Дипломная работаИгра как условие развитие познавательного интереса на уроках математики

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования















Аттестационная работа
на 1 категорию





Выполнил: Шибинтаева Гульмира Акымгалиевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ «Зауральная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»










Оренбург 2005 г


2.5. Задание 1.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности направленный на получение новых знаний о закономерностях оборудования, его структуре и механизмов, содержании принципов и технологий.
Исследовательский подход к обучению и воспитанию характеризуется следующими признаками:
Непрерывное изучение и внедрение в практику достижения науки
Ориентация педагогов на новые идеи в современном человекознании
Использование во всей полноте диагностического подхода
применение на практике научного анализа своего опыта.
Научная аргументация при использовании передового педагогического опыта и при распространении своих идей и находок
Всесторонний глубинный анализ (на уровне моделей и концепций). Целостная система обучения и воспитания
Обоснование эффективности пробированных или создаваемых авторских методик с помощью полученных комплексной методикой достоверных научных знаний.
Вопросы, решаемые в ходе исследовательской
работы.
Какое направление развития педагогической науки учителю импонирует в большей мере?
Какую проблему в данной области учитель ставит перед собой?
Сориентироваться в научных коллективах, с которыми придется иметь дело (найти научного консультанта).
Составить программу исследования и картотеку, затем библиографию.
Организовать свою повседневную работу как процесс исследования:
критически определить, что именно в обучении и воспитании устарело и малоэффективно
определить рациональное звено в имеющейся практике и сохранить его
изучить научную литературу и выписать те, ведущие идеи науки, которые помогают найти новые решения сложных педагогических задач
наметить программу включения себя в исследовательскую работу то надо читать, самосовершенствовать
определить последовательность овладения исследовательскими умениями и навыками
убедившись в своих возможностях войти в контакт с научными коллективами или учеными, овладеть под их руководством исследовательской культурой.
Педагогические исследования:
1) фундаментальные
2) прикладные
3) разработки
Методические параметры исследования:
1. проблема 6 гипотеза
2 тема 7 защищаемые положения
3 объект 8 методическая база
4 предмет 9 новизна
5 цель, задачи 10 противоречия
основные критерии качества педагогических исследований:
критерии актуальности
на сколько изучены
на сколько необходимы
новизна
теоретическая и практическая значимость
В структуре профессиональной компетентности учителя особое место занимают исследовательские умения.
Аналитический подход к любой педагогической проблеме:
разделять педагогические явления на составляющие элементы ( условия, причины, мотивы, средства )
осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса
правильно диагностировать педагогические явления
вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определить способы ее оптимального решения
Контактная методика взаимодействия с детьми. (это устойчивый интерес к учению к другим видам деятельности, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них ряда интеллектуальных качеств личности. Создавать специальные ситуации для их совершенствования.
Информационное умение, умения анализировать научно – педагогическую литературу (умение работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию; в процессе общения с учащимися умения проявляются в способности логически правильно строить, вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение, формировать вопросы, перестраивать в случае необходимости план и ход изложения).
Способность предвидеть, предсказывать последствия принимаемых педагогических мер. В снове этих умений педагога лежит знание сущности и логики педагогического процесса, закономерность возрастного и индивидуального развития учащихся. Учитель должен уметь прогнозировать развитие личности, предвидеть, что именно детьми может быть неправильно понято, как будет воспринят материал в связи с имеющимися у них знаниями. Для этого педагоги должны четко представлять конечный результат.
Объективность ума (нахождение причин, неудач, предупреждение их в будущем).
Нестандартное педагогическое мышление ( умение находить элементы творчества, новизны, оригинальности ) умение вникнуть в проблему и в тоже время оторваться от реальности, увидеть перспективу )
При педагогическом исследовании применяют такие методы, как наблюдение, тесты, изучение письменных работ.
Наиболее результативны следующие методики на исследование мышлении (определения, обобщения, сравнения)
В своей работе я использую следующие методы исследования:
1)наблюдение, позволяющее наблюдать за развитием мышления, речи, тонкой моторики, сформированности важнейших учебных действий, умственной работоспособностью.
2) изучение школьной документации; классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка(оценках), позволяет выяснить насколько стабильно учится ребенок; анализ ученических тетрадей дает информацию об особенностях познавательной сферы ребенка(тонкая моторика, утомляемость и др.), об отношении ребенка к учебе(аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.)
3) тестирование учащихся, позволяющее развитие психических процессов, умение классифицировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять и т.д.
4) анкетирование выявляет уровень учебной мотивации учащихся, позволяет проанализировать как система знаний влияет на повышение познавательного интереса.





















2.5. Задание 2.
Переход на четырехлетнее обучение в начальных классах поставил перед учителем ряд сложных задач, для успешного решения которых от него требуется глубокое осмысление содержания новых учебных программ, знание психофизиологических особенностей младших школьников, овладение наиболее эффективными средствами и методами обучения и их интенсивное использование.
Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности.
Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоциональной познавательной потребности, проявлению которой в большей степени способствуют занимательные дидактические игры и упражнения.
В отечественной педагогике фундамент теории игры, как важнейшего средства обучения детей, заложили исследования таких ученых, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.В.Запорожец. Позднее игре были посвящены работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.П.Усовой, Д.Б.Менджерицкой и др.
Еще К.Д.Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений, писал : «чем более вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения».
Действительно, одна из первоочередных задач современной школы – добиваться глубоких и прочных знаний, предусмотренных программами, научить каждого учащегося рационально пользоваться ими, овладевать соответствующими умениями и навыками. Следовательно, перед педагогической наукой и школьной практикой стоит актуальная проблема разработки путей интенсификации всего процесса обучения.
Один из путей интенсификации процесса обучения является необходимость включения ребенка в активную игровую деятельность, в которой он будет не созерцателем, а творцом своей мысли.
Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления, внимания, воображения, учащихся. Причина столь исключительной роли математики, в том, что самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе, в ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения значений является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Многие дети испытывают трудности при усвоении математических знаний. Маленьких школьников слишком рано отрывают от любимого занятия – игры – и сажают за парты для «серьезной» учебы. Математика начинает казаться им слишком скучной.
В связи с этим проблема привития интереса к математике в начальных классах является по сей день актуальной.
Это обусловило выбор темы исследования «Игра как условие развития познавательного интереса учащихся на уроках математики в начальной школе».
Объект исследования : учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования : педагогические условия использования игры как способа развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Цель исследования : теоретически обосновать и опытно проверить использование игры в развитии познавательного интереса учащихся на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования :
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2) выявить особенности развития познавательного интереса у младших школьников;
3) определить возможности использования дидактических игр как условие развития познавательного интереса на уроках математики в начальной школе;
4) разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках математики в 3 классе.
В связи с выдвинутой проблемой исследования необходимо сформировать гипотезу.
Гипотеза исследования : развитие познавательного интереса на уроках математики в начальной школе будет успешно, если на начальном обучении математики систематически использовать дидактические игры.
Для проверки гипотезы и реализации задач нами были использованы следующие методы :
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2) наблюдение;
3) беседа;
4) анкетирование;
5) изучение школьной документации (классный журнал, ученические дневники);
6) статистическо – математический метод обработки результатов.
Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке методических рекомендаций по использованию дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в условии знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Технология – способ преобразования вещества, информации в процессе изготовлении продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и обледененное общим содержанием, сюжетом. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных, и др.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К каким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Н.А.Зайцева, А.А.Окунева и другие.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителей функций и классификации педагогических игр (Приложение 1).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие
группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обучающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентированные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальных классов. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов и др.), встроенных в основное содержание обучения.
Игра как метод обучения – это способ работы учителя и учащихся, при помощи которого в увлекательной форме достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развитие творческих способностей, логического мышления.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
1.Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в «школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение и действительность. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и адекватный путь включения детей в учебную работу.
2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной неустойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного мышления.
Многие выдающиеся педагоги прошлого и современности интересовались вопросом игры, как составляющей части процесса обучения и воспитания.
Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский в работе «Сердце отдаю детям», писал, что жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение – этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка – было в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей. Для ребенка игра – это самое серьезное дело. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других ученых отмечается, что «в условиях игровой деятельности у детей развиваются способности к воображению. Игра побуждает учащихся к действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты» .
Хорошая игра похожа на хорошую работу.В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли» - писал А.С.Макаренко .
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры как формы обучения, писал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится, во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь в едином педагогическом процессе.
Но если педагоги – классики признавали огромную роль игры в развитии познавательного интереса детей, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного обучения. Современные педагоги, занимающейся этой проблемой : Знаков А.В., Истомин Н.Б., Петерсон Л.Г., Моро М.И. и другие.
Виды игр очень разнообразны. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечивается учителем интенсивности деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уровне, зависящем от характера организационной деятельности – репродуктивной или творческой.





Схема 1. Виды игр применяемых при обучении младших школьников.









Учитывая эту закономерность можно провести классификацию игр с учетом разнообразных видов деятельности ученика. Это: дидактические игры, сюжетно-ролевые (творческие), а также игры, различающиеся по характеру познавательной деятельности.
Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей, в дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей.

Схема 2. Структура игры.








Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п.
Интерес к игре, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи. Игровым действиям детей нужно учить.
Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Одним из основных элементов дидактической игры являются правила. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Учитель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Правила игры, устанавливаемые учителем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действий товарищей, взаимоотношения в игре. Протестуя против нарушений правил, дети говорят: «Он играет не по правилам».
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность. Специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научится.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве взрослого, педагога. Иногда такие игры называют творческими сюжетно – ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в игровых действиях.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая игра детей младшего школьного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» .
Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Учитель должен направлять игру, не нарушая ее, охранять самодеятельный и творческий: характер игровой деятельности детей, веру в правду игры.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль, он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах.
По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.
1) Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например: «Каких фигур больше, каких меньше?», «Чем они похожи и чем отличаются?», и др.
2) Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков и навыков правописания. Любимые детьми игры этой группы «Охота на лис», «Определите курс движения самолета», и другие.
3) Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся. К ним можно отнести: «Я - учитель», «Контролер», и другие.
4) Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра «Числа – перебежчицы», «Цепочка» и другие.
5) Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различая, интерес поиска недостающего. Например, такие игры: «Друзья-игрушки», «Составь узор», «Найди лишний», и другие.
Проведение игры требует большого мастерства от педагога: он должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед ним познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом игры, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.
В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доки работает несколько учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей, учителя, используя при этом средства обратной связи.
Характер деятельности учащихся зависит от места на уроке, в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока (сообщение, закрепление) и на уроке каждого типа.
Если игрой пользуются при объединении нового материала, то в нем должны быть продуманы практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При закреплении материала нужно использовать, где применяются вычислительные навыки и другие.
При подведении итогов соревнования следует обращать внимание на дружную работу участников команд, что будет способствовать формированию чувства коллективизма. Учитель должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки, сказать ребенку, что если он еще не стал капитаном в игре, то непременно им станет, если конечно, будет стараться. Чтобы не нарушать впечатления от игры, ошибки учащихся нужно анализировать не по ходу игры, а в конце.
Выполняя все эти требования, учитель может добиться сознательного и прочного усвоения знаний, причем без особых усилий и напряжения.

В условиях внедрения в практику современных форм и методов обучения по-новому ставится вопрос о педагогическом руководстве познавательного интереса учащихся на каждом уроке.
Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Своеобразие познавательного интереса – углубиться в суть познаваемого.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного времени и не могут возникнуть сразу же при поступлении в школу.
Поступая в школу, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречаться» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, рисование, ручной труд и другие виды деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к развитию сознания и мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Особенность детей младшего школьного возраста проявляется в неустойчивости их внимания. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения, произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влиянием, воздействием, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика.
Поэтому дети, особенно первоклассники, легко отвлекаются от того главного, что должно быть направлено их внимание, на уроке, во время беседы. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Детям младшего школьного возраста присуща непроизвольная память. Она становится функцией, на которую опирается учебная деятельность и приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Они повторяют то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности.
С приходом ребенка в школу, процесс овладения основами учебной деятельности осложняется возрастными особенностями младших школьников слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления.
Для преодоления этого и в учении должны широко использовать игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами. К тому же игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организованно таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.
Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью, игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементы учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, то есть игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием.
Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д.
Использование дидактических игр и занимательных упражнений на уроках математики в 3 классе, способствуют формированию у учащихся такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость.
В умело построенной игре третьеклассники систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают детям повторять полученные знания в системе, в новых условиях, что способствует
более глубокому усвоению пройденного. Дидактические игры способствуют развитию внимания, мышления, формируют волю детей. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино). Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Составление игр и игровых приемов – забота каждого учителя начальных классов.
В настоящее время в математике очень популярны авторские игры.
Предлагаем рассмотреть «Арифметические игры для 3 класса», представленные В. Сергеевым.
В практике каждого учителя бывают моменты, когда игровой материал как нельзя лучше может помочь ученикам усвоить трудные темы. Например, таблицу сложения или умножения.


Игра «Составь слово»
Цель: совершенствовать навыки быстрого и точного письменного сложения и вычитания.
Оборудование: карточки






Описание: На доске записаны две группы примеров.
71 – 47 38 + 47 56 – 37 16 + 16
18 + 18 59 + 17 82 – 53 37 + 18
52 – 19 82 – 28 17 + 36 97 – 59
К доске выходят две команды. По сигналу учителя каждый из вызванных учеников решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек ту, в которой число соответствует ответу примера. Побеждает команда, первая составившая слово.
Эту игру целесообразней проводить при закреплении письменного сложения и вычитании.
Игра «Быстро сосчитай»
Цели: совершенствовать навыки быстрого и точного устного счета. Развивать внимание и сообразительность.
Оборудование: Подвижный круг с числами.

















Описание: Ученики разделены на 2-3 команды.
К классной доске прикрепляется круг с числами, который вращается вокруг своей оси; при этом стрелка, начерченная на доске, будет указывать на число, вписанное в один из секторов круга.
Игра начинается, когда учитель поворачивает круг и обращается к ученикам: «Назовите:
а) 2 числа, сумма которых, равна указанному числу;
б) 2 числа, разность которых равна указанному числу;
в) 2 числа, произведение которых равно указанному числу».
За каждый правильный ответ команда получает очко. Победителем оказывается команда, получившая большее количество очков.
Примечание: По усмотрению учителя поставленные задания предварительно могут записываться на доске. Чтобы ограничить число возможных решений, ставиться условие: предлагать один, два, или, самое большее три варианта решения данных задач. Например, при вычитании можно получить данное число, оперируя бесчисленным множеством числовых выражений, но требуется назвать всего один вариант.
Эту игру целесообразней включать в устный счет. Она способствует развитию внимания и сообразительности учащихся.
Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.
Рассмотрим систему игр на уроках математики в четырехлетней начальной школе, под авторством Т. К. Жикалкиной.
Методы и приемы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированны на увеличение объемов самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Необходим последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: игры – путешествия, веселые шутки – минутки.
Игра «Лабиринт»
Цели: Совершенствовать умение определять сумму двух или трех чисел (в устной форме). Развитие скорости мышления и сообразительности.
Описание: На классной доске начерчен лабиринт.
По знаку учителя ученики должны быстро посчитать и сообразить, через какие трое ворот надо пройти, чтобы сумма чисел, написанных над воротами, равнялась числу, которое написано в центре круга.
Победителем становиться тот, кто быстрее и точнее всех покажет наибольшее число возможных путей до центра лабиринта. Подобную игру включают чаще всего в устный счет.
















Игра «В какой дом отнести телеграмму»
Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков.
Средства обучения: рисунки домиков на доке, под которыми записаны примеры.
Содержание игры: учитель сообщает, что учащиеся соседнего третьего класса были на экскурсии, на почте, и придумали интересную игру в почтальонов. Они зашифровали путь движения почтальона от почты к первому дому примерами. Под другими домами записали только два числа. В игре надо разгадать шифровку (поставить знак «+» или «-»), чтобы получился пример с ответом, равным номеру одного из домов. Поставив правильный знак можно определить, какому дому предназначена следующая телеграмма и т. д.
Например, узнав, что первая праздничная телеграмма послана в дом № 35, поставим знак «+» между числами, записанными под этим домом, узнаем, что следующую телеграмму почтальон отнесет в дом № 39. Поставим знак «+» под числами 27 и 14 , мы узнаем, в какой следующий дом направляется почтальон с праздничной телеграммой и т.д.




2712 4914 2714 505 5114 2719



5012 8339 1917 9450 2815 7028



17+18
19+17
Очень любят третьеклассники игры поискового характера, где нужно что – то найти, посчитать, сравнить.
Например, игра «Помоги Буратино».
Буратино решил посчитать, сколько в данной фигуре (рис. 1) треугольников?




Рис. 1




Сколько треугольников на рисунке 2? Сколько всего фигур на этом рисунке?



Рис. 2



Сколько четырехугольников изображено на рисунке 3?

Рис. 3






Игру «Помоги Буратино» проводят при закреплении темы «Доли», которая изучается в третьем классе.
В системе игр, разработанных Т. К. Жикалкиной, представлено много игр, связанных с работой над геометрическим материалом.


Игра «Угадай, что лишнее?»
Цель: развитие мышления у учащихся.
Средства игры: геометрические фигуры.
Описание: на доске выставлены геометрические фигуры: круги разной величины и цвета, треугольники разной величины и один прямоугольник.
Детям предлагается рассмотреть выставленные фигуры и показать, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?


Игра «Не скажу»
Цель: закрепление таблицы умножения.
Средства игры: –
Описание: Игра «Не скажу», которая наряду с проверкой навыков, знаний таблицы умножения способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.
Игра строиться так: перечисляя натуральные числа, ученики должны говорить «не скажу» вместо чисел, делящихся на заданное число.
Эта задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Здесь механизм переключения внимания состоит в том, что обычно произносимое учащимися при проверке таблицы умножения заменяется выражением «не скажу» в процессе называния ряда натуральных чисел.
Использование подобных игр, предложенных Т. К. Жикалкиной, позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.
Следующий автор, создавший систему дидактических игр на уроках математики Л.Г. Петерсон.
Среди обще-учебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса, как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введения на отдельных этапах урока игры «Учитель-ученик». В течении урока одни дети выполняют роль учителя, другие – оценщика, третьи – контролера. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно, чтобы тебя слушали.
При этом все многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками. Например, один ученик ставит задачу, другой решает ее, а третий – оценивает правильность решения.
Игра «Математическая эстафета»
Дидактическая цель: закрепление образования чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: десять кругов и десять треугольников.
Описание: учитель делит класс на три команды по рядам и проводит игру- соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенное число, третий - его состав, четвертый – показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют ученики из второй и третьей команды.
Победит та команда, которая не допустит не одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.
Математическую эстафету проводят на этапе закрепления образования чисел из десятка и единиц.
Игра «Хлопки»
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава числа.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик , стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий слева десятки. Учитель называет двузначное число, ученик, стоящий справа, обозначает хлопками число единиц в этом числе, а стоящий слева – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров. Они сигналят, если десятичный состав чисел показан учениками неверно.
Игру целесообразнее включить в устный счет.
Игра «Парашютисты»
Цель: закрепление умножения на «0» и на «1».
Средства обучения: рисунки парашютистов.
Содержание игры: учитель прикрепляет к магнитной доске рисунки парашютистов, под ними пишет примеры умножения на «0» и на «1»: «Десантники получили задание – приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадайтесь, куда приземлится каждый десантник (соедините пример с ответом)
Учитель поочередно вызывает учеников, они показывают стрелкой путь движения каждого десантника. Все другие ученики выполняют роль летчиков и командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.
Особый момент использования данных игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки.


































Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основы математики, реализующиеся в различных формах работы учащихся (парная, групповая), в процессе которых дети осваивают стороны учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем, - оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра для учителя важное средство выработки адекватной самооценки, повышающее ответственность учащихся и позволяющее творчески овладевать учебным материалом.
Каждая из представленных авторских игр широко используется в практике преподавания математики в начальной школе.




Задание 2.3.
На начало эксперимента была составлена программа педагогического исследования, состоящая из 3 этапов:
I этап. Констатирующий
Цель этапа: диагностика исходного положения на начало ОЭД.
Для реализации цели нами были использованы следующие методы исследования:
Педагогическое наблюдение за учащимися 3 «А» класса
Цель данного метода: выявление особенностей класса.
В результате наблюдения мы выяснили, что класс сплоченный, активный. Все дети в классе физически и интеллектуально развиты. В классе учатся дети талантливые, творчески одаренные: Галя К.- посещает кружок изобразительного искусства при ДТШ; Сергей Р. – имеет музыкальные способности, учится в музыкальной школе; Ира М. ,Саша З. – склонны к математике, с легкостью справляются с заданиями на смекалку, логическое мышление, с заданиями повышенной трудности.
В результате используемого метода исследования, особое внимание мы обратили на Сашу К., Аню Б. Эти ребята очень замкнуты в себе, на уроках не активны. Учеба им дается с трудом. Особенно трудности они испытывают в освоении такого предмета как математика. Ребята не проявляют интереса к данному предмету. К тому же они очень ранимы, тяжело воспринимают ситуацию неудачи.
Саша К., мальчик ответственный, доброжелательный. Все трудовые поручения учителя он выполняет охотно и добросовестно. В учебе он не особенно выделяется, но среди своих одноклассников он пользуется авторитетом. Многие ребята считают, что Саша К. замечательный товарищ, готовый всегда прийти на помощь.
Аня Б. учится в этом классе первый год. Девочка еще полностью не адаптировалась на новом месте. Это служит причиной того, что Аня застенчива, боится отвечать у доски, необщительна с одноклассниками.
Наблюдение за этими детьми мы планируем в дальнейшей своей деятельности.
Изучение школьной документации
Цель данного метода: выявить уровень обученности учащихся. В ходе данного метода исследования, нами был просмотрен школьный журнал, ученические дневники. В результате исследования, мы выяснили, что в 3 «А» классе – 23 ученика, из которых:
- успевают на 5 и 4, а следовательно имеют высокий уровень обученности – 68% учащихся;
- успевают на 4 и 3, а следовательно имеют средний уровень обученности – 32% учащихся;
- низкий уровень обученности (успевают на 3 и 2) – не был обнаружен.
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма уровня обученности





32% - средний уровень обученности
68% - высокий уровень обученности
3) В конце констатирующего этапа нами было проведено анкетирование, целью которого было выявить степень сформированности познавательного интереса у учащихся 3 «А» класса.
Учащимся предлагалось ранжировать школьные предметы по степени заинтересованности к ним. Так, из 9 предложенных школьных предметов предпочтение было отдано только 3 – м предметам: математика, русский язык, история.
Анкетирование проходило по следующим критериям:
- самый интересный предмет
- интересный предмет
- малопривлекательный предмет
По результатам анкетирования мы пришли к следующим выводам:
Самым интересным предметом учащиеся назвали математику (65% от общего количества учащихся). Интересным предметом многие дети считают историю (26% от общего количества учащихся). Малопривлекательным предметом для учащихся является русский язык (9% от общего количества учащихся).
Результаты анкетирования отражены в гистограмме № 1.
Гистограмма № 1
Уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 «А» класса.









Поскольку уровень развития познавательного интереса у учащихся к уроку математики высокий, поэтому наша задача – дальнейшая работа по повышению интереса на уроках математики и индивидуальная работа с отстающими детьми.
II этап. Формирующий
Цель этапа: использование игры на уроках математики для развития познавательного интереса у учащихся 3 «А» класса.
Этот этап характеризуется введением элементов учебно – познавательных, дидактических игр на различных этапах урока. Для реализации цели в своей практике мы использовали дидактические игры, предложенные Т.К. Жикалкиной.
Приведем фрагменты уроков математики, проведенные в 3 классе четырехлетней начальной школы.
Повышение интереса к предмету способствует эмоциональная атмосфера в классе.
1.Так, например, в зимнее время за 2-3 минуты до начала урока я говорю: «Ребята представьте, что мы с вами снежинки. (В эти минуты в классе тихо звучала мелодия вальса П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»). Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе (дети произвольно двигаются под звуки музыки), постепенно опускаясь на землю (движения замедляются). Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (садятся девочки), затем снежинки побольше (садятся мальчики). Все снежинки оказались на земле, их танец закончен (дети опускают голову на парту, и закрывают глаза). Тихо все кругом, наступила звездная ночь (минутка тишины). Но с восходом зимнего солнца, снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и окончательно проснулись, сказали друг другу: «Доброе утро» (дети говорят слова утреннего приветствия учителю, ученикам). А теперь прогнали остатки сна. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне хочется, чтобы мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на уроках, которые пройдут сегодня. Успехов вам и удач!».


2. Тема урока: Единицы времени. Год, месяц, неделя.
Цели урока:
1) формирование у детей представления о годе, месяце, неделе, знать порядок следования дней, недели и месяцев в году.
2) закреплять знания по таблице умножения и деления.
3) активировать внимание учащихся, прививать интерес к предмету;
Оборудование: календарь, кленовые листочки из цветной бумаги, рисунок медвежонка, мел.
Литература: учебник математики для третьего класса (1-4) под авторством Моро М.И.
В устном счете учитель предлагает игровую ситуацию «Незадачливый математик». На доске записываются примеры с пропущенными знаками и цифрами:
14 : = 1 9 - 15 = 75
56 – 2 = 34 61 + = 72
7 6 = 49 64 : = 8
39 : = 39 73 х 1 =
В правой части прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками (х, 0,22,14,11,73,8,1) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть? Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
По вызову учителя дети выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими промежутки.
Оценивая работу детей, учитель говорит: «Медвежонок очень рад, с вашей помощью ребята, кленовые листики опять на своих местах».
3. Тема урока: Умножение нуля. Умножение на 0. Деление нуля. Невозможность деления на 0.

Цели урока:
1) учить решать задачи, когда надо сложить два произведения. 2) закреплять умение выполнять умножение и деление с числом 0,
с числом 1.
3) активировать внимание учащихся содержанием задач.
Оборудование: линейка, карандаш.
Литература: учебник математики для третьего класса (1-4) под авторством Моро М.И., журнал «Нач. школа» №8 1999г.
На уроках математики дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме. Этот прием удачно разнообразит устный счет.
1. Ветер дунул, лист сорвал
И еще один упал.
А потом упало пять,
Кто их может сосчитать?
2. Ежик по грибы пошел,
десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках еж?
3. Группа малышей - утят
плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
При решении более сложных задач (содержащих два действия) учитель выставляет карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действий дети ставят сами, объясняя свой выбор.
4. Тема урока: «Умножение нуля. Умножение на нуль. Деление на нуль. Невозможность деления на нуль».
Цели: 1) Ознакомить с приемом умножения на 0. Ознакомить с приемом деления на 0.
2) Активизировать внимание детей на таком умножении и делении.
3) Развивать находчивость, сообразительность, интерес к предмету.
Оборудование: бумажные кораблики, мел.
Литература: учебник математики для третьего класса (1-4), под авторством Моро М.И., журнал «Нач. школа» № 10, 2002г.
Ход урока:
На этапе закрепления изученного материала учитель предлагает игру «Точно по курсу».
На доске записываются примеры без ответов:
12 х 0 = 0 : 18 = 0 х 23 =
75 – 14 = 89 – 51 = 34 + 28 =
9 х 8 = 6 х 8 = 5 х 9 =
0 : 54 = 29 х 0 = 63 х 0 =
Внизу под примерами выставляются бумажные кораблики. На парусе каждого из них записаны числа (0, 61, 72, 0, 0, 38, 48, 0, 0, 62, 45, 0), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске. На каждом парусе записан только один из перечисленных ответов. Можно предложить детям такую ситуацию: в море начался шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся берут любой кораблик, и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля. Игру можно провести как соревнование. Для этого надо вызвать трех учеников (Количество вызванных учеников должно соответствовать числу записанных на доске столбиков примеров). Кто быстрее проведет по курсу все свои корабли, т.е. найдет точный ответ к каждому примеру своего столбика, тот считается лучшим капитаном.
Изготовить кораблики можно быстро и просто: вырезать два одинаковых четырехугольника в форме лодочки и склеить в виде кармашка. В кармашек вставляется карточка с цифрой. Получается кораблик с парусом.


2.5. Задания 4.
III этап. Контрольный
Цель этапа: определить качественные и количественные изменения в развитии познавательного интереса при использовании игры на уроках математики.
Для реализации цели нами было повторно проведено анкетирование.
И на этот раз самым интересным предметом учащиеся назвали математику
(78% от общего количества учащихся).
Интересным предметом многие дети считают историю (15% от общего количества учащихся).
Малопривлекательным предметом для учащихся, по прежнему, является русский язык (7% от общего количества учащихся).
Результаты анкетирования отражены в гистограмме № 2.








Гистограмма № 2.
Уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 «А» класса.











Качественные и количественные изменения в развитии познавательного интереса учащихся 3«А» класса отражены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень познавательного интереса у учащихся 3«А» класса.
Предмет
На начало ОЭД
На конец ОЭД

1. Математика
65%
78%

2. История
26%
15%

3. Русский язык
9%
7%





Как показывает исследование, на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают, собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором развивается урок. Используя положительно из урока в урок дидактические игры, элементы учебно – познавательных игр, мы поднялись на ступеньку выше: игра из развлечения стала превращаться в игру – работу. Однако не все дети включались в такую более сложную умственную деятельность. Некоторых по-прежнему волновал лишь игровой сказочный сюжет, а не решение связанных с ним учебных задач.
Задания познавательного характера присылали ученикам и сказочные герои, которые порой появлялись в классе при правильных ответах. Иногда сказочные герои оживали. И вот уже Аня Б., превратившись в Синеглазку, отвечает на уроке математики. Шляпка Синеглазки, надетая на девочку, помогает ей и детям окунуться в мир сказки. И не беда, если ответ не совсем правильный, ведь это ошибается не сама девочка, а ее героиня.
Одноклассники с огромным желанием помогали сказочным героям справиться с заданием, а ученики, исполнявшие их роли, при неправильном или неточном ответе легче воспринимали ситуацию неудачи.
Мы заметили, что многим, легко ранимым детям такое перевоплощение помогало развивать самообладание, умение держать себя уверенно даже в затруднительных ситуациях.
Саша К. первое время боялся выходить к доске отвечать, но когда я предложили ему на уроке математики стать капитаном, он с радостью пошел к доске и ответил на вопрос. Со временем болезненная застенчивость, нежелание отвечать у доски у мальчика исчезло совсем.





2.5. Задание 5.
Анализируя результаты нашего движения вперед, мы, однако, почувствовали, что целостного представления, связывающего игру с учебной темой на уроке, даже при наличии игровых ситуаций не получалось.
В конце исследования возникла идея проведения уроков с определенным игровым сюжетом.
Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой линией.
Конспект одного из уроков мы предлагаем в приложении 2.
Методические рекомендации по использованию
дидактической игры на уроках математики в начальной школе:
1) Сюжет игры должен быть доступно изложен учащимся;
2) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
3) Материал игры должен быть посилен для всех детей;
4) Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию;
5) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ученик;
6) Если у доски работают несколько учащихся, то все остальные,
выполняют роль контролеров и судий;
7) К ученику, допустившему ошибку, учитель должен отнестись с большим тактом;
8) Ошибки анализировать не по ходу, а в конце игры;
9) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким;
10) По окончании игры – соревнования, нужно отметить дружную работу учеников, команд.
В исследовании ставились задачи выявления особенностей развития познавательного интереса у младших школьников, а также определение возможности использования дидактической игры как условия развития познавательного интереса на уроках математики в начальной школе.
В данной работе на тему: «Игра как условие развития познавательного интереса учащихся на уроках математики в начальной школе» были рассмотрены теоретические и практические аспекты этой проблемы.
В теоретической части были проанализированы проблемы использования дидактической игры на уроках математики в начальной школе, основные теоретические концепции, рассмотрены основные виды игр. Дидактическая игра представляла для нас интерес с точки зрения использования ее как метода, при помощи которого, у младших школьников развивается мышление, внимание, воображение и другие виды познавательной деятельности.
В условиях школьного обучения развитие познавательного интереса происходит в процессе уроков с элементами игры. Игра была предметом многочисленных исследований с точки зрения ее связи со школьным обучением.
Проблему привития интереса математике в начальных классах исследовали психологи, искусствоведы, ученые. Но и сейчас она остается актуальной.
В отечественной педагогике фундамент теории игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания и обучения детей, заложили исследования таких ученых, как В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Л.С. Выготского, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой и др.
В экспериментальной части нашего исследования, полученные экспериментальные данные подтверждают важность и необходимость использования игры, как условия, влияющего на развитие познавательного интереса учащихся в начальной школе.
В результате опытно – экспериментальной работы была достигнута цель исследования. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение. А также была определена ведущая роль игры в развитии познавательного интереса учащихся.
На этом наша исследовательская деятельность не заканчивается. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над данной темой и разработать комплекс дидактических игр на табличное умножение и деление.



2. 5. Задание 6.

В своей дальнейшей исследовательской деятельности я продолжу работать над темой « Использование игры как условие развития познавательного интереса младшего школьника на уроках математики ».
Программа дальнейшего исследования будет состоять из следующих этапов:
1. Диагностический этап (выявление проблемы и обоснование, ее актуальности)
2. Прогностический этап – постановка цели, формирование гипотезы; прогнозирование ожидаемых положительных результатов.
3. Практический этап – воплощение педагогического замысла в деятельности.
4. Обобщающий этап. Анализ и оценка результатов.














Cписок литературы:
1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте, в его книге: Избранные психологические исследования. – М.: 1956 с.152
2. Давыдова В.В. Через игру к социализации личности.// Нач. школа, № 11 – 2000
3. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. – М.: «Академия», 2002
4. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.: «Просвещение», 1989
5. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы . Пособие для учителя. – М.: «Новая школа», 1995
6. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// «Дошкольное воспитание», - М.: 1965
7. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума. – М.: 1966
8. Земцова Л.И. Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе// Нач. школа, № 10 – 1988
9. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальной школе. – М.: 1992
10. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательного интереса в учебном процессе.// Нач. школа, № 12, 1994
11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. – М.: «Педагогика», 1969
12. Подласый И.П. Педагогика. – М.: «ВЛАДОС – ПРЕСС», 1999
13. Симонова А.А. Дидактический материал при изучении состава чисел первого десятка.// Нач.школа, № 10 – 1988
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998
15. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических заведений. – М.: «Школа – Пресс», 2000
16. Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики.// Начальная школа, № 10 – 1988
17. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: 1960
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: 1961
19. Хрипкова А.Г. Младший школьник. – М.: «Педагогика», 1988, с.272
13PAGE 141115


13PAGE 141015


13PAGE 14315



Сюжетно-ролевые (творческие)

Познавательные

Дидактические

Виды игр

Структура игры

1.Замысел (задача)

2.Содержание

3.Игровые действия

4.Правила

5.Результат

19

Д

36

Р

33

О

85

С

24

С

54

И

76

Я

32

Р

53

У

38

Ж

55

Б

29

А

56 8


18 15



11 0

35 6





150



90



№ 35


№ 37


№ 39


№ 41


№ 43


№ 45


№ 36


№ 38


№ 40


№ 42


№ 44


№ 46


поч
та

0 х 5

5 х 0

1 х 5

0 х 1

1 х 1

1 х 0

5 х 1

5

0

1


32%

68%





Русский язык



История



Математика



%

80

60

40

20

0


65%



·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·




Математика
История
Русский язык



H Заголовок 1B Заголовок 215тD Верхний колонтитул, Номер страницыB Нижний колонтитул^ Основной текст с отступомd Основной текст с отступом 2` Основной текст с отступом 3D Основной текст