Учебный проект по математике по теме: «Все действия с натуральными числами» (5-й класс)


МБОУ « средняя школа № 64»
Московского района города Казани
Проект
на тему: «Все действия с натуральными числами»
5 класс (руководитель проекта учитель математики О.Н.Волостнихина)
20161.Пояснительная записка.
Данный проект, разработан в соответствии требованиям ФГОС.
Современная школа должна быть ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
И лучшим примером такого воспитания может служить подвиг нашего народа в годы ВОВ. С другой стороны каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала. Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса.
Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному краю, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о его истории, о том какой ценой досталась нашему народу Победа в 1945 году. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале ВОВ
Цели проекта: организовать продуктивную деятельность учащихся, направленную на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития: воспитание любви к родной стране, её истории; готовности к служению Отечеству, его защите; умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; контролировать процесс и адекватно оценивать результат своей учебной деятельности; расширить кругозор учащихся, способствовать развитию потребности в самообразовании.
В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры; показать связь математики с жизнью; прививать навыки исследовательской деятельности; способствовать повышению коммуникативной культуры учащихся; умению в ходе обсуждения поставить цель, обсудить план, определить последовательность своих действий на каждом этапе урока.
В предметном направлении: обобщение и систематизация знаний по темам курса математики 5 класса через решение практико-ориентированных задач; умение применять математические знания к решению нестандартных задач, а также в смежных дисциплинах и повседневной жизни; привитие интереса к изучению предмета математика, история. формирование готовности к непрерывному математическому образованию.
Планируемые результаты:
Личностные – учащиеся уважают и гордятся своей Родиной и своим народом, понимают, какой ценой завоёвана Победа, имеют гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, готового к служению и защите Отечества. Умеют грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, пополняют свои знания и имеют потребность в самостоятельном приобретении дополнительной информации. Выступают в роли автора своих задач.
Познавательные - учащиеся умеют рассуждать, обосновывать, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний, находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию; приобретают навыки исследовательской деятельности.
Коммуникативные - учащиеся умеют слушать и понимать речь других, аргументировать своё мнение, умеют продуктивно общаться в процессе совместной деятельности.
Регулятивные - учащиеся определяют цель проекта совместно с учителем, обсуждают план, умеют определять последовательность своих действий на каждом этапе урока, умеют понимать и использовать средства наглядности.
Предметные - учащиеся владеют основными типами задач на действия с натуральными числами, решении задач, видят универсальность математического языка в связи его с другими предметами.
Работа над проектом включала 7 этапов.
I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на историческом материале”.
III этап. Сбор фактических данных о ВОВ для составления задачи.
IV этап. Процесс составления задачи.
V этап. Оформление исторических сведений и задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
VI этап. Проверка и оценка авторских задач.
VII этап. Защита проектов
Класс разделился на 3 группы. Каждая группа выбрала одну из 3-х тем . И получила задание ( собрать материалы по данной теме и составить задачи используя архив школьного музея и интернет ресурсы)
– Татарстан - кузница боевых кадров ( 1 гр. Позывной- Татарстан)
– Татарстан – фронту Военная промышленность, сельское хозяйство
(2 гр. позывной - Волна)
– Татарстан – фронту Легкая промышленность, медицина. (3 гр. Позывной Ак Барс)
На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на историческом материале”.
Памятка.
1) Сбор фактических данных.
Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные
2) Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения .3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории.
Все задачи были оценены участниками групп, они самостоятельно выбрали самые интересные задачи, и оформили презентации.
Учебный проект по математике по теме: «Все действия с натуральными числами» (5-й класс)
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические).
База выполнения: школьная.
Формы обучения: групповая и индивидуальная (5-6 групп).
Продолжительность выполнения: средней продолжительности – один месяц.
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности: презентация.
План реализации проекта
Этапы работы Содержание этапа Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организация деятельности
 
 
 
 
Погружение в проект Проблематизация.
Обращение учителя к учащимся 5 класса после посещения школьного музея о сборе данных и составлении задач на военную тематику.
. Цель работы: создание презентации
Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о ВОВ.
Создание проектных групп
Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.
Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной. Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.
Помогает в постановке проблемы: сборника задач для учащихся 5 класса
Помогает в выдвижении задач.
Оказывает помощь в формировании групп, выборе ответственных в каждой группе.
Обращает внимание на важность предстоящей работы.
 
 
 
 
 
 
Планирование Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой).
Источники информации: материалы школьного музея, интернет ресурсы
Способ представления конечного результата.
Критерии оценки результатов работы:
– наличие ист. справки;
– корректность формулировки задачи;
– наличие подробного решения;
– подготовка слайдов с иллюстрациями. Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи: – Татарстан - кузница боевых кадров ( 1 гр. Позывной- Татарстан)
– Татарстан – -фронту Военная промышленность, сельское хозяйство
(2 гр. позывной -Волна)
– Татарстан – фронту Легкая промышленность, медицина. (3 гр. Позывной Ак Барс)
Срок выполнения работы – 1 месяц
Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи. Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на историческом материале” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)
2. Осуществление деятельности
 
 
Поиск информации Школьный музей, интернет ресурсы. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.
Наблюдает, советует.
 
Обобщение результатов и выводов Анализ полученной информации, формулирование выводов Анализируют информацию, формулируют условия задачи.
Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения. Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации. Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации.
3. Представление результатов и их оценка
 
Презентация Открытый отчет участников проекта о проделанной работе подготовка к защите проекта группой Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.
Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу. Группа отбирает более интересные задачи.
Все группы готовят общую презентацию.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.