РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ


Развитие субъектности участников образовательного процесса
Управление становлением субъектной позиции учащихся и педагогов в условиях совершенствования содержания образования

Кудашева Р.А
ГУ «Школа-гимназия №11»
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
«Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.» Н.А. Умов .Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В частности в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» отмечено, что учебный процесс в средней школе будет направлен на: формирование потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания».[ 3 ]
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. В процессе обучения учащийся должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Б.П.Ёсипова[4], В.Н. Орлова[8], И.Я.Лернера[7], И.А.Зимней[6], П.И.Пидкасистого[9], И.П.Подласого[10].
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. [8] Составляющие «учебной самостоятельности» отражены в схеме:
Учебная самостоятельность
возраст учащихся
уровень развития
имеющиеся знания и умения
самоактивациясамоорганизация
саморегуляциясамоконтроль
способность к обнаружению учебной задачи
умение сделать выбор
способность обобщать
развитие речевых умений
способность планировать
рефлексия
Учебная самостоятельность
возраст учащихся
уровень развития
имеющиеся знания и умения
самоактивациясамоорганизация
саморегуляциясамоконтроль
способность к обнаружению учебной задачи
умение сделать выбор
способность обобщать
развитие речевых умений
способность планировать
рефлексия
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней.[6] По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [4]
Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: самодеятельность, саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Проявление развития самостоятельности учащихся происходит в ходе выполнения им определенной деятельности, и фиксируются в субъектной позиции. Под субъектной позицией человека, по мнению авторов, понимается его внутренняя позиция, основанная на системе отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы. Субъектную позицию человека характеризует совокупность системы целей и ценностей, осознанно и ответственно реализуемой им в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с другими, а также способов её реализации. Субъектность возникает на некотором уровне развития личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека.[1] «Качества» принято определять как категорию, которая отражает диалектику развития явлений. Качество показывает определенный уровень развития чего-либо. Для развития самостоятельности в процессе обучения учащиеся должны выступать полноправными субъектами учебной деятельности на всех трех их этапах: 1)планирования деятельности, 2) осуществлении учебной деятельности, 3)анализа, оценки и разработки программ коррекции и совершенствования». Поэтому развитие самостоятельности – ответственного, инициативного поведения, независимого от постороннего влияния, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами, будет являться одним из факторов становления субъектной позиции.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий
планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок
постепенное отдаление учителя и занятие им позиции наблюдателя
переход от контроля учителя к самоконтролю
На уроках истории самостоятельная работа является одним из путей активизации учащихся на уроке, развития их мыслительной деятельности. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения. Удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. В педагогической деятельности мною используются три уровня самостоятельной деятельности учащихся:
Таблица «Уровни самостоятельной деятельности учащихся»
уровень Деятельность учащихся
воспроизводящий Действия учащихся по заданному образцу – составление схемы, характеристика героя, выделение главных мыслей, узнавание явлений, заполнение таблицы, схемы
репродуктивно-вариативный Составление хронологических и тематических таблиц, составление плана (простого и развернутого), устное изложение содержания источника в краткой форме, составление конспекта, тезисов, работа с картой, подготовка сообщения, реферата , формулирование вопросов к тексту; .
творческо-поисковый Сбор материала, его анализ и систематизация по определенной теме, подготовка творческих сочинений, эссе, презентаций, анализ документов, первоисточников. выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений
Для организации самостоятельной работы на уроках считаю обязательными такие факторы как:
создание положительной мотивации
использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся
индивидуальный подход при подборе заданий
консультирование на разных этапах работы
использование информационных технологий
При дальнейшей работе по данной теме предполагаю прийти к следующим выводам: 1) систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; 2) организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей; 3) развитие самостоятельности учащихся способствует становлению их субъектной позиции. Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.). Необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования. Таким образом, развитие самостоятельности – задача чрезвычайной важности, так как самостоятельность – основной вектор взросления человека.
ЛИТЕРАТУРА
Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта. М. 2002
Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа, 1998, №2
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М. 1961
Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.1982
Зимняя И.А. Основы педагогической психологии М. 1980 стр.355
Лернер И.Я. Развития мышления в процессе обучения истории М. 1982 гл.4,5
Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся М. 1998
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.1980 стр.279
Подласый И.П. Педагогика М.1999