Актуальный педагогический опыт Проектная деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных дейстмий


Управление образования и науки администрации
Губкинского городского округа
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Автор опыта:
Батуриной Елены Алексеевны,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №16
г. Губкина
Губкин 2013
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Информация об опыте…………………………………………………...3
Технология опыта ………………………………………………………6
Результативность опыта ………………………………………………..13
Библиографический список ……………………………………………14
Приложение к опыту ……………………………………………………15
I. Информация об опыте
1.1.Условие возникновения, становления опыта.
В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Важно раскрыть способности, заложенные природой в ребёнке, и построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы успешно их развивать.
В настоящее  время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Какие же методы смогут решить данные проблемы? Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
1.2 Актуальность опыта
Актуальность настоящего опыта заключается в том, что при переходе на новые ФГОС формирование универсальных учебных действий заменяет собственно знаниевую парадигму обучения, которая являлась ведущей в Государственных образовательных стандартах 2004 года.
Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Своевременно в Федеральном компоненте государственного стандарта приоритетом начального общего образования названо формирование универсальных учебных действий. Начиная работу с первоклассниками в 2011/2012 учебном году, выделила для себя ряд проблем:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для организации проектной деятельность в начальной школе как средства повышения эффективности формирования универсальных учебных действий младших школьников.
1.4 Длительность работы над опытом более 3 лет.
1 этап -2011 год- аналитический (изучение педагогической и методической литературы по проблеме, анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности).
2этап -2011-2012 год -практический (внедрение разработанного подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий).
3 этап 2013 год- обобщающий (итоговый контроль исследования, анализ его результатов)
1.5 Диапазон опыта представлен системой урок - внеклассная работа - внеурочная деятельность учащихся.
1.6 Теоретическая база опыта.
Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности.
Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения и воспитания. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями и умениями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
Е.С. Полат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
1.7 Новизна представленного опыта состоит:
- в обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования проектного метода в начальной школе;
- в организации системы классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на применении технологии проектного метода, обеспечивающей эффективность формирования универсальных учебных действий;

2 Технология опыта
2.1 Цель педагогического опыта: раскрыть потенциал метода проектов для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности его реализации в учебной и внеклассной деятельности.
2.2 Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе;
дать рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
2.3 Описание содержания образования
Прежде чем представить характеристику метода проектов, показать основные его виды, принципы организации и этапы работы необходимо коснуться истории возникновения самого термина «проект» в педагогической литературе и практике.  
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
 Проект (от лат. projectus, буквально-брошенный вперёд) - замысел, план.
 Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Изучение теоретических основ проблемы подтвердило гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Возник вопрос: справедливо ли всё вышесказанное и по отношению к учащимся начальных классов. Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако уверена, что начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Одна оговорка – речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша это будет его проект. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.
Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся.
Универсальные учебные действия
- это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
- это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Процесс обучения не может быть успешным без вооружения учащихся системой умений и навыков учебного труда – от умений читать и писать до самостоятельного планирования работы; осуществлять самоконтроль за её выполнением и вносить последующие коррективы. Уровень обучаемости детей, темпы переработки и усвоения ими научной и технической информации и в конечном итоге   качества знаний учащихся находятся в зависимости от уровня сформированности этих умений.
Все универсальные учебные действия можно разбить на четыре группы:
-Учебно-управленческие  - общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
-Учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
-Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
-Учебно-коммуникативные умения - умения, позволяющие организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания.
Приведённая классификация конкретизирует и уточняет довольно обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет более целенаправленно вести работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Любые умения формируются в систематичной деятельности, причём начинается этот процесс с углубленной диагностики.
Сформированность учебно-логических   навыков   напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики эффективно использовать психологические тесты   на   развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, «Прогрессивные матрицы Равена», тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего”. Для диагностики уровня сформированности учебно-информационных общеучебных   умений используются показатели скорости чтения   в   совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов). Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи   в   построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.
Универсальные учебные действия являются инструментом овладения любого учебного материала. Формирование универсальных учебных действий - специальная педагогическая задача и цель работы учителя начальных классов. «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных универсальных учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Поскольку рабочая гипотеза исследования заключается в том, что проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников, то далее рассмотрим сущность проектной деятельности.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания (приложение 2).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.
В одних случаях эта тематика может формулироваться в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации. В -третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися (Приложение3).
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестнх методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить.
То требования к учебному проекту – совершенно особые:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической – требующей решения путём поиска и применения знания.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна школьнику.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться” . Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.
На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий» HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya-u" \l "ftnt1#ftnt1" [6].
Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив   перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, можно подтвердить гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий. В практической части работы рассмотрим возможности использования данного метода.
4. Описание содержания обучения
Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя семья».
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Поскольку альбом формировался при помощи родителей, несколько из них были представлены в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делал самостоятельно.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из  фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
Следующий проект, над которым работали учащиеся, «Моя малая родина»
На мотивационном этапе учитель заявил общий замысел, создал положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи.
На планирующем – подготовительном этапе была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса, определены критерии самоконтроля при работе в группах (приложение1 )Третий, информационно – операционный этап,  делится на две части: в первой ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, предполагается выход за рамки кабинета. На этом этапе учитель исполняет роль координатора, наблюдателя и источника информации. На уроке же проводится вторая часть – непосредственно оформление конечного продукта.
На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку. Данный проект отличается от предыдущего не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в парах и микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков.
Результативность опыта
Положительный опыт использования метода проектов, а также результаты диагностики универсальных учебных действий позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Входная диагностика сентябрь2011год Май 2012год Сентябрь
2012год Май 2013год Сентябрь
2013год
Учебно-организационные 2,8 3,4 4,4 4,3 4,8
Учебно-логические 3,3 3,6 4,2 4,4 5
Учебно-информационные 3,5 4 5 5,1 5,9
Учебно-коммуникационные 4,5 5,2 5,7 5,7 6
Индивидуальные достижения учащихся:
№ Учебный год Ф И ученика Конкурсы исследовательских и творческих проектов Результативность
1 2012-2013 Климашевская Софья Региональный
«Я-исследователь»
(приложение4) призер
2 2012-2013 Крюкова Дария муниципальный
«Я-исследователь» призер
3 2012-2013 Богатырев Антон Всероссийский
«Русский медвежонок-языкознание для всех» победитель
4 2013-2014 Крюкова Дария Региональный
«Я-исследователь» победитель
5 2013-2014 Климашевская Софья Всероссийский
«Русский медвежонок-языкознание для всех» победитель
6 2013-2014 Ряполова Полина Региональный
«Я-исследователь» призер
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие УУД у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Библиографический список
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М: Сентябрь, 2001. –с.105
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya-u" \l "ftnt_ref1#ftnt_ref1" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya-u - ftnt_ref1#ftnt_ref1
Приложение
Приложение №1 - Лист самооценки работы в группе
Приложение №2 - Технологическая карта проекта
Приложение №3 - «Памятка для начинающего исследователя»
Приложение №4 - Исследовательская работа «Зеленые сокровища под ногами»
Приложение №5 - Проект «Семья слов»