Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка


Развитие познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка
Методика преподавания иностранного языка должна основываться на разумном сочетании теории и практики, широком использовании звучащей речи на уроках, тщательном отборе языкового материала, в том числе, образцов речи, и создании научно обоснованной системы упражнений для овладения устной и письменной речью на английском языке. В процессе обучения языку, учащиеся должны научиться свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом - как естественным средством коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм данного иностранного языка. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу.
Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Это возможно при знании различных психологических и педагогических особенностей. В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися английским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народа, язык которого изучается.
Применение новых технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует не только поддержанию интереса к изучению английского языка и обеспечению высокого уровня знаний, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся.
Нетрадиционные формы уроков, наряду с обязательным курсом, создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения, а также являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь - важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний.
Педагог может использовать, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-игра;
урок-диспут;
урок-турнир;
урок-викторина;
видео-урок;
урок-конференция;
урок-брейн - ринг;
урок-проект;
урок-исследование;
урок-рассуждение;
урок-экскурсия.
Чтение текстов, диалогов вносит разнообразие в урок, развивает познавательный интерес учащихся к иностранному языку, помогает активизировать их мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный запас школьников по иностранному языку. Познавательный интерес к иностранному языку можно сформировать, соблюдая ряд условий:
1) Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
2) Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку; чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся;
3) обучение должно быть трудным, но посильным; чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать;
Для проявления интереса к элементам образования на иностранном языке необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Современную жизнь уже невозможно представить без интернета. Для современных детей и подростков интернет - это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением интернетом и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов. Поэтому сегодня учитель должен быть особенно эрудирован, обязательно должен владеть компьютерными технологиями, умело использовать интернет в учебной и внеурочной деятельности. Учитель должен воспитывать у школьников культуру общения с техникой, обучать поиску полезной информации в сети, умению анализировать, обобщать, делать выводы. В результате чего будут расширяться способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по английскому языку.
Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, изобразительное искусство, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по английскому языку.
Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения, он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило его использование в особое положение с другими языками, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.
У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть. А что касается форм урока, то существует несколько нюансов, от которых зависит выбор той или иной формы урока: тема, содержание, дидактические задачи и, конечно, возрастные особенности учащихся.
Видео - урок
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Урок-проект
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов - это метод 5 «п»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация.
При подборе темы проекта необходимо ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Урок-экскурсия (урок - путешествие)
Урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями. Что ещё нужно, чтобы почувствовать себя частью английской культуры и испытать те же чувства, которые испытывают жители столь удивительных мест?
Структура проведения урока-экскурсии: учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.
Урок-игра
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-диспут (или дебаты)
Дебаты развивают умение логически и критически мыслить; умение организовывать свои мысли; владение устной речью; риторические умения; уверенность в собственных силах; способность работать в группе; способность сосредотачиваться на сути проблемы; умение держаться на публике.
урок-турнир
обычно проводятся для учащихся младших классов в конце четверти на заключительном уроке. Им предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д.
Урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-беседа
похожи по своей структуре. Учитель выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявляется тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно подготовить.
Урок-исследование
это урок, на котором учащиеся могут исследовать себя и найти ответы на какие-то важные вопросы. Им предлагаются какие-либо тесты (на иностранном языке) психологического или познавательного характера, которые они выполняют во время урока.
Нетрадиционные уроки позволяют:
1) формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;
2) объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;
3) реализовать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;
4) активизировать познавательную деятельность учащихся;
5) повышать качество усвоения изучаемого материала;
6) создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;
7) выявлять способности каждого;
8) улучшать контакт учителя с учащимися;
9) формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;
10) учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;
11) повышать интерес учащихся к иностранному языку;
12) обогащать знания учащихся новыми сведениями.
К сожалению, многие учащиеся не испытывают интереса к иностранному языку, в силу отсутствия языковой среды, в которой они могли бы использовать полученные знания, непонимания иноязычной речи, естественной трудности её восприятия, поэтому они не видят личностного смысла в изучении иностранного языка. Между тем, глобальные изменения в мире, процессы интеграции делают актуальным знание иностранного языка и его освоение. Поэтому меня интересует проблема, каким образом можно стимулировать познавательный интерес к изучению предмета.