Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность


Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Да и знания усваиваются крепко и надолго, когда ребенок не только слышит, видит, но и делает сам. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии в соответствии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".
Цель работы: развитие познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира, посредствам опытов и экспериментов, знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость, цвет, запах)
Развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Для организации работы с детьми использую разнообразные формы и методы работы, осуществляю экспериментирование во всех сферах детской деятельности. (Приложение № 1)
Воспитательно-образовательный процесс осуществляю в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова М. А. Васильева. Большое значение уделяю игровым технологиям, используя игры - опыты и игры – эксперименты, словесные, дидактические, строительные игры, которые заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы, анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностям. (Приложение №2)
Важным аспектом для развития познавательной деятельности являются условия для саморазвития детей, которые стимулируют интерес к исследовательской деятельности. Создала тематическую подборку книг соответствующую изучаемым темам и объектам, картины, иллюстрации, познавательные, дидактические игры которые располагаются в экологическом уголке, кроме книг подобраны. Для экспериментирования имеются компьютерные и мультимедийные средства обучения, презентации, которые состоят из красочных анимированных слайдов. Они являются прекрасными помощниками при проведении НОД. В электронной мини - библиотеке находится видео, аудио, фото, сборники опытов и экспериментов. Медиатека постоянно пополняю видеозаписями детских праздников, развлечений. Их просмотр позволяет осуществлять качественный, всесторонний анализ мероприятий, а также трансляцию, обобщение, обмен опытом работы. (Приложение № 3)
Оформила центр экспериментирования, где имеется разнообразное оборудование: для определения свойств различных веществ: твердости, мягкости - деревянные палочки, лопаточки, прозрачные емкости, лупы; по сыпучести и вязкости - колбы, пробирки, ситечки, воронки, песочные часы; по растворимости - мерные ложки, непрозрачные- прозрачные емкости, пластиковые, резиновые трубочки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл), цветные прозрачные стеклышки, резиновые груши разного размера; по цвету, запаху и температуре - прозрачные колбочки, мерные стаканчики микроскоп, термометр. А так - же материал, подлежащий исследованию: пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь; растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн); йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель; природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов; бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.Одежда для проведения экспериментов: фартуки; халаты; медицинские перчатки; полотенца или салфетки. Для развития наблюдательности, умения сравнивать, обобщать в экспериментальном центре есть схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности. Запрещающие и разрешающие знаки эксперимента. Дневники наблюдений, карандаши, ручки. (Приложение № 4). Игра в исследовании часто перерастает в творчество. Для этого изготовила мини-макет «Подводный мир», где знакомлю детей с водоемом (речка, море, озеро), его обитателях, растительности, с рельефом дна. (Приложение № 5). Для поддерживания познавательного интереса детей к природным объектам, и формирования бережливости и эмоционально-положительного отношения к своему родному краю я создала мини музей «Сибирская деревенька» из экологически чистых материалов – дерева (Приложение №6).
В своей работе использую определенную структуру и различные стимулы для положительной мотивации деятельности детей. (Приложение № 7)
В ходе практической деятельности я стараюсь, чтобы ребенок осуществлял и выполнял познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая при этом условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. При знакомстве детей с овощами разработала проект «Наш веселый огород». В ходе реализации проекта проводила с детьми опыты: «Проращивание семян гороха, бобов, овса, кресс салата в ткани», наблюдали за ростом корневой системы лука в воде и в земле, вели дневник, где делали зарисовки, создавали фото картотеку. (Приложение №8)
Разработала памятки – карточки для запоминания правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. (Приложение № 9)
Для расширения представления детей о физических свойствах окружающего мира провела простейшие опыты с водой: «Почему осенью бывает грязно?», «Какую воду можно пить»и т.д.
Наблюдая сильный дождь из окна, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах, дети делали выводы, что дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый, «грибной»). Для формирования у детей интереса к этому явлению использовала стихотворения, потешки, заклички про «Дождик» и др.
В целях систематизации работы с детьми в этом направлении разработала перспективный план по экспериментальной деятельности для средней, старшей и подготовительной группы. (Приложение №10).
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: родительские собрания, участие в детских праздниках, проведение акций, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, «Дни добрых дел», информационные листы, папки передвижки. (Приложение №11). Такие подходы способствуют сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Повышаю педагогическое мастерство участвуя в РМО, педагогических советах, семинарах – практикумах, провела открытое мероприятие. Информацией о накопленном мною положительном опыте делюсь с коллегам, имею дипломы и грамоты. (Приложение №12 - 16)
Мои воспитанники активно принимают участия в различных конкурсах и мероприятиях, где имеют грамоты и дипломы. (Приложение № 17)
В результате проделанной работы отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
- знания детей о физических свойствах окружающего мира, посредствам опытов и экспериментов возросли на 41 % (2011-2012 - %; 2012 -2013 - %);
- представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека на 39% (2011-2012 - %; 2012 -2013 - %);
-умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе экспериментирования на 44% (2011-2012 - %; 2012 -2013 - %). (Приложение №18 - 20)
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
В ближайшее время планирую разработать программу по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, используя имеющуюся эффективную систему работы по направлению. Считаю, что данная программа будет полезна многим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.