Конспект урока на тему Профилактика травматизма на занятиях по спортивным играм. Понятие технической и тактической подготовки в спортивных играх


Автор: Рахимжанов Азамат Жетыбаевич, Высший колледж г. Щучинск
Тема: «Профилактика травматизма на занятиях по спортивным играм. Понятие технической и тактической подготовки в спортивных играх»
Цель: Ознакомить с правилами техники безопасности на занятиях спортивных игр. Дать понятие о технической и тактической подготовке в спортивных играх.
Литература:
«Спортивные игры». Учебное пособие для пед училищ, отделений физвоспитания. Под редакцией Н.П. Воробьёва. М., «Просвещение», 1975.
Найминова 3.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 — 256 С.
Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
План:
Техника безопасности на занятиях спортивных игр.
Понятие техника игры.
Понятие тактика игры.
Ход занятия:
I.Техника безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм.1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4. занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.6. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
З. Требования безопасности во время занятий
3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.
3.2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении обучающимся травмы немедленно сообщить об этом преподавателю.
4.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно сообщить об этом преподавателю.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.
II. Понятие техники игры.
Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых игроку для участия в соревновании (игре).
Обучение технике и тактике осуществляется в тесной взаимосвязи. По мере изучения технических приемов игры учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами. От игрока требуется не только умение выполнить тот или иной технический прием, но и правильно выбрать и применить его в игровой обстановке. Чем лучше команда подготовлена в техническом отношении, тем совершеннее тактика игры. Техническая подготовка является необходимой базой для реализации тактических замыслов команды.
III.Понятие тактики игры.
Тактика игры — это целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий в борьбе с противником для достижения победы. Эти действия принято называть способами ведения игры. Многообразные технические приемы являются средствами ведения игры.
Индивидуальные действия — это самостоятельные действия игроков, направленные на решение отдельных тактических задач, поставленных перед командой, и осуществляемые ими без непосредственного участия партнеров.
Групповые действия представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, выполняющих часть командной задачи.
Командные действия — это взаимодействия всех игроков команды с целью выполнения определенных тактических задач в нападении и защите. Командные действия осуществляются различными способами, т. е. с помощью разнообразных систем и комбинаций.
Системой игры называется такая организация действий игроков команды, в которой заранее определены функции каждого игрока и соответственно этим функциям обусловлена расстановка игроков на площадке.
Тактическая комбинация — это согласованные действия игроков команды, направленные на создание одному из игроков условий для завершения атаки. Такие комбинации обычно разучиваются заранее.
Задача учителя — научить занимающихся, тактически правильно организовать действия в условиях соревнования с учетом возможностей действий противника и особенностей соревновательной обстановки.
Тактика связана с технической и физической подготовленностью игроков. Прочное овладение техническими приемами и высокий уровень развития специальных физических качеств обусловливают успешное обучение тактическим действиям.
Индивидуальные тактические действия занимающиеся осваивают в процессе изучения технических приемов. При обучении индивидуальным действиям нужно придерживаться такой последовательности. Сначала изучить отдельные технические приемы игры в условиях, содействующих развитию ориентировки и быстроты реакции, затем обучить игровым действиям в обстановке, соответствующей определенным ситуациям, и, наконец, игровым действиям в условиях группового взаимодействия игроков.
Закрепление индивидуальных тактических действий и совершенствование в них осуществляются в парах с ограниченным и с активным противодействием. Главная цель этих упражнений — научить учеников, правильно выбирать момент, направление и способ действия в нападении и защите.
При обучении групповым тактическим действиям используются упражнения во взаимодействии двух, трех и более игроков с учетом действий партнеров и защитников, оказывающих сначала пассивное, а затем активное противодействие. Варианты взаимодействия должны носить игровой характер.
Командные действия предусматривают выбор и применение средств, способов и форм ведения спортивной борьбы в нападении и защите командой в целом. Постоянно изучать и совершенствовать новейшие средства и способы игры — основная задача обучения команды. Совершенствование в командных действиях в нападении и защите проводится в двусторонних играх с заданиями и без них.
Контрольные вопросы.
Общие требования безопасности на занятиях спортивных игр.
Требования безопасности перед началом занятий спортивных игр.
Требования безопасности во время занятий по спортивным играм.
Что такое техника игры?
Что такое тактика игры?
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в спортивных играх.