своей внеурочной деятельности, для поддержания интереса к кружку, провожу КВН. Цель данного мероприятия – это создание условий для развития интереса к предмету и творческой активности учащихся.Задачи:проверить практические навыки и умения при работе с загадками и ребусами;развивать у учащихся навыки общения при совместной работе;прививать навыки развития культуры речи.Учащимся я говорю, что мы сегодня будем выполнять различные задания, где вы должны применить смекалку и свои знания. Учащиеся делятсяна две команды, за правильное выполненное задание команда получает 1 очко. В конце игры подсчитываются очки каждой команды, и победитель награждается медалью «Мудрая Сова».
С большим интересом ребята играют в «Интеллектуальный марафон». В презентации ученикам предлагается выбрать предмет, где учащиеся показывают свои знания по данному предмету (по окружающему миру, математике, русскому языку). Ребята отвечают на вопросы и набирают баллы. Проверить себяможно, нажавнакарточку с вопросом. Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.
В рамках недели информатики ученикам предлагалась игра «Умный Светофор». С использованием презентации учащиеся отвечали на вопросы, которые задавал Светофор. В игровой форме ученики повторяли и изучали новые ПДД.
В совместной игре дети общаются друг с другом. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет мне использовать дополнительные возможности для развития способностей каждого ребенка на уроках информатики и во внеурочной деятельности.
Литература:
1. Антипов, И.Н. О преподавании информатики в младших классах/И.Н. Антипов, О.А. Боковнев, М.Е. Степанов// Информатика и образование, №5, 1993.
2. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя/ А.В. Горячев, М.: БАЛЛАС, 1999.
3. Каляда, Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся первого класса/ Е.П. Каляда // Информатика и образование, № 6, 1995.