«Развитие мыслительного процесса у учащихся на занятиях по информатике»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Развитие мыслительного процесса у учащихся на занятиях по информатике»
педагог дополнительного образования
Мушарапова А.А.
Возраст детей 8-11 лет
2017 год
Аннотация
Тема методической разработки посвящена умению проводить занятия для учащихся возраста 8-11 лет, методом развития их интеллекта, мыслительного процесса, логического мышления и методом гуманной педагогики.
Данный материал рекомендован для занятий педагогов с учащимися любого предмета (в моем случае – информатика). В материале можно встретить рекомендации для начинающего педагога по подготовке занятия, оценки эффективности, проведению самоанализа.

Введение
В первую очередь роль педагога заключается в мудрости воспитания, развития умению наблюдать, поддерживать, взращивать, подбадривать, направлять ребенка, нежели вмешиваться, ставить ограничения, давать предписания.
Необходимо учитывать психологические особенности учащегося при свершении наших педагогических намерений. Для того, чтобы начать наши намерения, мы прежде всего должны обладать великолепными качествами, которые благоприятно скажутся на развитие наших детей.
К качествам педагога могут относиться: любовь, доброта, творчество, новизна, интуиция, мудрость, оптимизм, терпение, преданность, понимание своего педагогического дела и скромность, с помощью чего педагог может взращивать у учащегося положительные качества, раскрывать их лучшие стороны. К человеку, озлобленному или равнодушному к своему делу, не получится передать те качества и знания, которые необходимы учащемуся на первоначальных этапах его развития.
Педагогу очень важно относиться к учащимся с любовью, иметь чуткое отношение к нежной душе ребенка, ведь ребенок все чувствует, все понимает. Истинный педагог постоянно заботится о расширении своего сознания, углубляется в его основы.
Следуя вышесказанному, нам необходимо грамотно и с любовью подходить к развитию учащегося.
Цель методической разработки: научиться проводить занятия, развивая у учащихся их интеллект, силу разума, логическое мышление и относиться к детям с любовью, пониманием и уважением.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть суть материала обучения;
описать поэтапную методическую разработку;
Основная часть
Сегодня перед образовательными учреждениями стоит вопрос активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в образовательных учреждениях знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов, к ним можно отнести: гуманную педагогику, педагогику, направленную на метод силы разума и педагогику развития человеческого интеллекта, что собственно мы и будем рассматривать в данной методической разработке.
Гуманная педагогика- это есть проявление любви, заботы, уважения к ребенку. На примере, когда ребенок не понимает суть работы, и начинает капризничать, плакать, нам педагогам необходимо глубоким проникновением в помыслы ребенка, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора проявить заботу, отнестись к данной ситуации с пониманием.
Педагогам давно известно, что черты характера, самовосприятие, самооценка формируются на ранней стадии развития ребенка. Однако не было полного понимания методики силы разума – мыслительного процесса. Мыслительный процесс, как метод, базируется на научном открытии, что все сущее в своем смысле является энергией. Наши мысли тоже созданы из этой энергии. Чем больше мысль повторяется, тем больше силы и энергии она порождает. Таким образом, практикуя метод силы разума достаточно регулярно, можно способствовать развитию позитива в жизни ребенка, помогая ему действовать в окружающей его среде с большей уверенностью. Мысли представляют собой самые могущественные силы во вселенной ребенка. Они каждый день воздействуют на все аспекты его жизни. Психологические установки ребенка, выбор, который он делает, черты его личности, то, кем он станет, повзрослев, - все это в конечном счете определяется его мыслями, поэтому так важно внимание уделять методу сила разума – мыслительного процесса.
Педагогика развития интеллекта – это способность мышления, рационального познания. Интеллект можно и нужно развивать. Люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему разуму дополнительную нагрузку, когда сознательно перестают искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует большего труда. Наша задача педагогов состоит в том, чтобы развить у учащегося интеллектуальные возможности, применяя на занятиях различные задания данного характера, устраивая логические тестирования и игры.
Главное предназначение данных методов заключается в том, чтобы помочь каждому учащемуся стать субъектом в жизни, уметь правильно мыслить, относиться ко всему позитивно, творчески мыслить. Основываясь на этих методах, я применяю их на своих занятиях по информатике с учащимися 8-12 лет.
И сейчас мы разберем как это проходит.
На первом этапе занятия я разбираю данную тему, объясняю, показываю и далее говорю, чтобы учащиеся сделали что-то свое, но с подобными функциями (ниже будет описан пример из одного задания) т.е. здесь идет уже творческая работа, учащиеся сами принимают решения какую выбрать тему и как ее решить. Задания стараюсь давать те, что способствуют развитию их интеллекта, логики, ведут к самопознанию, творческому мышлению. После того, как я им объяснила, обязательно переспрашиваю: все ли поняли задания, в случае чего подхожу и объясняю индивидуально. Бывают случаи, что учащиеся и со второго раза не понимают, в таких случаях я объясняю на примерах из жизни, чтоб ребенок смог уловить суть. Главное: применять терпение, уважение и любовь. Тут же я применяю методику силы разума. Говоря, что вы у меня все умные, у вас все получается с легкостью, что на самом деле все легко.
Пример задания: составить тест на сообразительность в программе Перволого, используя вкладки «команды», «формы», «оглавление», которые представлены на рисунке 1. С правой стороны мы видим вкладки, а по середине само задание.

Рисунок 1. Задание на сообразительность.
Ребенку нужно научиться устанавливать взаимосвязь действий, с помощью вкладок т.е. на вопрос задания нужно выбрать соответствующую букву. При неправильном ответе у него должно получиться как на рисунке 2

Рисунок 2. Неверный ответ.
Если же ребенок отвечает верно, то у него получается как на рисунке 3

Рисунок 3. Верный ответ.
И после ответа буква вновь должна превратиться в свою букву.
Т. е в этом задание была включена работа метода интеллекта и освоение самой программы Перволого. Дальше на оставшееся время, я уделяю время методике силы разума и интеллекта.
Опишу одно упражнение из занятий, направленное на силу разума: дети берут чистые листы или тетрадь, ручки. Даю задание: описать все свои сильные стороны(качества) в левую колонку, а справой стороны описать те качества, которые хотят иметь. Я их обучаю тому, чтобы они могли концентрироваться и видеть у себя сильные стороны и развивать те стороны, которых пока нет. На выполнение данного упражнения уходит от 7-10 мин. После того, как они выписали свои качества, они их проговаривают для себя, далее мы начинаем обсуждать, как мы можем развить в себе те качества, которые хотели бы развить. Выполняя данное упражнение как можно чаще, ребенок постоянно будет видеть в себе положительные качества и тем самым настраивать себя на положительные мысли и сам образ жизни. К данному упражнению иногда использую метод интеллекта, т.е. те учащиеся, которые пишут левой рукой, я их прошу писать правой, и наоборот, тем самым развивая у детей полушария мозга левого или правого, смотря кто какой рукой пишет.
Дальше у нас идет упражнение, направленное на метод интеллекта, опишу один из примеров на концентрацию внимания. Считаю, что самый необходимый фактор для каждого человека- уметь фокусироваться.
Упражнение «Помехи». Я выбираю какое-нибудь интересное захватывающие видео. К примеру: самые интересные аттракционы парка в мире. И в течение 5 минут учащимся нужно задержать свое внимание над монитором, выше уровня примерно в 5 сантиметров. Их задача сконцентрироваться на одной точке и ни о чем не думать. Данное упражнение помогает избавить наше сознание от различных мыслей, шумов и быть в моменте здесь и сейчас. Постоянство в упражнение способствует развитию у учащегося концентрация внимания, что благополучно будет сказываться на нем, на выборе его деятельности, на его жизни.


Заключение
Данная методическая разработка рекомендована для занятий с учащимися 8 – 11 лет, методам развития их интеллекта, мыслительного процесса, логического мышления, а также умению относиться к учащимся с любовью, пониманием и уважением.
Основываясь на вышеизложенном, методическая разработка составлена для того, чтобы у учащихся выработать творческое мышление, научить самостоятельно придумывать темы, основываясь на определённых заданиях. А также обучить учащихся мыслить позитивно, ведь изо дня в день наши мысли воздействуют на все аспекты жизни. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у учащихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности. Содержательная и методическая заполненность занятия должны не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание
Дополнительное образование является плодотворной почвой для обучения умению ясно и целенаправленно мыслить. На занятиях у учащихся формируются конструктивное мышление и умение фокусироваться на положительном. И самая главная черта, которая необходима каждому педагогу – это проявление любви к учащимся.
Список использованной литературы
Джон Кехо «Сила разума для детей», 2011г.
Шалва Амонашвили – «Как любить детей», 2013г.
Присталова С.И «Как развить суперпамять, интеллект и внимание», 2011г.