Программа опытно-экспериментальной работы МК учителей начальных классов по теме: «Формирование субъектной позиции младшего школьника в условиях модернизации образовательного процесса»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 19» АКИМАТА г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Программа опытно-экспериментальной работы МК учителей начальных классов по теме:
«Формирование субъектной позиции младшего школьника в условиях модернизации образовательного процесса»
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
2015

УТВЕРЖДАЮ
Директор КГУ СШ № 19
Азимбаева К.М.
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2015-2020 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
МК УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КГУ № 19 Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Тема города: «Содержательные и технологические аспекты становления субъектной позиции личности в процессе совершенствования качества образования»
Тема школы: «Возможности современных образовательных технологий в становлении субъектной позиции педагога и учащихся в условиях модернизации образовательного процесса»
Тема ШМК учителей начальных классов: «Формирование субъектной позиции младшего школьника в условиях модернизации образовательного процесса»
Обоснование темы. Актуальность
Одной из главных целей начальной школы на современном этапе является формирование у младшего школьника учебной самостоятельности, основанной на устойчивом познавательном интересе, способности ученика к постановке целей, мысленному планированию, интеллектуальным способам познания мира, рефлексии, самооценке, коррекции собственной деятельности. Перечисленные способности составляют сумму основных компетенций субъекта деятельности. Эти целевые установки потребовали обновления содержания, технологий преподавания, реконструкции системы контроля и оценки качества образования, пересмотра подходов при организации внеурочной деятельности и процесса воспитания.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, широта профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны. Качественное образование подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентоспособность в современном мире.
Под качеством образования в современных условиях понимается достижение учащимися образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
Концептуальные основы изменения содержания образования состоят в постепенном переходе от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоении знаний, умений, навыков к ориентации на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов образования с учётом особенностей личности.
В своей работе определена ориентация на следующие образовательные результаты:
- социализация обучающихся – их личностные результаты как усвоенная система ориентаций и ценностей, позволяющая им быть полноправными членами общества;
- метапредметные результаты – сформированные ключевые компетентности как универсальные способы деятельности, используемые при решении проблем в рамках учебно-воспитательного процесса и реальных жизненных ситуациях;
- предметные результаты обучения – освоенные знания, умения, навыки и компетентности по образовательным областям и учебным предметам.
Формирование у младших школьников субъектной позиции, является для современной школы одной из важных педагогических задач. В современной ситуации развития общества проблема становления опыта личности приобретает всё большую актуальность в связи с возникающей угрозой дегуманизации человека, что является следствием его отчуждения от труда, общества и культуры. Гуманизация образования, его поворот к человеку предполагает создание условий для развития субъектных свойств личности. Развитие такого качества личности, как субъектность позволяет человеку стать творцом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие поставленной цели.
Для определения понятия «субъектная позиция» применительно к личности младшего школьника, имеет смысл рассмотреть сложившиеся в науке подходы к трактовке каждого из данных понятий.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у школьников субъектной позиции, показателем которой является приобретаемый мим в процессе образования субъектный опыт дает основание утверждать что это одна из актуальных, но мало изученных проблем. Так, субъектный опыт учащихся рассматривается как «опыт в обучении» (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.); как опыт правил и организации собственных действий и собственного отношения (Ю. А. Артемьева, Е. В. Бондаревская , А. В. Брушлинский, Н. П. Локалова, В. А. Петровский, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.).
Разнообразные аспекты процесса формирования человека как субъекта познания и труда разрабатываются в психологии и в педагогике, где человек рассматривается как активно действующий, познающий, обладающий сознанием индивид, носитель предметно-практической активности и познания, способный давать отчет о своих действиях, ставить и осуществлять цели, проводить анализ процесса и результатов, как своей деятельности, так и деятельности других людей, принимать решения и осуществлять их реализацию. Кроме того, человек как субъект способен развиваться и самосовершенствоваться, а будучи наделенным определенной свободой, преобразовывать окружающий мир и себя в этом мире. В составе коллектива субъект может проявлять инициативу и самостоятельность.
«Позиция школьника, – как пишет Д. Б. Эльконина, – не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». В этой мысли Д. Б. Эльконина прослеживаются предпосылки формирования субъектной позиции младших школьников и определяется ее основная характеристика – устремленность личности растущего человека на самосовершенствование. По словам Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность по самоизменению», поэтому для исследования проблемы формирования субъектных свойств личности больше всего подходит определение субъекта как носителя предметно-практической активности и познания.
Цель исследования: Выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ученика, формирование интеллектуальной, творчески мыслящей, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями и компетентностями, способной адаптироваться к условиям жизни.
Объект исследования: процесс формирования субъектной позиции младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе.
Гипотеза: Повышение качества образования в начальной школе во многом зависит от успешности развития ключевых компетентностей учащихся через систему содержания и форм проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий, направленных на формирование субъектной позиции младшего школьника.
Для проверки гипотезы и в соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Раскрыть сущность субъектной позиции и охарактеризовать особенности её формирования в образовательном процессе начальной школы.
- Разработать и адаптировать модель формирования субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе.
- Выявить и охарактеризовать педагогические условия и средства эффективного формирования субъектной позиции у учащегося начальной школы.
- Определить критерии и показатели сформированности у младших школьников субъектной позиции.
Методы исследования:
Эмпирические методы: изучение литературы по теме эксперимента, нормативных и инструктивно-методических документов, анализ документации, педагогическое наблюдение, опросы, тестирование, изучение и обобщение опыта
Теоретические методы: моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, синтез, статистический метод, рефлексия, коррекция.
База ОЭР: начальные классы и КПП КГУ СШ №19
Определение класса, предмета, экспериментального и контрольного объектов (индивидуально каждым педагогом).
Сроки эксперимента, этапы:
I  этап – 2015-2016гг. Поисковый, подготовительный.
Изучение и анализ научно – педагогической литературы по проблеме,  ознакомление с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем темы. Поисковый эксперимент. Определение содержания  деятельности отдельных  учителей в контексте инновационной деятельности.
II  этап - 2016-2019гг. Формирующий, поисково-экспериментальный.
Внедрение  достижений педагогической науки и практики. Организация специальных занятий – консультаций, методических семинаров, педагогических  чтений для учителей.
III  этап – 2019-2020гг. Заключительный, обобщающий этап.
Соотнесение результатов с целями, анализ полученных данных, выдвижение практических рекомендаций, оформление результатов исследований, подведение итогов работы, описание хода эксперимента и его результатов. Творческие  отчеты. Оформление портфолио эксперимента.
Критерии эффективности эксперимента:
результаты обученности;
результаты сформированности ключевых компетентностей;
состояние здоровья учащихся;
удовлетворённость субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители).
Оформление результатов ОЭР:
научный отчёт по обозначенной проблеме;
система содержания и форм проведения учебных занятий, направленных на развитие ключевых компетентностей;
методическое пособие и методические рекомендации по реализации данной системы;
дидактический материал по программе исследования;
программа по предмету;
сборник творческих работ учащихся, педагогов;
сборник творческих работ учащихся;
доклады по проблемной теме;
публикации в научно-методических изданиях;
мультимедийная презентация результатов исследования для внедрения в опыт работы школ города (области).
Оценочные действия в ходе эксперимента:
организация собеседований с целью определения уровня понимания участниками ОЭР основных целей эксперимента и механизмов её осуществления;
осуществление анализа занятий с целью определения соответствия способов и условий работы целям ОЭР;
анализ положительных и отрицательных последствий проводимых исследований;
организация консультаций, рефлексий и психолого-педагогических профессиональных тренингов;
обсуждение эффективности педагогических действий участниками ОЭР.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– гуманистические идеи ученых о становлении личности, ее интеграции в общество (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, И.А. Липский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Э. Эриксон и другие); её социализации и социаль-ного воспитания (В.М. Басова, В.Г. Бочарова, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, В.А. Фокин и другие);
– идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие);
– философские, психолого-педагогические теории формирования субъектной позиции и становления субъектности ребенка (З.А. Абасов, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Х. Кадырова, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.К. Осницкий, Л.Г. Петерсон, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и другие);
– положения о роли деятельности в формировании личности, об особенностях социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте (А.С. Белкин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин); о формирова-нии Я-концепции у ребёнка в этот период (Р. Бернс, И.С. Кон, Э. Фромм и другие);
– результаты исследований по организации обучения, воспитания и развития учащихся в начальной школе (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Виноградова, А.Б. Воронцов, В.К. Дьяченко, В.И. Загвя-зинский, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, Г.Ю. Ксензова, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Н. Лысенкова, Н.А. Менчинская, В.Д. Никандров, Л.Г. Петерсон, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова, Р.Г. Чуракова, В.Д. Шадриков и другие);
– идеи средового подхода в педагогике (Л.В. Байбородова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин и другие).
Условия успешности эксперимента:
принятие идеи, чёткое осознание цели и задач эксперимента;
знание критериев и показателей эффективной организации и оценки ОЭР;
продуманное определение проектировочно-преобразовательной деятельности (программа, планы, создание условий, педагогические действия, рекомендации);
целенаправленный мониторинг эксперимента на основе самодиагностики и психолого-педагогической диагностики;
сотрудничество с психологической, социальной, медицинской службами;
объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов ОЭР;
ответственность руководителя, учителя за организацию и результаты эксперимента;
положительная динамика качества образования и уровня здоровья участников эксперимента.
Индивидуальные темы ОЭР педагогов ШМК
№ ФИО учителя Тема ОЭР
1 Развитие познавательных способностей на уроках русского языка как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
2 Развитие познавательных способностей на математики как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
3 Развитие литературоведческих знаний как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
4 Развитие познавательных способностей на уроках познания миракак средство формирования субъектной позиции младшего школьника
5 Развитие познавательных способностей как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
6 Исследовательская деятельность как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
7 Развитие творческого мышления на уроках математики как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
8 Развитие умений самоконтроля и самооценки учащихся как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
9 Развитие субъектных отношений учителя и ученика при формировании компетентностей на уроках математики
10 Формирование речевых навыков и умений учащихся на уроках русского языка как условие развития субъектной позиции младшего школьника
11 Роль игровых технологий в формировании субъектной позиции младшего школьника
12 Развитие критического мышления как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
13 Использование схем-моделей на уроках русского языка как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
14 Развитие познавательных способностей на урокахродного языка как средство формирования субъектной позиции младшего школьника
16 Формирование субъектной позиции дошкольника через игровые технологии

Список литературы
Ананьев, Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе / Б. Г. Ананьев. – М. : Учпедгиз., 1960. – 226 с.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
Артемьева, Ю. А. Модель формирования субъектной позиции / Ю. А. Артемьева // Успехи современного естествознания . – 2008. – №8. – С. 14-17.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. -Москва; Воронеж : Ин-т практической психологии. - 1995. – 349 с.
Бондаревская, Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 1997. – 28 с.
Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский.- Москва. : Институт психологии РАН. – 1994. – 47 с.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А, Зимняя. – М. : Логос, 2004. – Ч. IV. – 234 с.
Локалова, Н. П. Уроки психологического развития как средство формирования субъекта учения / Н. П. Локалова; под общей ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. – Ч.1. – М : ПЕР СЭ, 2004. – 58 с.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 24-е изд. М. : ОНИКС, 2003. – 896 с.
Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / В. И. Загвязинский и др.; под ред. В. И Загвизинского. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с.
Петровский, В. А. Личность. Деятельность. Коллектив / В. А. Петровский. – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.
Психологический словарь Немова / Р. С. Немов. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. – Волгоград, 1994. – С. 42-43.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М., 1974. – 265 с.
Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская, – М. : Сентябрь, 1996 – 96 с.