Формирование субъектной позиции семьи через сообщество семейных клубов


Полякова Ольга Васильевна,
заместитель директора по учебной работе
учитель английского языка МБОУ СОШ №8
г. Чехова Московской области,
победитель муниципальногоконкурса «Учитель года-2006»
(Чеховский муниципальный район),
победитель ПНПО-2008,
почетный работник общего образования
Управление развитием субъектной позиции семьи через сообщество
семейных клубов

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-1" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ31.1. Субъектность семьи и ребенка – понятие и педагогические условия её развития в семейном взаимодействии PAGEREF _Toc432349277 \h 21.2. Представленность опыта в методической литературе и практико-педагогической деятельности PAGEREF _Toc432349278 \h 22. Семейный клуб как средство развития субъектной позиции детей……. PAGEREF _Toc432349279 \h 22.1 Роль семьи в формировании субъектной позиции ребенка PAGEREF _Toc432349280 \h 22.2.Опыт деятельности семейного клуба, организованного на базе МБОУ СОШ №8 г.Чехова Московской области, по формированию субъектной позиции ребенка PAGEREF _Toc432349281 \h 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc432349282 \h 2ВВЕДЕНИЕ
В современном российском обществе, в развитии которого часто наблюдаются многообразные кризисные явления, успешность человека определяется развитием и проявлением у него определенной системы отношения к миру, другим людям и самому себе, позволяющей ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей и природы, совершать жизненные выборы и поступки, основным критерием которых является принятая личностью ценность. Проявление качеств инициативности, способность формировать жизненную позицию, вера в собственные силы, высокий уровень личностной активности и другие социальные качества в совокупности характеристик структуры личности составляют субъектно-деятельностный компонент, обнаруживающийся в феномене субъектной позиции.
Актуальность работы по данной теме обусловлена тем, что проблема создания оптимальных социально-педагогических условий, которые в состоянии обеспечить результативное становление субъектной позиции у детей, не всегда находит верного решения в современных социальных институтах воспитания.
В ходе решения широкого круга задач в области подготовки к самостоятельной жизни недостаточное внимание уделяется вопросам, связанным с социальным самоопределением, самоутверждением, развитием у детей умения и готовности проявлять себя в качестве субъекта общественной жизнедеятельности.
В современный период развития российского общества активно ведутся поиски путей утверждения и максимального раскрытия потенциала детей.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личного развития и роста детей через организацию взаимодействия с родителями – необходимо активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, предать ей целенаправленный, общественно-значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение детей внутри семьи через активную деятельность.
Именно семья, её собственная позиция в качестве коллективного субъекта имеет решающее значение в формировании субъектной позиции ребенка. При этом, как показывают современные исследования и практика педагогической деятельности, уровень развития субъектной позиции семьи, не всегда является достаточно высоким, чтобы обеспечить необходимое субъектное развитие ребёнка. В этом собственно, и заключается проблема, существующая сегодня в педагогической практике: как сформировать субъектную позицию ребёнка в условиях недостаточно сформированной субъектной позиции семьи?
Ситуация усугубляется тем, что семья является достаточно закрытым социальным институтом и влияние на происходящие внутри семьи процессы ограничено. Одним из способов косвенного воздействия на развитие субъектной позиции семьи и, соответственно, ребенка мы считаем организацию «площадки» конструктивного общения, взаимодействия и деятельности данных субъектов в пространстве семейного клуба.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия становления субъектной позиции семьи и детей в сообществе семейного клуба.
Объект – процесс организации общения, взаимодействия и деятельности детей и взрослых членов семей в сообществе семейного клуба.
Предмет – педагогические условия становления субъектной позиции семьи и детей в сообществе семейного клуба.
Задачи исследования:
1. Выявить факторы, влияющие на процесс становления субъектной позиции семьи и ребенка в пространстве семейного клуба.
2. Определить педагогические условия эффективного функционирования сообщества семейного клуба как средства становления субъектной позиции семьи и детей.
3. Осуществить оценку результативности и выявить динамику процесса становления субъектной позиции семьи и детей в сообществе семейного клуба.
Методы исследования
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта образовательных учреждений, сравнение, обобщение.Эмпирические: анкетирование, интервью, включенное наблюдение.
Этапы работы. Формирование данного опыта осуществлено в практике работы учреждения в период 2011-2015 гг.:
На первом этапе (2011-2012 гг.) осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, изучено состояние проблемы в практике, сформулированы проблема, цель, задачи.
На втором этапе (2012-2013 гг.) спроектирована, обоснована и реализована в практике деятельности семейного клуба модель становления субъектной позиции ребенка в семьях, организованных в семейный клуб.
На третьем этапе (2014-2015 гг.), контрольно-оценочном, проведен итоговый мониторинг результативности опыта деятельности семейного клуба через измерение уровня востребованности семейного клуба и сформированности субъектной позиции семей и детей, обобщен опыт деятельности.
Базой педагогического опыта выступили семьи, организованные в семейный клуб. В данной работе приняли участие дети в возрасте от 7 до 14 лет (30 детей из 25 семей).
Новизна представленного опыта
Для нас является инновационным создание такого педагогического явления, как социально-педагогическая система в виде сообщества семей, организованных в семейный клуб; новой является не сама форма семейного клуба, а создание в нем условий для развития субъектности детей через организацию детско-родительского и семейно-педагогического взаимодействия. Спецификой функционирования данной социально-педагогической системы является расширение сферы деятельности семейного клуба, осуществляющего влияние на семейное воспитание.
Обоснован принцип педагогической самоорганизации семей в сообществе, совместно определяющих ценностные установки, стратегии, подходы к воспитанию – ведущий к развитию субъектной позиции самих семей.
Раскрыты особенности и условия неформального взаимодействия взрослых и детей в совместной жизни (совместные мероприятия, учебные и трудовые проекты, праздники, театральные представления, путешествия и др.).
Установлена и подтверждена положительная динамика становления субъектной позиции детей, проявляющаяся в активизации адекватной оценки детьми собственных возможностей успеха и результата, в обогащении внутренней мотивации к самоизменению и участию в самостоятельной деятельности.
Практическая значимость
Разработанная модель становления субъектной позиции ребенка в семьях, организованных в семейный клуб, способствует достижению более высокой результативности деятельности педагогического коллектива и семьи в плане воспитания и развития школьников.
Разработана и внедрена в практику программа работы психолого-педагогического сопровождения работы семейного клуба; данная программа реализуются в деятельности семейного клуба и службы психолого-педагогического сопровождения. Консультационную и обучающую деятельность в них осуществляют педагоги, психологи и наиболее компетентные родители.
Структура работы представлена введением, двумя главами и заключением.
1. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА
1.1. Субъектность ребенка – понятие и педагогические условия её развития в семейном взаимодействии
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. «Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А. Сухомлинский).
Субъектная позиция – это определенная система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей и природы, совершать жизненные выборы и поступки, основным критерием которых являются принятые личностью ценности.
А. В. Брушлинский, ученик и последователь С. Л. Рубинштейна, развивая разработанную им субъектно-деятельностную теорию, дал следующее определение субъекта: это человек на высшем (индивидуализированно для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д. Примечательно в данном случае "и т.д.", завершающее фразу. Автор оставлял открытым предложенное им определение - давал свободу для его дополнения и интерпретации. А. В. Брушлинский постоянно подчеркивал, что любой человек не рождается, а становится субъектом, то есть активным деятелем.
Положение о том, что становление деятельной, творческой и ответственной личности ребенка происходит в рамках взаимодействия со взрослыми, является общепринятым в современной психологии и педагогике. На протяжении длительного периода онтогенеза важнейшую роль в личностном развитии ребенка играет родитель. Педагогическая роль родителя закреплена законодательно: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Поэтому столь актуальна в зарубежной и отечественной психологии проблема изучения детско-родительских отношений.
В основном детско-родительские отношения рассматриваются в контексте диады «мать–ребенок». При этом авторы используют различные понятия для характеристики, главным образом, родительского компонента этих взаимоотношений. Предметом исследования являются: родительское отношение (К.Н. Белогай, Т.В. Брагина, А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, В.В. Столин, Е.О. Смирнова, М.В. Соколова), родительские позиции (С.С. Жигалин, А.А. Спиваковская), родительские установки или представления (А.В. Петровский), родительская любовь (Е.В. Милюкова). Г.Г. Филиппова, обобщая воззрения многих авторов, указывает, что родительское (материнское) отношение включает в себя комплекс поведенческих, когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов, которые в совокупности составляют суммарный показатель отношения родителя к ребенку в каждый момент их взаимодействия. Т.е. для понимания качества детско-родительских отношений важна оценка того, что и как делает родитель, как представляет себе и на что опирается при выборе целей, средств их достижения и контроля, какие эмоции испытывает к себе и ребенку. В эмпирических исследованиях преобладает выявление и оценка стилей или типов воспитания (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Г.Г. Филиппова, Ю.Г. Эйдемиллер, D. Baumrind, А. Roe, М. Siegelman).Не менее важно изучать, как человек – ребенок, развиваясь как личность, овладевая своей биологической природой, становится индивидуальным субъектом, готовым вступать в отношения по типу коллективного субъекта. Очевидно, что человек, который в онтогенезе не прошел в ходе становления индивидуального субъекта через стадии коллективного субъекта, не может с высокой степенью эффективности образовывать коллективный субъект с другими людьми. Перед тем как стать частью коллективного субъекта учебной, профессиональной, экономической или общественной деятельности, человек должен пройти школу становления коллективного субъекта во взаимодействии со значимым взрослым, что происходит в рамках формирования детско-родительской общности. Это предельно повышает актуальность, теоретическую и практическую значимость представляемого в данной работе опыта. В этом ракурсе вопрос о рассмотрении детско-родительских отношений с позиции субъектно-деятельностного подхода из частного становится первостепенным; его решение приобретает педагогическое, воспитательное – духовно-нравственное значение для становления современного общества. Субъектно-деятельностный подход задает основную доминанту становления ребенка–индивидуального субъекта – используя широко известную терминологию Л. С. Выготского, – как единицы, «клеточки» потенциально возможного общества – целостного коллективного духовно-нравственного субъекта.
Основоположниками и носителями идей социально-психологического направления субъектно-деятельностного подхода (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, А. Л. Журавлев, Ю. П. Зинченко, В. В. Селиванов и др.) постулируется, что коллективным субъектом могут быть «супруги, родитель–ребенок, учитель–ученик, руководитель–исполнитель, врач–больной, консультант–клиент, командир–рядовой и т.д. и т.п.» Отдельные исследования касаются формирования семейного субъекта «супружеская пара» в период ожидания рождения ребенка. Насколько нам известно, вопрос о рассмотрении отношений в системе «родитель-ребенок» с позиций становления детско-родительской общности как коллективного субъекта (что было бы логично) в субъектно-деятельностном подходе пока не поднимался. Мы убеждены, что основы такой составляющей субъектности человека как способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми закладываются с самого рождения во взаимоотношениях с родителями.
Цель и смысл функционирования детско-родительской общности – это качественное изменение, саморазвитие, возрастание рефлексии человека как целостного субъекта, создание условий для развертывания субъектности ребенка в качестве необходимой детерминанты его жизненного самодвижения, осознание родителями своей роли в этом процессе.
Совместное с семьёй достижение высокого уровня детско-родительских взаимоотношений является условием развития ребенка как индивидуального субъекта. В этом случае человек, являясь неотъемлемой частью общества, будет способен вступать на протяжении своей жизни в многообразные полноценные формы коллективных субъектов. Именно становление субъектных отношений в рамках общности «родитель–ребенок» является той отправной точкой, в которой ребенок начинает движение не только от социального к индивидуальному, но и от индивидуального к общественному.
Развивая идеи А. Л. Журавлева в контексте анализа детско-родительских отношений, можно утверждать, что диада «родитель–ребенок» становится коллективным субъектом тогда, когда родитель и ребенок имеют глубокую потребность в совместной активности и деятельности; ребенок, завися в своем развитии от активного участия родителя в организации различных развивающих форм активности, в наибольшей степени получает в них возможность для реализации своего субъектного потенциала. Необходимой для формирования коллективного субъекта «родитель–ребенок» является анализ родителем актуальных и потенциальных возможностей ребенка, осознание необходимости создания развивающих и корректирующих ход развития ребенка социокультурных условий в соответствии с его индивидуальными особенностями, создание условий для развития рефлексивности ребенка.
Исходя из сказанного выше, можно заключить, что для формирования субъектности ребенка важнейшим условием является создание среды конструктивного субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Видя свою роль, как образовательного учреждения, в психолого-педагогической поддержке семейного воспитания, мы считаем необходимым создание такой среды в пространстве школы. Наиболее целесообразной формой решения существующих задач видится детско-родительская общность семейного клуба.
1.2. Представленность опыта в методической литературе и практике педагогической деятельностиОпыт создания семейных клубов известен с 1906 года. Городские семейные клубы впервые в мире были организованы в России в Москве, Петербурге, Гродно и Вильно. В Москве клубом руководила известная меценат Морозова. В клубе работали более двадцати секций и кружков, библиотека, устраивались выставки и концерты.
В советское время семейные клубы были возобновлены в 1968 году в научном центре биологических исследований АН СССР в Пущине, затем в Москве, Ленинграде и многих других городах. Всего на территории СССР в течение многих лет успешно работали без финансовой помощи со стороны государства около 400 семейных клубов с 1,5 миллиона участников, что отражено в многочисленных публикациях, фильмах и телепередачах. В начале 90-х многие семейные клубы распались, так как не выдержали всеобщей коммерциализации. Однако в настоящее время снова сложились благоприятные условия для их работы. Кроме того, сегодня они, вне всякого сомнения, будут востребованы, поскольку эта организационная форма работы с детьми и родителями себя зарекомендовала самым лучшим образом.
В Интернете на запрос по теме «семейный клуб» можно получить около 1700 ссылок только на русском языке. Про иностранные языки и говорить не приходится: семейные клубы настолько органично вплелись в повседневную жизнь во всех развитых странах, что их уже трудно отделить от всех остальных форм и проявлений гражданского общества.
Что же такое семейный клуб? Семейный клуб – это объединение, где взрослые и дети интересно и разнообразно проводят время, отдыхают и воспитывают друг друга в созданной ими же самими искусственной, но в то же время и в самой естественной среде. Да, это основной тренд современного общественного развития в передовых странах: семьи объединяются в «клубки» семей (в семейные клубы) на различных этапах жизненного пути. Из их объединения в разных видах синхронизированной активности происходит, во многом, гражданское общество. Семейный клуб – самая эффективная и наименее финансоемкая форма обучения и воспитания подрастающего поколения и обеспечения счастливой семейной жизни десятков и сотен миллионов людей в мире.
В последнее время активизировалась деятельность семейных клубов, созданных на базе школ. Мы предприняли попытку проанализировать цели и задачи, которые ставят перед собой семейные клубы в школах. Представляем наиболее типичные цели и задачи:
- Семейный клуб «Очаг» МОУ СОШ №3, г. Вольск, Саратовская обл.
Цель: повышение активности родителей. Задачи: активизация сотрудничества между педагогами и семьями для создания благоприятных условий развития детей, повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и школе; обмен позитивным опытом семейного воспитания; инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.
- ГКОУ СОШ № 3, г. Екатеринбург
Цель: оптимизировать деятельность школы и семьи в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей.
Задачи: оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создать условия для активного участия в воспитании и обучении ребенка; помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка; выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком; создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей; сформировать значимость семейного воспитания. - МАОУ СОШ №21, г. Кунгур, Пермский край.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи: укреплять внутрисемейные и межсемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания; поддерживать семьи, нуждающиеся в помощи.
- ГБОУ ДТДМ "Хорошево", г. Москва 
Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для воспитания, личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи: воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью; пропаганда и возрождение семейных традиций; организация и проведение семейного досуга и совместного творчества; воспитание и формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной социальной деятельности; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание родителям психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.
В методических рекомендациях по вопросу организации семейного клуба встречаем аналогичные цели и задачи:
- Методические рекомендации по созданию семейных клубов г. Тутаев, творческая группа авторов Заведующий ДОУ: Ирина Николаевна Белова, Воспитатели: Анисимова Наталия Михайловна, Степанова Екатерина Александровна, Голубкова Наталия Владимировна, Вакатимова Людмила Александровна, Соколова Марина Алексеевна, Смыслова Надежда Яковлевна, Инструктор по физ. восп.:,Рубец Ольга Леонидовна
Цель: Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи: повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ; формирование позитивного опыта семейного воспитания; повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта; снятие затруднений в детско-родительских отношениях; пропаганда здорового образа жизни; организация взаимодействия и сотрудничества с семейными клубами ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия; развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями Таких примеров много, но практически везде ребенок и родители рассматриваются как объект воспитания, и очень мало школ, где семейный клуб занимается формированием субъектной позиции семей и детей. Сегодня мы остро ощущаем потребность в деятельности таких общественных объединений, которые занимались бы развитием субъектной позиции детей.
2. Семейный клуб как средство развития субъектной позиции детей
2.1 Взаимодействие семьи и школы. База педагогического опыта
«Семья, являясь малой социальной группой, представляет собой созданную на основе близких личностных и (или) родственных отношений людей среду воспитания и развития ребёнка, имеющую свою систему ценностей, потребностей и мотивов, реализующихся в соответствующих видах деятельности в условиях конкретного материально-предметного обеспечения» (Т. П. Симакова) [51].
Субъектная позиция семьи в образовании определяется через её согласованную целенаправленную внутри- и вне-семейную активность в открытом образовательном пространстве на основе ответственного и рефлексивного отношения к собственным ценностям и потребностям в ситуации развития ребёнка, включающую формирование запроса социальным структурам, решающим образовательные задачи. Структура субъектной позиции семьи состоит из трёх блоков (аксиологического, связанного с общностью целей семьи в отношении образования ребёнка, согласованностью позиций; деятельностного, выражающегося в определённой совместной активности её членов, направленной на образование ребёнка; рефлексивного, включающего в себя умение соотносить свой образовательный запрос с результатами, способность к адекватной оценке эффективности собственного участия в образовательном процессе с точки зрения результатов образования ребёнка) [51].
Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности социализации и развития ребёнка, в том числе через формирование его субъектной позиции.Родители приводят детей в школу со сложившимися традициями и устоями. Наша школа находится в микрорайоне Венюково, где градообразующим субъектом являлся завод «Энергомаш». Школа №8 находится в бывшем рабочем поселке, что накладывает отпечаток на контингент обучающихся: у нас много детей, родители которых имеют инженерно-технические и рабочие специальности.
Образование родителей:
высшее 30%
среднее специальное 50%
среднее 20%
Социальное положение родителей:
рабочие 50%
служащие 30%
другие категории 15%
безработные 5%
Сведения об изменении социального состава учащихся:
учебный год
2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014
из многодетных семей 9,4% 11,0% 10,3% 10,8%
из социально незащищённых семей 56,7% 39,1% 11,8% 11,0%
неполные семьи 32% 28% 30% 30%
Эти данные свидетельствуют о недостаточно высоком образовательном цензе родителей, что вызывает определенные сложности в нашей работе. Однако, идет тенденция к увеличению заинтересованности родителей в развитии, качественном образовании и воспитании детей, что ведет к повышению мотивации обучающихся. Увеличивается количество активных родителей, осознанно подходящих к необходимости тесного взаимодействия между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. По запросу родителей и с учетом интересов и склонностей детей в школе функционируют как общеобразовательные, так и профильные классы. Наблюдается повышение активности во взаимодействии со школой и социальной активности родителей.
Основной контингент обучающихся (721 человек) составляют дети, проживающие в этом микрорайоне, а также - дети из деревень: Ходаево, Беляево, Сергеево, Большое Петровское, Хлевино, Скурыгино. Обучение осуществляется в 1 смену, что позволяет беспрепятственно проводить внеклассную работу после уроков.
Характеристика социума:
Субъектами воспитания в структуре микрорайона выступают:
«Центр развития творчества детей и юношества» - здесь ребята получают навыки работы с различным материалом, обогащаются духовно, получают навыки воплощения своего «я» через изобразительное искусство;
Муниципальная библиотека - обеспечивает ребят литературой, расширяет кругозор учащихся через тематические выставки литературы к праздникам и районным месячникам, обзор вновь поступающей литературы;
Воинские части - предоставляют возможность посещения музея, клубов, библиотек, солдатских казарм в дни допризывников, стрельбищ для проведения соревнований, базы для проведения занятий с допризывниками;
ПУ - 32 - здесь проходят встречи и соревнования допризывников, спортивные соревнования, профильные встречи с администрацией;
Музыкальная школа - позволяет ребятам получать музыкальное образование;
Филиал Московской финансово – юридической академии - выпускники школы имеют возможность получить здесь высшее образование по выбранным специальностям;
Бассейн «Буревестник» предоставляет возможность для проведения здесь уроков по физической культуре, соревнований и внеклассных мероприятий. Дети из летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» два раза в неделю посещает бассейн.
Муниципальное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК) обеспечивает занятия детей лечебной физкультурой, занятия в тренажерном зале.
Стадион - здесь проходят тренировки по футболу, хоккею, легкой атлетике. Во время проведения Дней здоровья стадион используют для организации игровых состязаний. Выполняет образовательно - досуговую роль и роль физического воспитания во время проведения районных, региональных и российского масштаба соревнований по хоккею;
Парк - используется для проведения мероприятий летним оздоровительным лагерем «Солнышко», отдыха и прогулок ребят с друзьями и родителями;
МОУ СОШ №9 - на базе данной школы ребята занимаются в танцевальной студии.
Таким образом, сложившаяся система взаимодействия всех подразделений микрорайона позволяет использовать возможности социума для организации учебно-воспитательного процесса в школе, а также широкие возможности для взаимодействия семьи и школы.
2.2.Опыт деятельности семейного клуба, организованного на базе МБОУ СОШ №8 г. Чехова Московской области, по формированию субъектной позиции ребенка
Семейный клуб «Синяя птица» на базе одного из классов существует уже восьмой год.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность семейного клуба:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ от 6 октября 2009 г. № 37 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Устав школы;
Приказ о создании клуба;
Положение о семейном клубе.
Семья и образовательное учреждение взаимодополняют друг друга, создают оптимальные условия для образования и творческого развития детей. В школе и учреждениях дополнительного образования ребенок воспитывается, осваивая духовное богатство народной культуры и традиций, источники нравственности и таинства ремесла; это укоренение ребенка во всем лучшем, что накоплено культурой своего и других народов; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты. А если все это он делает вместе с родителями в семейном клубе – результат увеличивается в разы.
Взаимодействие педагога с родителями служит максимальному вовлечению семьи в образовательный процесс, формированию у них позиции субъекта воспитания и развития ребенка. Это позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном, сужающейся до материального обеспечения будущих граждан всем необходимым для счастливой жизни. Совместная жизнедеятельность с ребенком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для него человеком, увидеть свои возможности в образовании и воспитании своего ребенка.
Таким образом, эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Особенно важным на сегодняшний день видится создание таких организаций для взрослых и детей, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогически и психологически значимые задачи. Решение этих задач, на наш взгляд, возможно с помощью оптимальной и особенно актуальной формы такой организации как клуб для родителей и детей. Семейный клуб, в котором созданы условия для развития зрелой родительской позиции и формирования детско-родительской общности.
Проведенные нами в 2009 году исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 72% и всего 34% учащихся назвали еще и папу, а 22% - детей отдали предпочтение бабушкам и дедушкам. Только у 36% детей класса родители интересуются каждый день их школьными делами. А доверительно общаются с детьми 28% родителей. Исходя из приведённых исследований мы пришли к выводу, что нужна последовательная и кропотливая работа по сплочению коллектива класса и семьи, где каждый сможет проявить себя в новой роли, почувствовать ценность и радость от совместно проведенного времени в обстановке праздника, совместного торжества. Так появилась идея создания семейного клуба. Семейный клуб – сравнительно новая форма работы с родителями, и мы считаем ее одной из самых эффективных форм работы учителя с родителями.
Проведенный нами SWOT-анализ помог выявить сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и скрытые угрозы функционирования семейного клуба на базе МБОУ СОШ №8. Преимущества данной формы работы стали очевидными, поэтому идея создания семейного клуба «Синяя птица» была воплощена в жизнь. Организаторами стали наиболее активные родители учащихся (Петрова Н.Л., Кузнецова Е.Ю.), а идейным вдохновителем стала Ренгач Ирина Юрьевна, мама учащейся нашей школы, человек, имеющий высшее психологическое образование, впоследствии ставшая работать в нашей школе в должности педагога-психолога. Вот как она вспоминает истоки формирования клуба: «Вот уже несколько лет в организацию активного семейного досуга я привлекаю не только свою семью, но и семьи одноклассников дочери, друзей. Так, исподволь, минуя любую бюрократию, у нас родился неформальный семейный клуб. Мы проводили всевозможные акции, праздники, обучающие игровые программы в классе своих детей. Теперь, придя на работу в школу, я получила возможность расширить клуб - к нам пришли семьи учеников еще двух классов. Наш девиз – «Вместе, но не вместо!». Мы за то, чтобы родителям и детям было интересно вместе. Мы за создание радостных семейных воспоминаний. Мы за культивирование ценности крепкой, дружной семьи». Мы за то, чтобы родители и дети были субъектами воспитательного процесса, активными деятелями, выстраивающие работу на основе субъектно-деятельностного подхода.
Следовательно, цель работы клуба определяется как создание условий для формирования субъектной позиции родителей и детей.
Были определены следующие задачи, стоящие перед семейным клубом:
развитие субъектной позиции детей;
повышение педагогической компетентности и субъектной позиции взрослых участников проекта;
создание среды конструктивного субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей;
поддержка и стимулирование позитивного опыта семейного воспитания;
снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
пропаганда здорового образа жизни;
организация взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и педагогов через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия.
Возможные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные мероприятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта.
Направления деятельности:
1.Культурно-досуговое: организация семейного досуга, организация конкурсов и выставок, экскурсионные программы.
2.Образовательно-просвятительское: семинары, тренинги, практикумы, конкурсы, выставки, консультации специалистов различных направлений, иные занятия, направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений, снятие затруднений детско-родительских отношений.
3.Эколого-познавательное: вовлечение членов клуба природно-охранные акции в месячниках экологического образования, организация эколого-ориентированной деятельности семьи, организация эколого-познавательного семейного досуга в природе.
4. Спортивно-оздоровительное: спортивные соревнования, эстафеты, игры, семейный туризм, мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии детей.Так как основная цель работы заключается в развитии у детей субъектной позиции, хотелось бы отметить, для того чтобы сформировать субъектную позицию ребёнка необходимо начать с того, чтобы в первую очередь сформировать субъектную позицию у взрослых, непосредственно осуществляющих обучение, развитие и воспитание детей.
Таким образом, идея работы клуба заключается в том, чтобы развивать субъектность ребёнка через формирование субъектной позиции взрослого. Цель работы клуба определяется как создание условий для формирования субъектной позиции родителей и детей.
В организации деятельности родительского клуба присутствует педагог-психолог, который сочетает разные направления, формы и способы работы: диагностическое, просветительское, консультативное и тренинговое направления.
Диагностическое направление.
Опросы, анкеты, тесты дают возможность психологу установить обратную связь с родителями, помогают определить актуальность и перспективы развития родительского клуба на основе этого разработать или скорректировать план работы, т.е. получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей. Просветительское направление включает лекции и семинары, направленные на передачу теоретических знаний об особенностях развития ребёнка на разных возрастных этапах, его эмоционально-волевой сферы, индивидуальных способностей, а также на повышение социально-культурного уровня знаний в области психологии.
Консультативное направление – групповые и индивидуальные консультации помогают выявить причину возникающих трудностей и найти пути решения конкретных ситуаций.
Тренинговое направление – тренинги способствуют проявлению положительных эмоций и психологическому раскрепощению, сплочению родительского коллектива, усвоению лекционного теоретического материала, дают возможность каждому участнику высказать мнение, раскрывают перед родителями особенности проявлений и состояний малыша в различных ситуациях.
Учитывая всю актуальность вышеизложенного, мы выступили с проектом по инициации работы семейных клубов, переведя их на уровень нескольких классов.
Цели проекта: создание искусственно-естественной среды, оптимальной для поддержки благоприятного функционирования семьи, социализации подрастающего поколения.
Задачи проекта: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей; сформировать устойчивые партнерские отношения «семья-школа»; последовательно развивать сензитивные формы деятельности классного семейного клуба; создать координационно-методический центр для поддержки работы семейных клубов; расширить круг включенных в семейные клубы детей и родителей; распространить опыт совместной деятельности на уровне школы, района, области.
Актуальность проекта: институт семьи в современном обществе сдает свои позиции. Это приводит к краху идеи соблюдения прав и обязанностей в семье по отношению друг к другу, к детям. Мы все чаще говорим о семейном неблагополучии, имея в виду не только материальные, но и психологические трудности семейной жизни. Эмоциональная холодность и даже отчужденность членов одной семьи, отрыв от духовных ориентиров, подмена ценностей приводит к утрате нормального функционирования семьи.
Тем не менее, ценность семейного воспитания остается бесспорной. Осознавая это, мы стремимся к восстановлению воспитательной функции семьи, вовлекая детей вместе с родителями в совместную деятельность. Здесь и далее под совместной детско-родительской деятельностью мы будем подразумевать работу семейного клуба на базе класса.
Не претендуя на новизну идеи, мы настаиваем на новаторстве подходов к ее воплощению. Освоение навыков социально-поддерживающего поведения, коррекция взаимоотношений, овладение формами организации развивающего досуга – основа деятельности нашего клуба. Для одних она может быть профилактической, для других – терапевтической, но для абсолютного большинства – интересной. Неформальность объединения, ориентация на зону ближайшего развития, обязательно коллективное включение в деятельность позволяет нам поддерживать заинтересованность в работе клуба.
На фоне всеобщей утраты нормального функционирования семьи, на фоне потребительских взаимоотношений семьи и школы деятельность нашего семейного классного клуба доказывает возможность коллективного формирования здоровых отношений и позитивного видения действительности. Семейный клуб решает не только задачи организации разумного досуга, развития форм живого общения, дополнительного образования, но и выступает мощным фактором профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения среди учащихся школы.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта:
Создание нескольких классных семейных клубов, объединенных координационно-методическим центром из числа самых активных, харизматичных родителей, детей и педагогов. Функция координационно-методического центра: вдохновлять, предлагать проверенные и создавать новые формы совместной деятельности.
Оформление методических рекомендаций, трансляция опыта на всех уровнях межшкольного взаимодействия
Создание специального кабинета семейного клуба, в котором клуб получит возможность проводить встречи, занятия, консультации и тренинги, в котором мы сможем собирать и хранить методические разработки, реквизит, костюмы.
Пролонгированная перспектива – создание общественного движения классных семейных клубов в районе.
Анализируя собственный опыт семейного клуба «Синяя птица» на базе школьного класса (классный руководитель Гиренко М.В.), мы можем констатировать наличие определенных эффектов деятельности.
Для взрослых организованное с классом дело – преодоление собственных барьеров во взаимодействии друг с другом и с детьми; обретение возрастающей значимости в глазах собственного ребенка; расширение поддерживающего круга общения; наконец, реализация своих тайных несбывшихся детских желаний (например, полонез на балу в старинной усадьбе или превращение в монстра в большом квесте). Для детей – непринужденное освоение правил взаимодействия друг с другом и со взрослыми, принятие как абсолютно естественной нормы любознательности, увлеченности и вовлеченности в коллективную деятельность, привитие вкуса к уровню организации досуга.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.
По сути, клуб – специально организованная среда интенсивного общения детей и взрослых. Безопасная и комфортная атмосфера принятия, поддержка друг друга. Дети этого класса демонстрируют легкость включения в общественно-значимую деятельность, умение самоорганизовываться, высокий процент успеваемости и качества знаний. Взрослые стали активными участниками и образовательного, и воспитательного процесса. Участвуя в разнообразной деятельности, родители и дети овладевают умениями и навыками организации семейного досуга; детско-родительские отношения получают новое развитие. Наши семьи обретают позитивные совместные воспоминания, без которых невозможно нормальное, здоровое функционирование семьи.
Оценить эффективность проекта мы можем
по мониторингу качества знаний и уровня успеваемости;
по сравнению уровня включенности в социально-значимую деятельность участников проекта и других классов;
по субъективной оценке уровня благополучия во взаимоотношениях;
предполагаем, что участники проекта будут испытывать меньше проблем в процессе социализации, чем не затронутые проектом учащиеся.
Описание основных мероприятий.
Мы принципиально не разделяем семьи, по каким бы то ни было признакам, не подчеркивая степень кризисного состояния или риска попадания в кризисную ситуацию. Все семьи, приведшие ребенка в один класс, становятся априори «нашими». И поэтому вся наша бурная деятельность затрагивает всех. Мы не опираемся на группу «удобных» детей, не строим организацию деятельности на плечах однажды и навсегда вызвавшихся помочь родителей (хотя постоянные лидеры, «заводилы» и инициаторы у нас давно определились). Свои мероприятия мы строим таким образом, чтобы в подготовке и проведении их могли участвовать все дети. При этом аккуратно, чтобы не смутить, озадачиваем всех родителей – каждого своим кругом задач (один обзванивает, другой договаривается, третий ведет спортивные занятия, четвертый учит танцевать, пятый-седьмой проводят мастер-классы по рукоделию, восьмой-десятый организуют турпоход, все поголовно проводят митинг у памятника погибшим в Великой Отечественной войне и т.п.)
Будучи глубоко убежденными, что общий эмоциональный фон в классе влияет на успеваемость, родители в союзе с педагогами начали с организации классных дел.
Пока дети учились в первом классе, это были простые, весьма популярные повсюду формы: поиск клада, классные чаепития с наборами веселых конкурсов, экскурсионные поездки, пикник. Но вот уже «Веселые старты», превратившиеся в театрализованную игру «Веселая регата», стали первой пробой коллективного участия родителей в детском мероприятии. Разработка сценария, подготовка реквизита, оформление зала в морской тематике, тематическая выставка, слайд-фильм и, наконец, родительская команда на соревнованиях – деятельный вклад группы родителей в мероприятие, инициированное классным руководителем.
Дальше – больше. Родительская инициатива поощрялась, предложения реализовывались одно за другим. Мастер-классы по рукоделию. Занятия по плаванию. Выпуск собственного классного журнала «Птаха». Интенсивный лагерный сбор на загородной спортивной базе…Родители щедро делились всем, что знают и умеют сами, по сути, выполняя функцию дополнительного образования. Одна из наших мам увлечена историей родного края. Она сводила весь класс на экскурсии по микрорайону и окрестным деревням, рассказав немало интересного. Итогом таких занятий стал краеведческий проект, занявший первое место на школьной научно-практической конференции, а потом и на Всероссийских чеховских чтениях. В музеях наши дети способны приятно удивить экскурсоводов своей заинтересованностью, записывая подробности экскурсии в блокноты (мы знаем маленький секрет такой мотивации). Наши папы хорошо знают, что без мужчин воспитание не может быть эффективным, поэтому легко перевоплощаются то в «мудрых старцев», то в «жуткую нечисть» для проведения очередных командообразующих игр.
Спортивные праздники в бассейне, участие в телевизионной программе «Вопрос на засыпку», тематические дни рождения и фотосессии, бал в старинной усадьбе, тимбилдинговые программы, квесты, строительство снежных фигур и валяние в сугробах - многие затеи клуба на первый взгляд развлекательные. Но мы отдаем себе отчет в глубокой наполненности смыслами любого совместного мероприятия. Наши первоочередные смыслы – поддержание эмоциональной привязанности друг к другу, подпитка увлеченности и потребности в совместном досуге, внимание к каждому и уважение к мелочам. Шанс проявить себя должен быть у всех и у каждого.
По мере взросления детей растет и потребность в тесном общении друг с другом, и возможности для реализации накопленного потенциала. Если в первом классе наши дети (и взрослые) становились участниками проводимых активистами мероприятий, то в четвертом классе дети с родителями были массово погружены в подготовку и проведение больших, ярких дел. К примеру, посвящение мальчиков в гусары в честь праздника Защитников Отечества переросло в нашем классе в погружение в эпоху. Прежде, чем сыграть в игру-викторину, посвященную гусарам, мы провели для детей тематические классные часы, пригласили в гости старшего научного сотрудника музея с музейными экспонатами. Мамы, сменяя друг друга на «штаб-квартире», кроили и шили кивера и эполеты, придумывали формат заданий для большой викторины, пекли огромные торты «Наполеон». Папы сочиняли с сыновьями фамильные гербы и учились различать уланов от драгунов, кирасиров от кавалергардов. Девочки готовили презентации-подсказки – как носить ментик, на что надеть доломан, чем сабля лучше мушкетона и т.д. Вовлеченность и увлеченность процессом была такая, что после игры-посвящения мальчиков в гусары мы немедленно приступили к посвящению девочек в барышень из института благородных девиц. Мастер-классы по украшению капора, пошиву пелерин и бальных сумочек, ответственный поиск информации по заданным темам (меры длины и веса 19 века, русская и французская кухни, правила этикета (от выбора формы обращения до расположения приборов на столе), одежда, прически, игрушки 19 века…. К началу игры «День открытых дверей в институте благородных девиц» наши дети получили яркое представление о гусарской эпохе. Они смогли растолковать, сколько полушек чая можно купить на золотник в бисквитной лавке, откуда взялось слово «шаромыжник», продемонстрировать публике польку-тройку, романс, менуэт…Родители, кроме тотального пошива костюмов и информационной поддержки, выполняли роли ведущих и «играющих тренеров» (мамы в игре стали «классными дамами»). Таким образом, из маленькой идеи «необычно поздравить мальчиков» родился целый комплекс образовательных мероприятий, включивших каждого ребенка вместе с родителями в поисковую и творческую деятельность, играючи…
Перейдя в общеобразовательную школу, наш класс стал задавать тон школьному сообществу по уровню и насыщенности делами, приглашая в свои игры всю параллель и инициируя трансляцию позитивного опыта на всех заинтересованных. В шестом классе ребята смогли выйти на уровень организаторов – устроили несколько флэшмобов, организовали рождественский спектакль для малышей, провели большую командообразующую программу «Наследники» для всех пятиклассников школы.
Итогом работы нашего семейного клуба «Синяя птица» можно считать изменение парадигмы позиции детей и их родителей. Если на этапе вовлечения в работу клуба дети занимали пассивную позицию зрителя, наблюдателя, то со временем она изменялась по следующей условной схеме: зритель – исполнитель – деятель – фасилитатор – организатор – творец, т.е. субъект.
Позицию родителей мы классифицировали по следующей схеме: «пассивный зритель – активный потребитель (информации, опыта) – исполнитель – организатор-инициатор».
Таблица 1. Изменение парадигмы позиции детей.

Таблица 2. Изменение парадигмы позиции родителей

Фиксация этих этапов косвенно отражена в выпусках клубного журнала «Птаха», где обобщается опыт работы семейного клуба, с каждым номером прослеживается рост творческой инициативы и способов деятельности и взаимодействия детей их родителей и педагогов. У детей наблюдается устойчивое повышение интереса к проявлению активности, самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками, стремление к преодолению трудностей и осознанное отношение к различным видам деятельности, что говорит о проявлении субъектности ребёнка.
Мы понимаем, что для подростков совершенно естественно стремление к эмансипации. Прийти к разумному балансу поддержки и независимости, доверия к опыту и инициативности; сохранить потребность в общении друг с другом; организовать площадку для саморазвития взрослых и детей – задачи нашего клуба на перспективу.
В процессе работы клуба были выявлены следующие показатели востребованности работы с семьей:
Таблица 3. Показатели востребованности работы семейного клуба.
Учебный год 2007-2008
1 класс 2010-2011
4 класс 2014-2015
7 класс
Количество членов клуба 25 чел. 44 чел. 50 чел.
Количество родителей, посещающих мероприятия 15 чел. 44 чел. 50 чел.
Количество человек,
посещающих тренинги: 15 чел. 30 чел. 45 чел.
Количество родителей,
обратившихся
за консультациями:
- индивидуальные
- групповые 17чел.
10 чел.
7 чел. 20 чел.
5 чел.
15 чел. 25 чел.
10 чел.
15 чел.
Использование различных форм и направлений деятельности позволяет поддерживать у родителей интерес к занятиям - мотивацию, разносторонне рассмотреть особенности детско-родительских взаимоотношений, где и дети, и родители занимают субъектную позицию.
Таблица 4. Результаты диагностического исследования динамики развития детско-родительских взаимоотношений.
Уч. год Получена
положительная
динамика Не получена
динамика Получена
отрицательная
динамика
2009-2010 80% 20% 0
2012-2013 78% 22% 0
2014-2015 82% 18% 0

Одним из показателей положительного воздействия семейного клуба является доказанная эффективность подобного насыщения событиями и совместными переживаниями лучшими результатами по параллели: самый высокий процент успеваемости, здесь больше всего активных участников внеклассной деятельности.
Таблица 5. Уровень активности членов семейного клуба.

В 2009 году исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 72% и всего 34% учащихся назвали еще и папу, а 22 % - детей отдали предпочтение бабушкам и дедушкам. Только у 36% детей класса родители интересуются каждый день их школьными делами. А доверительно общаются с детьми 28% родителей. В 2015 году цифры уже были другими. Несмотря на то, что большинство детей по-прежнему считают маму основным участником воспитательного процесса, 54% детей из семейного клуба отвели значительную роль папам (рост на 10% за 6 лет); проявлять заинтересованность в делах детей стали 82% родителей - членов семейного клуба (на 46% больше); повысился и уровень доверия: несмотря на подростковый возраст, 46% детей могут обсудить свои проблемы с родителями (на 18% больше, чем в 2009 году).
Таблица 6.Динамика взаимоотношений в семье.

Результаты радуют и дают стимул к дальнейшему взаимодействию.
ВЫВОДЫ
1. Субъектная позиция характеризуется совокупностью показателей, определяющих сущностную способность личности выступать в качестве организатора и носителя активности, направленной на преобразование окружающей действительности и саморазвитие, организацию, рефлексию, регуляцию деятельности на основе положительных ценностных установок.
2. Логика становления субъектной позиции личности включает в себя реализацию следующих действий:
- актуализацию и обогащение социального опыта детей в процессе включения в разнообразные типы (продуктивный и репродуктивный) и виды (учебная, трудовая, общественно-полезная и др.) социальной деятельности;
- индивидуализацию социального опыта личностью в ходе освоения способов, видов деятельности в новых условиях, что стимулирует обогащение внутренней мотивации деятельности;
- осознание себя в качестве субъекта жизнедеятельности, что проявляется в сознательном участии в новых для ребенка типах и видах деятельности, в обогащении отношений со взрослыми и со сверстниками.
3. Успешное становление субъектной позиции детей осуществляется в условиях целостной социально-педагогической системы сообщества семейного клуба, которая обеспечивает активизацию становления всех компонентов позиции.
Семейный клуб – социально-педагогическая система, в которой осуществляется функциональная интеграция семьи, школы, учреждения внешкольного воспитания и многофункциональное проявление педагога в различных педагогических ролях, исполнение им различных функций как основы естественного объединения и обогащения неформального взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Содержание жизнедеятельности ребенка в сообществе конструируется как система воспитательных ситуаций разной степени сложности, взаимодействия детей и взрослых, в которых регулируется деятельность ребенка и его участие в принятии решений, касающихся вопросов организации, планирования жизнедеятельности сообщества.
В семьях, входящих в состав семейного клуба, у родителей повышается уровень субъектности, и это играет определяющую роль в развитии субъектности ребенка.
Особенно актуально, что в семье появляются такие характеристики как взаимопонимание между родителями, совместность (близкие позиции в отношении воспитания и образования ребёнка) – чувство «Мы»; осознанность (а значит, ответственность) и рефлексивность включения в образовательное пространство и сопровождение ребенка в нем; активность участия в совместной деятельности.
4. Реализация модели педагогического обеспечения становления субъектной позиции ребенка в семейном клубе эффективна при осуществлении ряда педагогических условий:
- интеграции ролей учителя, родителя, наставника, руководителя творческих групп и др. и интеграции функций различных институтов социализации (школы, семьи, разновозрастного коллектива и др.) в сообществе, которая способствует выработке единых стратегий воспитания и активизации взаимодействия участников воспитательного процесса в целях становления субъектной позиции детей;
- стимулирования и поддержки инициативы участия ребенка в воспитательных ситуациях разной степени сложности, которые способствуют активизации включения ребенка в различные типы и виды деятельности (учебная деятельность, досуг, внеклассная, трудовая, культурная деятельность) и многоплановые отношения с субъектами воспитательного процесса;
- обеспечения педагогической поддержки принятия ребенком ответственных решений в разных сферах жизнедеятельности, осуществление их через делегирование детям ответственности и возможности участия в общественно - значимых делах в структуре детского самоуправления и др. Достигаемая таким путем значительная активизация взаимосвязи педагогического управления и самоуправления создает возможность многоаспектного проявления ребенка в качестве субъекта планирования и организации жизнедеятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕНеобходимо ещё раз подчеркнуть, что взаимодействие учреждения и семьи необходимо для полноценного развития ребёнка и сохранения его психологического здоровья, так как именно во взаимодействии общественного и семейного воспитания проявляется скоординированность действий взрослых, которое помогает ребёнку социально адаптироваться и гармонично развиваться. В тоже время ориентированность взрослых на ребёнка даёт возможность понять и принять его возрастные и индивидуальные особенности, природу поступков и действий, прогнозировать, предупреждать и направлять их. Изменение роли родителя в учебно-воспитательной процессе в стенах учреждения с постороннего наблюдателя на активного участника позволяет непрерывно участвовать в жизни ребёнка. Взрослые и дети вместе занимаются какой-либо деятельностью, вместе обсуждают, решают, переживают неудачи и радуются успехам. Таким образом, создаётся детско-взрослая развивающая общность. Овладение родителями психолого-педагогическими знаниями и оснащение позиции родителя новыми способами действия предоставляет возможность развития личностной зрелости родителя, что, в свою очередь, вносит изменения как в отношения с педагогами, так и со своим ребёнком, улучшая, а в некоторых случаях восстанавливая детско-родительские отношения.
Таким образом, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и консультативно-просветительская работа в области педагогической компетентности родителей и формирования зрелой родительской позиции позволяет повысить эффективность родительского взаимодействия с детьми школьного возраста и создать детско-родительскую общность, что подтверждается результатами опросов родителей и педагогов.
Дети, являющиеся членами семейного клуба, демонстрируют легкость включения в общественно-значимую деятельность, умение самоорганизовываться, у них высокий процент самостоятельности, активности, успеваемости и качества знаний, участники проекта испытывают меньше проблем в процессе социализации, чем не затронутые проектом учащиеся.
Задачи итоговой работы решены.

Литература
Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И. Слободчикова, Л.М. Клариной. М., 2002. – 162с.
Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988. – с.50.
Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М., 1997. - С.76.
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.,1994 г. – 109с.
Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996 г. -392с.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. – 200с.
Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. - СПб, 2002. – 440 с.
Варга А. Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // «Вестник. Психология». - №4.- 1986.
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. Состав. Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М., 2005. - 190с.
Воробьёва К. Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX - начале XX вв. // Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук : ГОУ ВПО КГПУ им. К. Э. Циолковского (кафедра педагогики начального обучения). - М., 2007.
Голованов В. П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи // «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи». - № 10, 2004. – с.27-30.
Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. Авт.-сост. С. В. Глебова. Воронеж, 2005. — 111с.
Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб, 1999. – 224с.
Додокина Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2007. – 144с.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., 2002. – 120с.
Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., 2005. — 95с.
Журавлев А. Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. – М., 2002.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2009. – 256 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2005 – 112с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2008. – 320с.
Козлова А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. – М., 2008. – 112с.
Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб, 2008. – 190 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. - СПб, 2008. – 176 с.
Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. - Екатеринбург, 2005. — 143 с.
Микляева Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. М., 2005. — 76 с.
Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. - М., 2006. – 144 с.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг. - СПб., 2007. – 224 с.
Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад. - СПб, 2009 – 80 с.
Павлов И. В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб, 2008. – 87 с.
Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М., 1981. - С. 61-213
Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. – М., 2002. – 672 с.
Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е. О. Смирновой. – М., 2003. – 230 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 288с.
Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. - СПб, 2007.- 96 с.
Симакова Т. П. Субъектная позиция семьи в образовании: реконструкция образовательной практики // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. – 2010. - №4. – С. 64-70.
Ситкина И. Г., Савельева В. А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи // «Бюллетень». - № 3, 2005. – С. 2-6.
Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Психология и педагогика безопасного образования // Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – С. 122-148.
Смирнова Е. О., Соколова М. В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // «Психологическая наука и образование». - № 4. - 2005.
Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт построения метода диагностики родительских позиций // Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб, 2001.
Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук МППГУ на кафедре возрастной психологии. - М., 2002. – 22 с.
Соловьёв Н. Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 1977. – 256 с.
Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. – М., 1981.
Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1986. – 288с.
Сухомлинский В. А. О педагогической культуре родителей. //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. - М., 1988. - С. 37-61.
Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород, 2004. – 177 с.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-ое издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.
Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М., 1997. – 160 с.
Щербич Л. А. Психолого-педагогическая поддержка как позитивная модель взаимодействия семьи и Дома детского творчества // «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи». - № 8. - 2004. – С. 11-12.
Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модуль диагностика. – М., 2005. – 208 с.
Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства : Автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. - Томск, 2012. - 41 с. - Режим доступа: http://discollection.ru/article/11012012_simakovatp/4.
http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a20.php
http://nikitina.volsksch6.edusite.ru/p13aa1.html
http://www.menobr.ru/materials/47/42361/