Урок математики 4 класс Решение задач с помощью составления уравнения. Решение уравнений. Закрепление. День Независимости.

Прощалыгина Евгения Викторовна
Учитель начальных классов
ГУ «Школа – гимназия № 113»
Образование – высшее, КАЗНПУ
им . Абая
Педагогический стаж – 30 лет
Квалификационная категория – высшая.

Мое хобби - чтение научно – популярной и художественной литературы, периодики, интернет, домашние животные, туризм.
Мое педагогическое кредо – «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег.
Я работаю учителем потому, что «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя удовлетворенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Л.Н.Толстой.

Урок: математики 4 класс
Тема урока: Решение задач с помощью составления уравнения. Решение уравнений. Закрепление. День Независимости.
Цели урока:
образовательная: совершенствовать умения учащихся решать задачи с помощью составления уравнения.
развивающая: развитие умения анализировать и решать логические задачи.
воспитывающая: прививать чувство патриотизма, интерес к обычаям и традициям казахского народа.
Тип урока: Совершенствование знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: заочное путешествие по карте Республики Казахстан
Дидактическое обеспечение урока: учебник, пропись, карточки для устного счета, карта Республики Казахстан, иллюстрации с изображением достопримечательностей нашей страны.

Ход урока
Организационный этап:
1. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке.
2. Психологически подготовить учащихся к общению:
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, по карте Казахстана. Для этого нужно разделиться на 3 команды. Каждая команда выберет себе капитана и название команды. А наши гости будут представлять жюри. Они будут оценивать ваши ответы и подсчитывать балы.
2. Актуализация знаний.
Актуализировать субъектный опыт учащихся (опорные знания)
Чтобы узнать, какому празднику будет посвящен наш урок, нужно решить выражение, а ответы помогут нам найти название:
Устный счет
«Н » 3*100 = «А» 23*1000 = «С» 2000:100 = «О» 23400: 234 = «И» 2340: 10 =
«Е» 13000:1000 = «В» 1000: 500 = «И» 234000: 1000 = «С»1600: 800 =
«З» 234*10 = «И» 23400:100 = «М» 27000:100 = «Т» 2000: 400 =
н
в
з
а
е
и
т
о
с
м

300
2
2340
23000
13
234
5
100
20
270

- Какой праздник будет отмечать наша страна?
- День Независимости
- Что вы знаете об этом празднике?
- День Независимости Казахстана – высший государственный праздник страны. 16 декабря 1991 года Верховный Совет принял закон о независимости и государственном суверенитете Казахстана. Этот день считается днем памяти жертв декабрьских событий 1986 года. (На доске записываются числа 1991 и 1986)
Задача: Совместное с учащимися планирование работы на уроке.
Сегодня на уроке вы расскажете о достопримечательностях нашего государства и решите математические задания, а жюри будет подсчитывать очки.
3. Применение. Формирование умений и навыков.
Задание №1: Работа в тетради:
Выполнить в тетради каллиграфическую минутку. Прописать числа 1991 и 1986, дать характеристику этих чисел.
Задание № 2
Задача: применение изученного материала с учетом применения знаний о достопримечательностях Казахстана.
Первым пунктом нашего путешествия будет озеро Балхаш. Что вы можете о нем рассказать? Покажите его на карте. Сообщение ученика о достопримечательностях озера Балхаш.

Балхаш ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] БалKаш)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] полупресноводное озеро в восточной части [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], второе по величине непересыхающее солёное озеро (после [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и 13-е в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  в западной части она практически [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а в восточной  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].Балхаш» происходит от слова «balkas»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языков, которое означает «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте» Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного.Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте. После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Задание для первой команды. Закрепление умения детей решать задачи с помощью составления выражения.
Отправимся мы с вами туда на поезде со скоростью 40 км/час. Но нам навстречу едет другой поезд со скоростью 50 км/час. Через 40 часов они встретятся. Найдите расстояние между Алматы и Балхашом.
Решение задачи: (40+50)*40 =3600 (км)
Вторая станция: Аральское море. Что вы о нем знаете? Ара
·льское море  бывшее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на границе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уровень моря (и объём воды в нём) стал быстро снижаться вследствие забора воды из основных питающих рек [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с целью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] море распалось на два изолированных водоёма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].До начала обмеления Аральское море было [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по величине озером в мире. Коллекторно-дренажные воды, поступающие с полей в русло Сырдарьи и Амударьи, стали причиной отложений из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, появляющихся местами на 54 тыс. кмІ бывшего морского дна, покрытого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур.
Задание № 3 Задание для второй команды. Закрепление умения детей решать задачи при помощи составления уравнения:
В 1965 году объем Арала составлял 1070 км3 В. 2005 году объем уменьшился в 10 раз. Какой объем стал у Арала?
Решение: х*10 = 1070
х = 107 (м3)
Третья станция Байконур. Что вы о нем знаете?
Байкону
·р (с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] БайKоSыр  плодородная земля). Космодром «Байконур»  первый и крупнейший[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в мире [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], расположен на территории [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], недалеко от поселка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Занимает площадь 6717 кмІ. Космодром имеет большое международное значение. С космодрома возможны запуски различных типов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Один из трёх космодромов планеты, наряду с космодромами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предназначенных для запуска [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на борту. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] была подоб-
с учётом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Байконура с него производятся основные запуски. «Байконур» начал строиться 12 февраля 1955 года (принятое 12 февраля 1955 года постановление Правительства СССР о строительстве полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет), стал космодромом в 1957. В 1970-1980-х являлся крупнейшим космодромом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После распада [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале 1990-х космодром отошёл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Арендуется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] до 2050 года. Парламент Казахстана ратифицировал соглашение о продлении договора аренды до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в апреле 2010 года (соглашение было подписано президентами РФ и РК ещё в 2004 году).
Задание № 4 Задание для третьей команды. Закрепление умения детей решать выражения на внетабличное умножение и деление с комментированием.
Ученые, работающие на этой станции, прежде чем запустить космический корабль решают очень сложные задачи. Давайте и мы с вами попробуем решить выражение, состоящее из трех действий:
491645: 5 – 81208 : 8 = 88378
Дети определяют порядок действий и решают выражение по действиям с комментированием.
Четвертая станция - Астана. Что вы знаете об этом городе?
Уникальный город, сочетающий и восточную, и западную культуры, гордость Республики. Новой столицей Казахстана Астана стала в 1997 году, когда предложение Президента Назарбаева о переносе получило всеобщую поддержку. Причины переноса – важное геополитическое положение города, развитые коммуникационная и транспортная инфраструктуры, свободные земли для роста. Перенос столицы Казахстана в Астану ознаменовал новый этап в развитии города. Именно Астана стала государственным центром культурной, политической и общественной жизни. В 1999 г. Астана была удостоена премии Юнеско «Город мира», а в 2003 столицу отметило знаменитое мировое рейтинговое агентство Moody`s Investors Service. Так, город стал важным элементом «казахстанского бренда» и вошел в список 30 лучших мировых городов.
Задание № 5 Конкурс капитанов. Закрепить умение детей решать сложные уравнения с комментированием.
х*10 = 7890 – 890 40*6 + х = 9400 х- 560 : 7 = 20000
Пятая станция – город Алматы. Что вы знаете об этом городе?
С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Алма-Ата была столицей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с 1936 по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] столицей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с 1991 по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] столицей Республики Казахстан. Алма-Ата была последней столицей и крупнейшим городом Казахской ССР, затем стала первой столицей и крупнейшим городом Республики Казахстан. Несмотря на утрату статуса
политико-административной столицы, город является культурным и финансово-экономическим центром республики, остаётся единственным городом-миллионером страны. Город расположен у подножия гор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на крайнем юго-востоке республики и имеет своеобразный, довольно мягкий климатический режим с непростой экологической ситуацией. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (с 6 мая 1998  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), однако за Алма-Атой закрепляется статус Южной столицы Казахстана.

Задание № 6 Веселая разминка – соревнование между командами.
Закрепить умение детей устно решать сложные выражения на внетабличное умножение и деление, соблюдая порядок действий.
Каждой команде учитель раздает листы с заданием. Команда, которая выполнит задание первой, отдает лист жюри.
900: 3*2 = 900 : (3*2) =
(900 + 100) : 2 = 900 + 100 : 2 =
(900 - 100) * 2 = 900 – 100 * 2 =
4.Этап информации о домашнем задании:
Составить и решить сложные уравнения на нахождение неизвестного множителя и делимого.
5. Подведение итогов:
- Ребята, какие интересные задания вы выполнили на уроке?
- Какие стихи о Родине вы знаете?
Жюри подсчитывает баллы, дети читают стихи.
6. Рефлексия
- Ребята, что вам особенно понравилось на уроке? Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «Мы», «Дело»
1. Награждение команд 2.Угощение гостей. Казахский народный обычай: «Ша-шу».
Заголовок 215