Теоретические аспекты познавательного интереса учащихся и их развитие на уроках физики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым«Школа №10 г. Феодосии»
Заседание педагогического совета школы от 29.03.16 г.
Доклад«Теоретические аспекты познавательного интереса учащихся и их развитие на уроках физики»

Подготовил: Дельнов Александр
Николаевич, преподаватель
физики и математики
Феодосия
2016
2016


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Школа № 10 г. Феодосии»
Заседание педагогического совета школы от 29.03.16 г.
Доклад«Теоретические аспекты познавательного интереса учащихся
и их развитие на уроках физики»
Подготовил:
Дельнов Александр Николаевич, преподаватель физики и математики
Слайд 2. Введение
Для того чтобы "пробудить" ученика, зажечь в нем костер желания
узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность - для этого есть только одно средство - интерес; интерес через содержание учебных материалов, через необычные формы уроков и участия ребят в работе, через приближение учения к психологии подростка.
В современном мире компьютерных технологий, широкого развития
средств массовой информации ученики все больше отдаляются от школы. Компьютерные игры, Интернет, кино увлекают их куда больше, чем домашние задания и цели урока. Поэтому современный учитель понимает, что сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые интересные формы обучения, использовать компьютерные технологии.
Слайд 3.
61595206375
Ранее считалось, что интерес – это в первую очередь проблема психологии. Выдающиеся психологи ХХ века - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др. - исследовали этот научный феномен, раскрыв его психологическую сущность.

Но только во второй половине ХХ века была разработана целостная теория познавательного интереса. Огромный вклад в её разработку внесла ленинградский педагог-ученый Г.И. Щукина и ее ученики. Они разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Изучили
познавательный интерес с позиций дидактики,
Галина Ивановна Щукина психологии и методики обучения. Было
доказано, что сущность познавательных интересов определяется познавательной активностью и познавательной самостоятельностью.
Слайд 4. Как же возникает интерес?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной,
которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.
1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
3. Познавательная активность, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, а также, в закономерности познания.
4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность
Слайд 5. Взаимосвязь ступеней развития
познавательного интереса
Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие
сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение.
Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только
познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждом человеке. Поэтому важнейшая задача учителя – формирование познавательного интереса, развитие познавательной, творческой активности учащихся на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания.
Слайд 6.
Теория развития познавательного интереса
Г.И. Щукиной
Ценность познавательного интереса заключается в том, что:
1) от него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности;
2) сама природа интереса, как деятельности, имеет объективно-субъективные основы;
3) интерес возбуждает мысли, эмоции, волю;
4) проявляет закономерности перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.
Слайд 7.
Ценность познавательного интереса как мотива учения для развития
личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует возникновению положительных эмоциональных состояний личности. Но ведь именно этого хотят учителя сегодня – вызывать у ученика интерес к учению, к познанию нового, воспитывать у него стремление к преодолению трудностей, к обретению в учении личностного смысла, благодаря чему возможно достижение максимальных вершин в той или иной области познания и переживание удовлетворения от достигнутого успеха. Всё это позволяет повышать самооценку учащихся, углубляет их желание открывать для себя новые горизонты знаний, не боясь трудностей, веря в собственные силы.
Слайд 8. Роль личности учителя
Следует отметить важную роль личности учителя в формировании интереса
к предмету. Такие качества, как эрудированность; увлеченность своим предметом; спокойное, ровное, доброжелательное отношение к учащимся; педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, - положительно влияют на отношение к предмету и способствуют развитию познавательного интереса.
Слайд 9. Пути формирования
познавательного интереса учащихся:
1) новизна учебного материала и характера познавательной деятельности,
предлагаемых учащимся;
2) практическая значимость знаний для самих школьников;
3) противоречивость материала;
4) использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия;
5) обеспечение активной (самостоятельной) позиции учащихся в учебном процессе;
6) эмоциональная атмосфера обучения как источник радости, света и знания.
Слайд 10. Современные технологии
Современные технологии позволяют включать учащегося в разнообразные
виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих уровень развития школьника, его личностные интересы, особенности и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения.
Слайд 11.

Слайд 12.
Три источника формирования познавательных интересов
Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы
учащихся, можно выделить в нем три источника формирования познавательных интересов:
1) содержание учебного материала;
2) процесс организации познавательной деятельности учащихся;
3) отношения, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между учениками и учителем.
Слайд 13.
Пути формирования познавательных интересов
учащихся на уроках физики

Слайд 14.


Слайд 15. Литература
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий, - http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/03/30/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-fiziki-s-pomoshchyu
Активация познавательной деятельности учащихся, - http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/08/aktivatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti
Формирование познавательных интересов школьников на уроках физики, - http://www.physics.uni-altai.ru/Metodist/
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: Слово, 2011. – 471 с.
Концепция модернизации российского образования (минобрнауки.рф).
Педагогический словарь http://psylist.net/slova/ped/.
Большой психологический словарь. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко:
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 345 с.
Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 1986. – 283 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Учпедгиз, 1986. – 353 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 554с.
Слайд 16.
Спасибо за внимание!