Формирование познавательного интереса подростков к изучению английского языка во внеклассной деятельности


Формирование познавательного интереса подростков к изучению английского языка во внеклассной деятельности
Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления. Эта проблема актуальна для России, где происходят изменения в политике, экономике и социальной сфере. Происходит интеграция России в мировое сообщество. Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности, которая предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов. Формировать непредвзятый взгляд на мир, ломку сложившихся стереотипов, обучение культуре общения.
В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации не возможно научить человека на всю жизнь, важно развивать в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Изучение английского языка основывается на том, что английский язык является важной составляющей стандарта образования настоящего века. Общая тенденция мирового развития, обусловлена необходимостью существенных изменений в системе образования: значительное расширение масштаба межкультурных взаимодействий.
В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется: усилить роль ряда дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, в том числе и иностранный язык; обеспечить знания выпускникам средней школы на уровне функциональной грамотности. Кроме того, английский язык-язык международного общения, используется на официальных и деловых встречах. Английский язык является рабочим языком ООН, международной авиации и флота, а так же широко используется в компьютерной промышленности. Более половины научной литературы, теле- и радиопрограмм выходят на английском языке.
В идеале обучение иностранному языку должно носить самостоятельный характер, осуществляется не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Но практика показывает, что интерес у школьников к изучению иностранного языка не очень высок. Это говорит о том, что необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению иностранного языка. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требованием от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Поэтому, чтобы снять напряжение и усталость, заинтересовать в изучении языка необходимо проводить систематически внеклассные занятия по иностранному языку. Разнообразие форм и методов внеклассной деятельности позволяет привлечь подростков к поиску иноязычной информации.
Разработкой данного вопроса в педагогике и психологии занимались такие ученые как Н.П. Аникеева, К.Б. Есипович, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Г.И. Щукина и другие.
В теории и практике наиболее полно освещены вопросы формирования познавательного интереса у младших школьников. Однако недостаточно изучен вопрос формирования познавательного интереса у подростков, что определило тему нашего исследования: «Формирование познавательного интереса подростков к изучению английского языка во внеклассной деятельности.»Познавательный интерес подростка определяется возрастными новообразованиями - стремлением к взрослости и вместе с тем развитием самостоятельности. Ученые психологи и методисты выделяют ряд приемов, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. Важную роль играет постоянное обновление содержания, способов, формирование самостоятельной работы, вызывающее у учащихся состояние ожидания от обучения чего – то нового, особенного. Процесс становления познавательного интереса, его углубление связано с неоднократным обращением к предмету интереса личности, а так же необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков, которые условно поделены на теоретиков и эмпириков. В передовом опыте учителей можно обнаружить множество приемов рациональной организации деятельности учащихся, обеспечивающих успех. Среди них распространена индивидуализация заданий, их постепенное усложнение с учетом возможностей ученика, помощь в преодолении встречающихся препятствий, создание специальных учебных ситуаций, в которых неуверенный в себе ученик может пережить радость успеха.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Ананьев Б.Т. Подростковые потребности и интересы личности.- М.:1959.
2.Бауман Д.Э. Познавательный интерес учащихся как средство активизации учебного процесса.// Советская педагогика.- М.: 1958.
3.Иванов В.Г. Особенности интересов учащихся подростков.// Проблемы возрастной педагогики.- М.:1960.
4.Клементенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средних школах.- М.:1981.-456с.
5.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-2ое изд.- М.:1988.-223с.
6.Фельдштейн Д.М., Бостанджиева Т.Н. Психология современного подростка.- М.:1987-238с.